На одном из подмосковных аэродромов они арендовали место под бытовку и стоянку для также арендованных ЯК-52 и ЯК-18. Через несколько лет это было уже в каком-то смысле культовое место. Парни смогли существенно расшириться: купили в собственность несколько пилотажных самолетов и один реактивный; постоянная клиентура расширилась до 300 человек; вместо старой бытовки на аэродроме появилось полноценное клубное здание. Добавился еще один профильный и выгодный бизнес — поиск и подготовка лётной техники. Яркая иллюстрация того, что можно одновременно и заниматься любимым делом, и неплохо на этом зарабатывать.
Однажды занесла судьба их в Питер, на какое-то авиамероприятие. Там, отлетав программу и вдоволь наобщавшись с коллегами по цеху, они получили предложение купить АН-2. В идеальном техническом состоянии, с консервации, с абсолютно невыработанным моторесурсом. Вот только одна засада — документов нет, и восстановить их после развала ДОСААФ невозможно. Купить это счастье одним куском со всеми проблемами можно было за символическую сумму — 300 000 рублей.
Очень интересное предложение, сложно не согласиться. И, как чаще всего у русского человека бывает, — уже после покупки начали думать, что с этим делать дальше. Вариантов множество: можно сдать в аренду МЧС для облета пожароопасных территорий, можно с него выкидывать парашютистов-любителей, можно для локальных авиаперевозок на маршрут поставить, а можно и перепродать. Миллиона за полтора — хорошая рентабельность.
Вот только для начала надо его легализовать и поставить на учет. В принципе, это несложно и не очень дорого, но в Москве. А вот в Питере — никак. Начинают они просчитывать варианты транспортировки свежекупленного самолета в Москву. А это, как ни крути, — негабарит. Соответственно, это сборка-разборка, погрузка-разгрузка, согласование маршрута, спецтехника и обязательное сопровождение. Цена суммарно за всё — ух! Существенно дороже стоимости самого приобретения. Замечательное законодательство в стране!
Пока парни в Питере думали, что теперь с этим всем счастьем делать, нашелся их бывший сослуживец, также оказавшийся после службы не у дел. Устроиться на гражданке, как его московские приятели, у него не получилось, и работал он в какой-то купи-продай-фирме в очень скромной должности.
А ведь небо зовёт! И он легко был готов сменить место жительства на иное, лишь бы связанное с авиацией.
Товарищи согласились его трудоустроить пилотом-инструктором и даже обеспечить жильем, но решение вопроса откладывалось на неизвестное время для устаканивания проблемы со свежеприобретенным АН-2.
— А давайте я его вам перегоню, что зря время терять? — вызвался соскучившийся по небу лётчик, рвущийся в бой.
— Это как?
— А вот так. В тёмную. Низенько-низенько. Только на месте меня примите.
— Не вопрос, на нашем аэродроме у нас все хорошо — примем в лучшем виде.
Авантюра, конечно, но договорились. Причем договорились и считать перегон самолета моментом трудоустройства с выплатой первой зарплаты и премии.
И вот ранним облачным утром из-под Питера взлетает несуществующий самолет и направляется в сторону Москвы. Летит он чётко вдоль автомобильной дороги. Для тех, кто не знает, АН-2 — легендарный биплан, в народе известный как «кукурузник», способный садиться на пашню и взлетать оттуда же, планировать с выключенным мотором, брать на борт полторы тонны, летать без заправки почти 1000 км и при необходимости лететь очень-очень медленно, со скоростью примерно в 100−110 км/ч.
А еще АН-2 внесен в книгу рекордов Гиннесса, и, несмотря на то, что выпуск его начат в 1947 году, его продолжают производить и по сей день. Правда, под другими названиями и маркировками. Короче, уникальный аппарат.
И вот дует этот уникальный аппарат в сторону столицы при полном радиомолчании. В какой-то момент пилот устает от чрезмерного напряжения, требующегося для полёта на супермалых высотах, и поднимается повыше, метров на 500, но эфир на определенных и ему известных частотах внимательно слушает. Но, поднявшись, становится видимым системе ПВО… Долго лететь незаметным у него не получается, его замечают. Запрашивают — молчит. А без вариантов, отвечать-то нечего.
Из-под Смоленска поднимают звено МиГов и отправляют на перехват его, немногословного. Еще бы — НЛО шпарит в сторону Москвы! Или Руст очередной, или террорист, гексогеном обвязанный, в Кремль направляется.
Понимая, что скоро может запахнуть жареным, пилот «падает» на прежнюю супермалую высоту и пристраивается над дорогой. Он сам на МиГах летал, он их ЛТХ наизусть знает. МиГи прибыли в означенный квадрат, отсканировали его боевыми радарами, избороздили вдоль и поперек и ни с чем удалились.
Побултыхавшись над дорогой, через какое-то время пилот-нарушитель опять поднимает машину повыше — отдохнуть. И опять становится видимым системе ПВО. История повторяется: МиГи, только уже из-под Кубинки; падение на супермалые высоты над дорогой; перепахивание квадрата с отрицательным результатом; уход МиГов на базу. А уже МКАД перед носом…
Пройдя над МКАДом до шоссе, идущего в нужную сторону, легендарный АН-2 опять меняет направление полета и направляется уже непосредственно к аэродрому, где его с нетерпением ждут. Если не считать полного хаоса в эфире, эта часть маршрута проходит относительно спокойно, и он без проблем садится.
Приземлившийся самолет сразу закатывают в ремонтный ангар, где шустренько создают видимость долгого его стояния и тяжелейшего ремонта. И вовремя — на аэродром с синими мигалками прибывают парни из ОООчень серьезного ведомства. И сразу в диспетчерскую.
— Кто в последние полчаса садился?
— Да вот журнал, смотрите. А что случилось?
— Не вашего ума дело! Всего 3 взлёта-посадки? Пошли на поле и давай сюда старшего.
Идут.
— Это что за самолет? — тычут пальчиком в стоящий ЯК-18.
— Этот без движения уже месяц стоит. Двигатель в ремонте на заводе.
— А этот?
— Приземлился 20 минут назад. На тренировочный полет летал, вот отметка в журнале.
— Ну, а этот?
— У нас на хранении, но не вылетал уже полгода. Можете мотор потрогать — он холодный.
Таким образом обошли весь аэродром, суя свой нос во все щели. В том числе и в ангар, где стоял виновник торжества, который, впрочем, никого не заинтересовал, так как уже имел внешний вид, не подразумевающий возможность полёта.
— Значит, так, — сказал старший из приехавших ОООчень ответственных лиц. — Будем считать, что вы к произошедшему не имеете никакого отношения.
— Да к чему хоть? Что случилось?
— Ни к чему, и не вашего ума дело. Но чтобы в последний раз! Понятно?
— Понятно…
— До свидания.
— До свидания…
Как эта история была отражена в официальных документах и отчетах, неизвестно, но для всех действующих лиц на этом и закончилась. Аэроклуб успешно работает по сей день, а ведущим пилотом-инструктором в нём — именно пилот того самого АН-2.
Но стоит отдельно добавить, что в этой истории есть еще один аспект. Экономический. О котором стоит сказать отдельно хотя бы вскользь. Один час летного времени одного МиГа стоит около полумиллиона рублей. Летало 2 звена по одному разу. Самолет-виновник был куплен за триста тысяч рублей. Перегнали его за 60 тысяч… Очень забавно сопоставлять эти цифры между собой.
Прикольная история, сильно GTA SA напомнило - миссию n.o.e. ^^ Правда, там не на Кропдастере (в принципе чем-то похож на героя истоии), а на истребителе второй мировой герой летел.
Я только не поняла, зачем он прямо над дорогой висел. Чтобы сверху видно не было?
И да, что гайцы? Неужели не заметили?
0 Ответить
Линда Кайе, над дорогой он висел для того, что бы с воздуха при помощи боевых радаров истребителей его нельзя отличить от фур, едущих по этой же дороге. А ГАИ что? Ну заметили, и дальше? Сейчас оперативные связи между ведомствами отсутствуюют.
0 Ответить
Сергей Казиник, понятно.
А гаишники вполне себе взаимодействуют. У нас гаишники рапортуют о затонувших пароходах, и ничего ^^'
0 Ответить
Линда Кайе, ну отрапортовать то они могут, но что дежурка с этой информацией делать будет? Постоянно работающих оперативных штабов, координирующих работу мчс, мвд, фсб, сэс и прочих ведомств у нас в стране нет. А летящий самолет, в отличии от затонувшего парохода, штука не статичная...))))))
0 Ответить
Сергей Казиник, и всё-таки, в отличиЕ. ЗаждалИсь Ваших статей и особенно такого плана как эта. У Вас же богатая практика, что Вам стоит "подбросить на жернова"? (это на грани фола,на кромке флуда)
0 Ответить
Сергей Дмитриев, спасибо! В последнее время не до писанины было... Дела, дела, потом неприятную полостную операцию перенес, ознакомился так сказать с отечественной хирургией....
Но в ближайшее время попробую что-либо подбросить, есть мыслишки))))
0 Ответить
Сергей Казиник, скорейшего выздоровления (пока стоит погода и можно погонять на мокике). читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Казиник, сочувствую,выздаравливайте. Будем подождать.
0 Ответить
Интересная статья. И самолет довольно интересный.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Славная история . Автору - спасибо за минуты удовольствия .
