Прочитав, я поняла, почему мы такие Буратины и с упорством маньяка всё роем ямы и запихиваем в них своих детей. Пока у руля такие рулевые, яхта отечественного образования нескоро вернется в порт постоянной приписки, а подобно «Летучему голландцу» будет обречена на вечный дрейф. Что ж, как сказал Юрий Алексеич, «поехали»…
Единый госэкзамен вводился с целью обеспечения возможностей детям из самых дальних регионов от Калининграда до Сахалина поступать в ведущие вузы России. И в этом смысле было важно, чтобы везде были одинаковые процедуры проведения экзаменов. То есть в этом плане предназначение ЕГЭ продолжает сохраняться.
Как говорил киношный Мюнхаузен, все самые большие глупости на земле делаются с серьезным выражением лица. Ведь чтобы умный человек поступил в хороший вуз, не надо никуда ехать. Хороший вуз должен быть в его регионе. И работа тоже. В это и надо вкладываться. А одинаковые процедуры — это по медицинской части.
Хуже или лучше стало, что из ЕГЭ исключили задания с выбором ответа, а оставили только открытые вопросы? Думаю, что хуже. Если у троечника есть варианты ответа и он слабо знает предмет, то для него это хоть какая-то подсказка. А когда он читает обычный вопрос и понимает, что не знает материал — он просто впадет в ступор. В результате придется снижать пороговую планку экзамена, чтобы не ставить слишком много двоек и не оставлять детей без аттестатов о среднем образовании.
Как видим, средняя температура по больнице по-прежнему в тренде. Довод про «ступорного» троечника — достойный ответ самого троечника. А то, что троечник (и даже двоечник) по теории вероятности, которую В. Болотов — не знаю, изучал ли, просто угадает ответ, в то время как работяга-хорошист «промажет», наш герой смиренно опустил. В конце концов, выбор из трех вариантов не столь уж и велик, а вот уровень интеллекта показать «тыком» не выйдет. А в ступор можно впасть, если ты знаешь ответ, но в предложенных вариантах его нет.
Разговоры о том, что два последних класса в школе не учат, а натаскивают на ЕГЭ — в пользу бедных. Неправда, что многие задания, которые предлагаются в тестах, — за рамками школьной программы. Возможно, задания из повышенного уровня ЕГЭ учителя не успевают решать в классе. Это примеры действительно… для школьной элиты, а учитель ориентирован на средних школьников. Но тут дело не в тестах, не в натаскивании, а в неправильной организации учебного процесса.
Действительно, г-н Болотов, это какие-то неправильные пчёлы! И само понятие «школьной элиты» многое объясняет. У нас уже есть «одаренные дети», теперь будет «школьная элита». А кто это? Понятие уж больно скользкое. А учителя не успевают, потому что нет системы, а есть вытаскивание обрывков знаний из разных областей. Этого требует ЕГЭ. Немного бульдога, немного носорога — и «ЕГЭ готово».
Я убежден, что ЕГЭ должен эволюционировать. На мой взгляд в нем должно появляться все больше компетентностных заданий. Тех, что проверяют не механическое знание формул-теорем, а умение их использовать в обычной жизни. Теорему Пифагора знать нужно. Но еще нужнее уметь найти кратчайший путь от дома до школы.
Жаль, что вместе с ЕГЭ не могут эволюционировать и его авторы. Желательно сразу в пенсионеров. Теперь понятно, почему моей 10-летней дочери в итоговом тесте по предмету «Окружающий мир» достался вопрос «Какой знак на стиральной машине означает «отжим». Ведь пофиг, почему земля круглая. Важно, чтобы ребенок вообще домой пришел. Желательно, кратчайшим путем. Сквозь стены. Поэтому такие задания «компетентностного подхода» должны процветать.
Если всем вузам дадут право проводить дополнительные испытания абитуриентов, тогда точно ЕГЭ может накрыться медным тазом. Сейчас такая возможность есть у творческих вузов. Если в вузы вернутся привычные экзамены, опять начнут плодиться репетиторы, натаскивающие на экзамены именно в конкретный вуз.
Видимо, г-н Болотов давно не бывал на сайтах по подбору репетиторов. На эту минуту там всего-то 59 653 чел. Но самое смешное, что занятие с репетиторами не давало фактически никакого шанса поступить в вуз автоматом. Давало преимущества, но не большие, чем дает более глубокое самостоятельное изучение предмета. Автоматом поступали единицы. Особо приближенные к ректору. Они и сейчас есть. Посмотрите, в каких российских вузах учатся дети крупных чиновников, бизнесменов. Поди, не в Гадюкинской академии процветания. А они вообще в России?
В конце 1990-х годов… многие институты в своих рекламных буклетах указывали: «Кто к нам ходил на подготовительные курсы, обязательно поступит». Это означало, что ребенок из Сибири или с Дальнего Востока, по сути, был лишен возможности попасть в московские вузы, если у родителей не было нужных связей или денег. Неужели те, кто ратует за возвращение привычных экзаменов, забыли о том, как из года в год росло количество «медалистов»? В те времена медаль давала преимущества при поступлении. Ректоры присылали к нам в Минобразования заявления так называемых круглых отличников. В слове «еще» — четыре ошибки.
