Когда это происходит первый раз, люди огорчаются, но если такая история повторяется ежедневно, принимают решения. Так что вскоре перекресток получил новое имя, не буду его здесь называть. Если свет красный — люди спешат перейти, чтобы успеть на зеленый второй половины проезжей части. От этого удерживают машины, если они есть. Если машин нет, легко отличить местных жителей, уставших от глупого светофора, от гостей. Они стоят. Сначала стоят, потом, помявшись, идут. Те несколько секунд пред решением пойти, когда все остальные пешеходы уже все перешли, проявив сообразительность, и есть мгновения бордюрного стыда (сurb shame).
Он характерен не только для перекрестков с «глупыми» светофорами, нисколько не учитывающими психологию людей, он бывает везде. Что думает человек, оставшийся в одиночестве на тротуаре?
Возможно, он законопослушный гражданин. В этом случае он выделяется как тот, кто послушание начальству ставит выше единения с группой, группы такое иногда не прощают, и остающийся в одиночестве может испытывать подспудный страх отвержения.
Может быть, он боится машин. Но бояться стоит того, что опасно, а машин-то нет. Нелегко ощущать себя трусом.
Не исключено, что он испытывает физическую неловкость. Все перепорхнули на другую сторону, он остался и почувствовал свою маломобильность.
В любом случае ощущение не из приятных.
Не так давно практически на всех светофорах показывали, сколько секунд надо ждать смены сигнала. Теперь эта функция повсеместно исчезает. То ли те, кому по долгу службы приходится программировать светофоры, получают много нарицаний, то ли долгое ожидание, выраженное в секундах, провоцирует людей принимать «неправильные» решения ради экономии времени. Легко ждать три секунды, 99 — трудно. Жаль, потому что со знанием того, как долго придется ждать, можно планировать время. Да-да, планировать эти секунды.
К примеру, студент, посмотрев на число «30», может поставить себе задачу назвать тридцать иностранных слов или вспомнить десять формул, или представить пятнадцать картин. Можно затаить дыхание и узнать свою жизнеспособность, которая прямо связана с количеством секунд, которые можно легко обходиться без воздуха. Посмотрите таблицу в книгах о Константине Павловиче Бутейко, там четкий прогноз для тех, кто не может выдержать и пяти секунд.
Бордюрный стыд плох тем, что его преодолевают. Масса пешеходов переметнулась через дорогу, сдвинутый с места стыдом запаздывает и вызывает раздражение водителя приближающегося автомобиля. Хуже будет в том случае, если он, к примеру, споткнется. Водитель, ощущая свою правоту, затормозит, конечно, но с опозданием. Нет, не из вредности, но потому, что свет велит ему ехать, а не стоять и не быть бдительным.
Если масса народу побежала через дорогу и вас не понесло с ними стадное чувство, лучше не трогаться с места и спокойно заниматься своими мыслями, пока сигнал не изменится. Стыд возникает от предполагаемого осуждения, но на светофоре нет никому ни до кого никакого дела. Так что можно спокойно стоять и ни о чем не переживать. Никто не осудит за доверие светофору. Осуждают только за глупость, когда люди создают своей спешкой проблемы на дорогах. Чем больше людей перестанет бросаться вперед на красный свет, тем спокойнее водителям, и тем нормальнее будет восприниматься требование пересмотреть режим переключения света, если светофор настроен неудобно для пешеходов. Согласитесь, что нет смысла в наладке того, что все равно игнорируют и будут игнорировать. Давайте постараемся заботиться не только о себе.
Неплохо бы и выглядеть достойно, как люди, которые никуда не спешат.
Поехали мы с коллегами как-то на семинар в другом городе и один наш сотрудник перешел дорогу на запрещающий сигнал светофора, так руководитель нашей группы потом ему говорит: "Что ж ты, ... , нас позоришь. Могут подумать, что мы с села приехали." ))
Мораль? Знание и выполнение требований ПДД обязательны для культурного человека.
Спасибо за статью. Есть еще видео, "как сбивают пешеходов", довольно жесткое, но очень полезное.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Мне нравятся светофоры с секундами. Дальнозоркость позволяет разглядеть издалека и подстроить темп ходьбы. Очень интересно включать внутренний хронометр.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Было такое. Потом принял для себя правило - невзирая на стадность, все-таки подчиняться ПДД (раз в Европу намылились) - и все комплексы исчезли.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В нашем районе, напротив, повсеместно вводятся именно светофоры с секундами.
Говорят, в Европе законопослушные граждане - даже если нет машин, будут ждать зеленого сигнала.
Что касается стадного чувства, есть другая крайность у пешеходов - не пропускать машину, которая не успела закончить маневр. Безумно бесит, раньше я стоял, потом понял, что это бесполезно. В данном случае пешеходы ведут себя, как стадо баранов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить