• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Михаил Груздев Грандмастер

Система «Платон». Сколько придётся платить за тонну?

С 15 ноября 2015 года в России вступило в силу постановление правительства, по которому федеральные трассы стали платными для передвижения автомобилей массой свыше 12 тонн. Сколько придётся теперь платить не только водителям и собственникам, но и всем нам? Давайте посчитаем.

pixabay.com

То, что крупнотоннажные автомобили сильнее всего портят дорожное полотно, ни для кого не секрет. Поэтому введение системы покилометровой оплаты, при которой за проезд по дорогам будут платить только те, кто приносит наибольший ущерб дорожному полотну, выглядит вполне адекватной идеей.

Законодательная и исполнительная власть уже с 2011 г. озаботилась программой взимания платы с крупнотоннажных грузовиков с разрешённой максимальной массой более 12 тонн. И вот 15 ноября 2015 г. эта система заработала! Её назвали «Платон», от слов «плати за тонну». И с самого начала всё пошло не так гладко, как предполагали российские властные и приближенные к ним структуры.

Чтобы начать работать в системе «Платон», собственнику автомобиля сначала необходимо зарегистрироваться в системе. Для этого необходимо отсканировать документы на автомобиль, свидетельство ИНН и оставить адрес электронной почты, на который позже пришлют логин и пароль от аккаунта системы «Платон». Сделать это можно пока только в крупных городах в офисах системы. Далее открыть банковский счёт. Положить на этот счёт деньги. Зарегистрировать маршрут — внимание! — который предложит водителю система. Исходя из километража маршрута, со счёта списывается сумма. Отклонение от этого маршрута, даже для ремонта машины, считается нарушением. Вот, вроде, и всё.

Расценки за 1 км: 1,53 р. до 29 февраля 2016 г. и 3.06 р. с 1 марта 2016.

Штраф за неуплату: 5 000 р. с водителя; 40 000 р. с индивидуального предпринимателя; 450 000 р. с юрлица.

Это на первый раз, далее штрафы возрастают, но не более 1 000 000 р. Миллион за неуплату или нарушение, даже непреднамеренное! Нехило, правда? Расценки утверждены премьер-министром РФ Д. Медведевым.

В 2019 году предполагается взимать 3,73 рубля за 1 км.

Зарегистрированному в системе «Платон» выдаётся специальная маршрутная карта или бортовое устройство для автоматического списания средств. Оплата осуществляется через платёжные терминалы в офисах системы «Платон».

Создатели системы: компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) и инвестиционный фонд «РТ-инвест», структуры, контролируемые Игорем Ротенбергом и Сергеем Чемезовым. На создание системы потрачено примерно 29 млрд. рублей.

Средства идут в федеральный бюджет на ремонт дорог и улучшение дорожной инфраструктуры и, внимание, на оплату работы системы «Платон». Следить за «порядком» будут специально оборудованные автомобили.

По старой российской традиции, всё пошло не так, как предполагали разработчики системы.

Ещё до начала функционирования по стране прокатилась волна протестов водителей-дальнобойщиков, которая не утихает и в настоящее время (декабрь 2015 г.). Основные требования водителей: отсрочить введение оплаты, уменьшить расценки и штрафы и наладить надёжную работу самой системы.

«Сырое» программное обеспечение пока не работает как надо: то маршрут рассчитает гораздо длиннее оптимального, то деньги несколько раз спишет… Да и сама идея, что часть доходов от сборов пойдёт «в карман частным лицам», тоже возмущает дальнобойщиков. Многие беспокоятся за сохранность своих персональных данных. Не секрет, что подобные программные системы регулярно взламываются хакерами. И так далее…

Протесты водители чаще всего выражают в очень простой форме: перекрывают дорогу двумя параллельно двигающимися с минимальной скоростью фурами, создавая на федеральных трассах многокилометровые пробки. В областных центрах дальнобойщики собрали импровизированные митинги, пикеты и демонстрации.

30 ноября 2015 г. водители из 30 регионов собрались в Центральной публичной библиотеке г. Ростова-на-Дону и выработали резолюцию, которую отправили президенту Р Ф Владимиру Путину.

Сначала власть просто попыталась «надавить» на организаторов движения дальнобойщиков. Их даже пытались объявить «пятой колонной». Однако организованные действия водителей заставили власть пойти на уступки.