Грустно только состояние нашей авиации
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Москалева, Вам спасибо, рад что понравилось.
0 Ответить
А о чем статья вообще ? Таких "партизан" хватает, да я и сам из них... Вот только хорошего в этом ничего нет.
0 Ответить
Иван Бухой, статья о:
- профессионализме (на кукурузнике уйти от МиГов):
- чисто экономическом абсурде (калькуляция описанного начинания внизу статьи).
А вот хорошего в этом ТОЧНО ничего нет!!!! Когда свои вполне законные интересы люди должны реализовывать незаконными (партизанскими по вашей терминологии) методами - это точно не здорово!
2 Ответить
Сергей Казиник, о каком профессионализме ? Чего там уходить, если у истребителя скорость сваливания с вываленной механизацией чуть меньше максимальной у Ан-2 ?
Что касается калькуляции - каждой резьбе свой болт. Для перехвата низколетов-тихоходов нужна более подходящая техника. Кстати, видел аналогичную ситуацию, но там перехватчиком был Ми-24. Исход, думаю понятен
0 Ответить
Иван Бухой, ну не знаю.... на мой лузерский взгляд профессионализм все же имел место.
А на счет резьбы и болта - да, очень уместная аналогия.
0 Ответить
Иван Бухой, полностью с вами согласен. Когда в стране тривиальные вещи граждане вынуждены делать по-партизански, то в этом ничего хорошего нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Печально только, что с 47 года ничего более простого, надежного и доступного сделано не было. Всё новое - либо передрано с запада, либо на 70% из заграничных комплектующих. И это в стране, которая гордилась своими мозгами и промышленностью.
Думаю, летающий "автомобиль"-вездеход пользовался бы бешеной популярностью у тех, кому нужно в обход пробок быстро "долететь" из города за город и обратно. 300000 руб. = 10000$. А сколько стоит внедорожник?
А сделать взлетку за городом при наших пустующих землях - не проблема. Вот у города - да, тут земля дорогая. И согласований...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр, насколько я помню, АН-2 вообще с производства сняли. И как бы даже не утилизировали то, что оставалось . А еще слыхала, что этот самолет во всем мире ценится и на нем успешно летают наши западные братья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Ягольник, Почему не было? Было - уже упомянутая выше в комментах пчелка. Только их сейчас еще меньше чем АН-2 осталось....
И, как говорилось выше, авиатранспорт в РФ нифига не народный сегмент, хотя и очень актуальный и востребованный.
1 Ответить
Если это правда, то ребята молодцы. Хороший профессионал всегда найдет выход из неординарной ситуации. А просто "сочувствующие" будут завистливо удивлятся, списывая все на "наш бардак".
0 Ответить
Вячеслав Озеров, Не соврал ни разу! А статья-рассказ в изначальной версии называлась "гимн профессионализму", но такие названия не в формате ШЖ, так что пришлось изменить.
1 Ответить
Сергей Казиник, МОЛОДЦЫ. Не понимаю, почему многие видят здесь партизанщину. В жизни бывает все. Причины преступить правила, инструкцию, закон... бывают разные: от разгильдяйства других, до законодательного табу, действующего сегодня, а надо что-то делать.... И всегда ПРОФЕССИОНАЛ найдет выход из положения и выйдет победителем. А ПОБЕДИТЕЛЯ не судят. Не потому, что он победитель, а потому что он - профессионал, умеющий найти способ, как "повернуть дышло" в нужную сторону, а затем узаконить результат "поворота дышла".
0 Ответить
Вячеслав Озеров, согласен. Только по способу реализации это все равно партизанщина.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, А ПОБЕДИТЕЛЯ не судят.
Их иногда хоронят.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Антонов, бывает всё. Хоронят, как победителя, а если бы остался жив, то судили бы. Некоторые "строгие выговора", носишь, как ордена.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, Хоронят, как победителя, а если бы остался жив, то судили бы
Меня почему-то оба этих варианта не устраивают
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Антонов, Это Ваша проблема.
0 Ответить
Это значит, что МиГи надо снять с вооружения и отправить в металлолом. Что это за истребитель-перехватчик, когда он не смог перехватить даже простой кукурузник.
0 Ответить
Николай Щелок, ну не совсем так. МиГ - отличный самолет, только как и любой самолет имеющий определенные Летно-Технические Характеристики, о которых пилот АН-2 прекрасно знал, ибо на МиГах сам всю жизнь отлетел.
Так вот, при его рабочих скоростях и высотах, МиГ не может отличить автомобиль и соизмеримый с ним по размеру самолет, если они двигаются близко друг к другу и с соизмеримыми скоростями.
Что пилотом-профессионалом и было использовано.
1 Ответить
Сергей Казиник, Именно поэтому Руст в свое время смог беспрепятствено пролететь пол-России и приземлиться рядом с Кремлем?