Это были просто «некомпетентностные» медалисты, Виктор! У меня много примеров из собственной жизни, когда мои близкие в 1960-е приезжали в Москву из самых отдаленных уголков, даже с Камчатки, и поступали. Никто за них не платил, словечка не молвил. Некому было. Учились в МГУ, в Бауманке.
Поэтому что-то не так в вашем рассуждении, плаваете вы далеко, да только в пределах собственного тазика. Дело это хозяйское. Но сугубо личное. Поэтому, как сказала великая Раневская: «Пионэры, идите в *опу!»
Что еще почитать по теме?
Каково истинное лицо нашей системы образования?
Почему преподаватели не любят ЕГЭ? Часть 1
Так ли страшен ЕГЭ? Правда о «трёх весёлых буквах»
К сожалению автор статьи, хоть и "грандмастер", слабо разбирается в структуре ЕГЭ, потому статья получилась столь сумбурной и неконкретной. Оценка: "0".
0 Ответить
Я вот в этот раз займу противную (-) позицию, с философских и общежизненных высот.
Наш народ все время все хает: и в экономике они лучше Гайдаров разбираются, и в здравоохранении, и в образовании. И даже как в футбол играть надо и выигрывать большинство знает-)
А я вот по жизни наблюдая одну и ту же, с небольшими девиациями картину: у людей языки без костей и суждения, примерно как в статьях Ирины (при всем уважении к ней - читать ее интересно, но разбирается она в вопросах образования примерно также как и в андронном коллайдере).
Поверьте, уважаемая Ирина, дело не только в составителях ЕГЭ, но и исполнителях тоже. У нас есть такая беда: наш народ с успехом сможет на корню зарубить любую, не самую сумасшедшую идею-)
Зарубежные эквиваленты ЕГЭ довольно функциональны "у них". А у нас... мы же придерживаться установленных правил и регламентов не будем, будем хитрить и обманывать. Чтобы потом у нас в "передовиках и отличниках" оказался Дагестан.
-)
Нравится нам или нет, но весь мир "катится" в сторону узких специалистов, умеющих не мыслить, а выбирать между А, Б, В, Г.
0 Ответить
Игорь Ткачев, очень полезная информация
0 Ответить
Игорь Ткачев, насчёт языков без костей - сначала посмотрите на себя. Где мысль в Вашем потоке сознания? "Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав!" Сочувствую, Вам не повезло с народом, который не оценил гайдаровских идей и идеи ЕГЭ. Вы не понимаете, насколько права Ирина: Россию надо развивать в каждой её точке, а не только в двух столицах, собирая сюда умников и умниц. Хорошие вузы, растящие кадры для себя, должны быть в каждом регионе, а у Вас клин сошёлся на двух столицах. За рубежом хотели бы уйти от экзаменов типа навязанного нам ЕГЭ, да не могут. Дебильная система массового образования не приемлет творческого экзамена. Почитайте отчёт комиссии НАТО (1959) о преимуществах советской системы образования - с тех пор у нас много порушено, но всё равно они нас могут догнать только понизив у нас уровень образования. ЕГЭ - один из инструментов. Прежде чем раздавать оценки, разберитесь, если Вы искренне заблуждаетесь. Если же Вы сторонник этих засланцев, то знайте: шьёте белыми нитками.
0 Ответить
Игорь Ткачев, простите мое занудство - адронный. Опечатка в Ваших умных комментариях - как клоп на манишке (С)
Ирине респект, как всегда зрит в корень.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Галина Резапкина, да это не клоп. Это целая жаба-)
0 Ответить
Игорь Ткачев, ну, вижу, делать мне тут уже нечего))
Оценка статьи: 2
2 Ответить
Никита Рязанский, вы везде можете найти, что делать и что покритиковать-)
0 Ответить
"Враг у ворот"))
0 Ответить
Наталья Осокина,
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Автоматом поступали единицы. Особо приближенные к ректору. -- да ладно уж, "автоматом"!
За последние годы не скажу, но при СССР "полуавтоматом", после любой удовлетворительной оценки на первом экзамене поступали золотые медалисты, автоматом поступали победители профильных олимпиад, уже при РФ автоматом поступали выпускники подготовительных курсов при институтах - а там были и заочные, т.е. деньги заплатил, материалы прочитал, контрольные написал, экзамены выпускные курсов лично съездил и сдал - и уже в мае знаешь, что поступил на... такой-то факультет.
А еще - были рабфаки - до нашего времени - и тоже поступали с них автоматом.
У меня двоюродная сестра три года подряд поступала в Мухинку, после первого раза оформилась куда-то уборщицей для рабочего стажа(и работала, естественно), в третий раз шла не по общему конкурсу. а по конкурсу "для имеющих рабочий стаж 2 и более лет" - поступила, училась, окончила... и т.п.
0 Ответить