25 ноября 2015 г. вице-премьер Аркадий Дворкович в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что правительство снижает штрафы за нарушения: 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. руб. за последующие для индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц предполагается снизить штрафы более существенно: с 450 тыс. до 50 тыс. руб. за первое нарушение и до 100 тыс. руб. за последующие. Пока документ не примет Госдума, штрафы решено не взимать совсем. А 8 млрд. рублей, которые недополучат фирмы-владельцы системы «Платон», будут компенсированы из федерального бюджета. То есть из нашего кармана…

Последствия?.. Они уже видны.

Акции дальнобойщиков на несколько дней парализовали движение на федеральных трассах в 70 регионах страны.

Ожидается подорожание абсолютно всех товаров и услуг. Председатель правления Сбербанка Герман Греф уже прогнозирует увеличение инфляции за счёт взимания платы с большегрузных грузовиков на уровне 1,2−1,5% в год.

Ожидается уменьшение завоза в отдалённые районы, где и так магазинные полки ассортиментом не блещут.

Ожидается уменьшение числа дальнобойщиков-частников. Штраф за неоплаченный проезд — 40 тыс. руб., для индивидуального предпринимателя — это примерно месячный заработок. Попадёшься дважды, семью будет кормить нечем. Из этой ситуации, правда, есть выход: перевозить груз более «лёгкими» авто, но смысл? Ведь затраты на малотоннажную машину в пересчёте на тонну куда выше, чем крупнотоннажной, даже с доплатой, которую берёт система «Платон». Кроме того, кто может поручиться, что малотоннажные авто тоже не обложат со временем «оброком»?

Часть большегрузных автомобилей неизбежно переместится на бесплатные региональные дороги, дорожное полотно которых не рассчитано на крупнотоннажные авто. Следовательно, региональные дороги придётся ремонтировать чаще. Ну, а то, что скорость движения по этим дорогам и безопасность движения уменьшатся, это уже неизбежное следствие. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов уже внёс в правительство идею, что нужно собирать «дань» и с проезда по региональным дорогам.

Политические последствия: акции протеста водителей, которыми пользуются для пиара некоторые политики.

И кто заплатит за всё это?

Статья опубликована в выпуске 14.12.2015

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Владельцы грузовиков будут платить за проезд не только по федеральным, но и по региональным дорогам. Это нововведение содержится во внесенном в Госдуму законопроекте. Новый сбор способен принести в местные бюджеты миллиарды рублей. В Госдуме идею назвали преждевременной: субъекты федерации скоро и так получат деньги от федерального «Платона» — сначала надо посмотреть, как их используют, а потом думать о дополнительных сборах."

    Газета "Коммерсант" 20.07.2016

  • 16.04.2016
    Система "Платон" вчера должна была перейти в новый режим работы: проезд грузовиков по федеральной трассе оплачивается не авансом, а в течение месяца после поездки. Грузоперевозчики ждали этой опции, так как сами получают деньги от контрагентов после доставки товара. Но сервис не заработал, поскольку не вышло регламентирующее постановление правительства РФ. Эксперты не исключают политической подоплеки: чиновники дожидаются решения Конституционного суда (КС), который должен поставить точку в споре о законности работы "Платона".

    Газета "Коммерсант" 16.04.2016

  • Николай Ковалев Николай Ковалев Читатель 14 марта 2016 в 20:00 отредактирован 25 мая 2018 в 06:17 Сообщить модератору

    Фуры меньше порят дороги чем легковый! К тому же фуры везут груз, а не задницы, ради развлечения! "Платон" отяготит кошельки потребителей очень ощутимо, и набьет кошельки отдельных хапуг! Дорог ни кто не будет сторить на эти денежки, так как собирает деньги иностраннная. частная компания!

  • "Госавтоинспекция начала выписывать штрафы владельцам большегрузов, не оплатившим проезд по федеральным трассам в рамках стартовавшей системы "Платон", сообщает РБК."

    Правовой портал "Право.ру" 3.03.2016 г.

  • "Водители большегрузных магистральных автомобилей из 43 регионов страны будут бастовать с 20 февраля по 1 марта против системы "Платон", что следует из сообщения "Интерфакса" со ссылкой на пресс-секретаря химкинских (Московская область) дальнобойщиков Таисию Никитенко. Это выразится в том, что вернувшись домой, они в этот период не станут брать новых заказов, протестуя таким образом против взимания с них платы за проезд по федеральным дорогам общего пользования."

