Этот закон предусматривает единые требования к организациям детского отдыха, обеспечение обязательных мер безопасности, ведение реестров сведений об организациях, работающих в этой области, а также соответствие педагогов, которые отвечают за детей в летних лагерях, профессиональным стандартам и квалификационным требованиям.
Однако наличие новых законодательных норм не гарантирует безопасности детей. К примеру, большой общественный резонанс получила история с массовым отравлением детей в лагере под Ижевском.
В первых числах мая 2017 года на базе детского лагеря в Ижевске прошел всероссийский турнир по интеллектуальной игре «Что? Где Когда?». В лагерь из разных регионов России — из Перми, Краснодара, Челябинска, Петербурга, Екатеринбурга, Нефтеюганска, Тюмени Мурманска, Москвы, Пскова, Калуги, Нижнего Новгорода, Липецка, Иваново, Калининграда и Ярославской области — прибыли более 500 ребят в возрасте от 16 до 18 лет.
Почти 100 человек (в т. ч. 11 взрослых) получили пищевое отравление и были госпитализированы в республиканскую клиническую инфекционную больницу. Роспотребнадзор определил причину отравления: это грубые нарушения санитарных правил в столовой в детском лагере, обнаруженные норовирусы у работников столовой. Проведенное расследование показало, что заболевание передавалось через пищу, источником заражения стало одно из блюд в столовой.
Этот случай лишний раз доказывает: необходима регулярная проверка соблюдения в детских лагерях санитарных правил и норм. Госдума приняла ряд регулирующих поправок в законодательство, но эта работа не закончена. В частности, отсутствуют необходимые подзаконные акты, не создан единый Реестр организаций детского отдыха, не принята профильная госпрограмма отдыха и оздоровления детей. Кто гарантирует, что подобное ЧП нигде не повторится этим летом?
Недостатки в организации детского отдыха остаются. Конечно, многие идут от того, что не хватает денег. Отсутствует базовый подход к оздоровительной кампании, нет долгосрочных региональных целевых программ в этой сфере. Необходимо обеспечить доступность летнего отдыха для детей из малообеспеченных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, живущих в сельской местности. Необходим системный федеральный контроль за всеми аспектами детского отдыха — от качества продуктов питания до подготовки квалифицированных кадров.
Необходимо вернуться к федеральному финансированию детских лагерей. Несколько лет назад эти вопросы были отданы на откуп регионам. С тех пор число детских лагерей неуклонно сокращается, а путевки дорожают. Но детский отдых и оздоровление — важнейшая социальная сфера, государство должно ее поддерживать финансово.
В Перми в 2016 году практически была сорвана организация детского отдыха. Там 18 апреля началась выдача сертификатов на детский летний отдых, процедура должна была закончиться 30 июня 2016 года. Однако выдача сертификатов была прекращена уже 18 мая. 80 млн рублей, выделенных из краевого бюджета на выдачу сертификатов в загородные лагеря отдыха, просто закончились. Власти Перми предложили родителям приобретать путевки в загородный лагерь самостоятельно и получить компенсацию части стоимости.
Однако в дальнейшем такое получение средств в качестве компенсации оказалось сделать весьма проблематично, поскольку при исчерпании субвенций претендента ставят в резервную очередь, которая будет двигаться, если только кто-то откажется либо не придет за компенсацией. Многие родители так и не получили компенсаций.
Руководители регионов могли бы лично контролировать организованный отдых детей, ездить, смотреть, общаться с детьми, общаться с персоналом детских учреждений. Поедут ли? Должны! Детский отдых должен быть организован как следует, чтобы ничто не угрожало ни здоровью, ни жизни детей.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...