Так он мог бы и бомбу сбросить на Кремль.
Чего тогда стоят все ВВС России?
Возникает мысль, что в воздушной обороне страны существует серьезная прогалина, дыра? Так?
Или с тех пор многое изменилось в этом вопросе?
0 Ответить
Nikolay Shelok, не кормите террористов. У нападающих всегда фора, будь то на хулиганском уровне или на космическом. В любой обороне можно откопать трещины, щели, слабые места.
0 Ответить
Nikolay Shelok, ну если чего и изменилось, то явно не в лучшую сторону. Но данном случае речь идет именно о профессионализме пилота АН-2, который знал и смог реализовать на практике некоторые чисто лётные фишки своего самолета, используя известные ему данные ЛТХ МиГов.
А с Рустом все не так. Когда он пролетал через границу его пограничники визуально засекли. И в ПВО сообщили. А дальше человеческий фактор.... На Руста даже никто не взлетал.
А ВВС страны рассчитаны на борьбу с соизмеримым противником - это они умеют, а вот этот формат уже не для них.
0 Ответить
Сергей Казиник, Тогда в верЬхах не хватило чувства юмора, чтоб не придавать такого пиара озорному пилоту.
Теперь я понЯл, что Вас надо командировать на поиски Ан-2 в Свердловской области, только на Вас теплится надежда.
0 Ответить
Сергей Казиник, езда без прав на угнанной "девятке". Хорошо, что хоть не пьяный
А вообще занимательно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Антонов, Ну не совсем так..... Хотя близко.
Самолет никто не угонял, его как-бы вообще не было.
Это как какой-то ярославский изобретатель (фамилию к сожалению не помню) вездеход изобрел. На легковой эвакуатор не помещается, грузовой от Ярославля до Москвы очень дорого. А в НАМИ ехать легализовывать свежесозданную машину надо. Так он плюнув на все так поехал. Где гаишные посты по полю объезжал, где взяток давал, а где просто не останавливался.
До НАМИ доехал, ПТС получил, на учет вездеход поставил, номера получил и даже известным стал - о нем в "за рулем" писали и в "главной дороге" показывали. А начиналось с того же - злостное и умышленное нарушение закона.
Так кто виноват: сами инициативные парни или кривое законодательство?
А вообще рад что понравилось.
1 Ответить
Спасибо за рассказ.
А вообще, обидно конечно что малая авиация у нас в зачаточном состоянии, а то что есть либо незаконно или безумно дорого.
0 Ответить
Дмитрий Елисеев, да. Хоть сейчас и чуть попроще, чем 2-3 года назад, но о полноценной эксплуатации данного формата в РФ речь вообще не идет.
0 Ответить
Забавная история!При нашем бардаке могла и произойти,а может быть и нет....
0 Ответить
Интересная история и АН-2 красавец. Почему не делают ЛА-биплан побольше вместимостью для местных линий? Летает ли сейчас "Пчёлка"?
Статья с натуры на 5.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, те пчелки которые оказались в собственности у людей живы и летают до сих пор. А те которые остались в разных организациях, давно сданы на лом. А жаль - отличный самолет!
0 Ответить
Сергей Казиник, "Госплан" во главе с Эльвирой должен принять решение о развитии малой авиации для местных линий, восстановить для чего Саратовский АЗ в режиме административно-командной системы. Там развелось много специалистов по составлению грустных прогнозов поста ВВП, делами бы занялИсь.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, нечего там восстанавливать. А что касается Эльвиры, то пора в режиме административно-командной системы принимать решение о выделении некоторого количества свинца.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Антонов, это слишком круто. Надо поменять регистр приоритетов, зАдать другие установки, кинуть другие слоганы и те же самые кадры сделают ушки топориком и начнут выдавать резулт.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, эти разговоры идут давно, но воз и ныне там. Причем эта проблема комплексная, начинающаяся с безумной растаможки ввозимых легких самолетов и вертолетов. Б/у-шный Робинсон, стоящий в США 35-40000 долларов, доехав до Москвы и растаможившись начинает стоить от 160000 долларов и в гору. Или так же б/у-шный чешский Злин, купленный в Праге за 7000 евро, в столице стоит уже более миллиона рублей.... Так что говорить о малой авиации как о народно-доступном сегменте не приходиться.
1 Ответить
Сергей Казиник, вот и прилетели! В.Путин что ? Не в курсах такого положения дел? Вот где след бы перейти на ручное управление и разрулить перекрёсток финпотоков.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, В курсе, в курсе. Именно он в предыдущее свое правление такие безумные таможенные тарифы утвердил. Конечно же в рамках поддержки несуществующего отечественного производителя! Ура товарищи!!!
1 Ответить
АН-2
1 Ответить