    Журнал "Expert Online". 20 февраля 2016.

  • "Компания-оператор системы «Платон» до 2027 года будет гарантированно получать из бюджета 9,9 млрд руб. в год, вне зависимости от выставленных штрафов, следует из документа, опубликованного Алексеем Навальным."

    Телеканал "РБК". 28.12.2015

  • Тяжело быть пророком... Всё, о чём написал в статье начинает сбываться.

    "Министерство транспорта в ответ на депутатский запрос коммуниста Валерия Рашкина сообщило о подготовке исследования, которое должно выявить целесообразность взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с большегрузов от 3,5 т. Также рассматривается распространение действия системы «Платон» на региональные трассы. Господин Рашкин считает, что эти действия «совершенно типичны для нынешней политической системы»."

    Газета "Коммерсант". 23.12.2015

  • "Система взимания платы по федеральным дорогам «Платон» может быть введена и на региональных трассах. Руководство Московской области уже работает над этим проектом, но возможные тарифы или сроки еще не называются. Ранее депутаты Госдумы заявляли, что на региональном уровне запустить подобный проект невозможно из-за законодательных ограничений. Дальнобойщики называют озвученную идею «диверсией»."

    Газета "Коммерсант". 21.12.2015.

  • "​Около 70 человек приняли участие в акции в защиту дальнобойщиков у здания администрации президента на улице Ильинка в Москве, передает «Дождь» со ссылкой на своего корреспондента. На акции также выступили депутаты Госдумы от КПРФ."

    Телеканал "РБК". 14.12.2015

  • Деньги не идут в бюджет, а в частную компанию. Предварительно собираются в Газпромбанке. И так далее. Очередное надувательство граждан.

  • Игорь Пульхритудов Игорь Пульхритудов Читатель 14 декабря 2015 в 11:22 отредактирован 24 мая 2018 в 20:01 Сообщить модератору

    Часть большегрузных автомобилей неизбежно переместится на бесплатные региональные дороги, дорожное полотно которых не рассчитано на крупнотоннажные авто. Следовательно, региональные дороги придётся ремонтировать чаще. Ну, а то, что скорость движения по этим дорогам и безопасность движения уменьшатся, это уже неизбежное следствие. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов уже внёс в правительство идею, что нужно собирать «дань» и с проезда по региональным дорогам

    Автор: Михаил Груздев
    © Shkolazhizni.ru
    Собственно "наиболее умные" большегрузы на региональные трассы уже переместились, например на "местной" трассе Ступино - Михнево количество большегрузов в ноябре - декабре с. г. выросло в 1,5 раза по сравнению не только с аналогичными месяцами прошлого года, но и с мартом - апрелем этого года (с любимым нашей статистикой 1913-м годом сравнить даже не пытаюсь.)

  • Вы ещё забыли добавить, что теперь дальнобойщик за одно и то же платит трижды: дорожный налог, акциз на дизтопливо, платон.

  • И кто заплатит за всё это
    Как обычно, зомби-лэнд...

  • "Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) предлагает правительству пересмотреть систему по взиманию платы с большегрузов за пользование федеральными трассами («Платон»). Об этом говорится в принятых сегодня СПЧ рекомендациях в связи с протестами дальнобойщиков против ее введения."

    Газета "Коммерсант". 11.12.2015.

  • "Грузоперевозчики с 15 апреля следующего года получат возможность платить за проезд большегрузов по федеральным трассам после поездки, а не в режиме авансового платежа. Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович."

    Телеканал "РБК". 11.12.2015.

  • "В обращении к главе правительства, которое подписали 20 организаций (в том числе Рыбный союз, Зерновой союз, Национальная мясная ассоциация), указывается, что технические сбои в работе системы взимания платы с большегрузных автомобилей и нехватка оборудования приводят к тому, что малые и средние транспортные компании, не имеющие достаточно оборотных средств, отказываются брать заказы, сообщает газета «Коммерсантъ».

    Совокупность описанных факторов влечет рост себестоимости товаров, что впоследствии выльется в повышение оптовых и розничных цен в преддверии новогодней активизации потребителей, предупреждают предприниматели."

    Телеканал "РБК". 10.12.2015.

  • "Согласно результатам исследования Левада-центра, которые опубликованы на сайте центра, протест дальнобойщиков, выступающих против взимания платы за проезд по федеральным трассам, так или иначе поддерживают 71% москвичей."

    Телеканал "РБК". 10.12.2015.

  • "Сегодня стало известно, что протестущие в Подмосковье дальнобойщики (основные лагеря разбиты в Химках и на Каширском шоссе) договорились о создании своего профсоюза, который должен объединить представителей как минимум 58 регионов России. Он должен стать альтернативой Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, чей лидер Александр Котов неоднократно призывал дальнобойщиков не торопиться с протестными акциями."

    Телеканал "РБК". 9.12.2015

  • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 7 декабря 2015 в 12:21 отредактирован 7 декабря 2015 в 12:23 Сообщить модератору

    То, что крупнотоннажные автомобили сильнее всего портят дорожное полотно ни для кого не секрет. Поэтому введение системы покилометровой оплаты, при которой за проезд по дорогам будут платить только те, кто приносит наибольший ущерб дорожному полотну, выглядит вполне адекватной идеей.

    Выглядело бы адекватно, если б дороги строились и ремонтировались. А на фоне того, по чему ездят многотонные грузовики, и с учетом что средства от транспортного налога и акцизов на соляру не делают наши дороги лучше, еще один побор иначе как побором назвать трудно. Предположить, что деньги не будут, как обычно, благополучно разворованы, состояние имеющихся по наследству от Советской Власти дорог улучшится, и построены новые - столько оптимизма нет даже у ребенка.

    А дальнобои не дети.

    Ожидается подорожание абсолютно всех товаров и услуг. Сбербанка Герман Греф

    Должность пропустили, поправьте покуда Сбербанк не обиделся ))

    Оценка статьи: 4

    • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 8 декабря 2015 в 11:33 отредактирован 8 декабря 2015 в 11:34 Сообщить модератору

      Сергей В. Воробьев, я недавно разговаривал с прорабом или как там называется должность бригадира дорожно-ремонтной бригады. так вот, он утверждает, что стандарты с советских времён, когда самым тяжелым автомобилем был 20-тонный КРАЗ, поменялись очень незначительно. И сколько ты ни вкладывай денег, ремонтируя дороги, если по ним ездят 40-тонные грузовики, на которые дорожное полотно просто не рассчитано, толку всё равно не будет. А менять стандарты кому-то очень невыгодно...

  • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 6 декабря 2015 в 07:58 отредактирован 6 декабря 2015 в 07:58 Сообщить модератору

    "На парковке ТЦ «Мега» появился знак «въезд грузовикам запрещен»

    У въезда на парковку торгового центра «Мега» в Химках, на которой протестующие дальнобойщики встали на стоянку, сотрудники ДПС повесили знак «въезд грузовикам запрещен», передает корреспондент РБК.

    Как рассказала РБК пресс-секретарь дальнобойщиков Тася Никитенко, поблизости ​от ТЦ «Мега» в Химкам находятся около 100 фур, готовых заехать на стоянку дальнобойщиков у торгового центра. Среди них, в частности, те грузовики, которые только в субботу добрались до Москвы, а также фуры с трассы М4.

    По словам Никитенко, сотрудники ДПС отказались комментировать ей причины установки знака «въезд грузовикам запрещен».

    По словам корреспондента РБК, сейчас у стоянки дальнобойщиков на парковке ТЦ «Мега» находятся четыре автозака и три машины ДПС."

    Телеканал РБК. 6.12.2015.

  • "​Росавтодор может предъявить финансовые санкции концессионеру «Платона» (система взимания платы с большегрузных автомобилей) из-за сложностей в работе системы. Об этом заявил в ходе межрегиональной видеоконференции с участием ГИБДД, водителей и Росавтодора глава ведомства Роман Старовойт, передает ТАСС."

    Телеканал "РБК". 5.12.2015

  • "Госдума приняла во втором основном и в третьем окончательном чтениях закон, устанавливающий порядок взимания платы с большегрузных автомобилей и штрафы за уклонение от нее, передает «РИА Новости». Поправки предлагается внести в федеральный Кодекс об административных правонарушениях: неоплата сбора повлечет штраф в 5 тыс. руб. с водителя, а в случае фиксации нарушения камерами — на собственника автомобиля. Повторное нарушение обойдется в 10 тыс. руб. Изначально предполагался штраф в 450 тыс. руб. на юридических лиц."

    Газета "Коммерсант"4.12.2015