В 1936 году, когда в воздухе запахло грядущей войной, семья стала рассматриваться как ячейка советского общества. Постановление от 27 июня запрещало аборты и их пропаганду, увеличивало пособия матерям, а также усложнило развод. Один-два раза в год на последних полосах журналов появляются «женские рубрики»: мода, кулинария, здоровье, дети. Между тем, в «Работнице» подчеркивалось, что рисунки одежды предназначены для перешивания старых платьев, а выкройки даются на «средний размер».
В период Великой Отечественной на первый план выступают нормативные образцы, подчеркивающие супружескую верность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию. Возникает новый женский образ: «боевая подруга» и «защитница Отечества», а также производственница, перевыполняющая план.
В послевоенные годы в связи с большими людскими потерями государственная агитация вновь делает акцент на репродуктивной роли женщин. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства», наряду с серьезными изменениями в семейном законодательстве, устанавливал звание «Матери-героини».
«Бывало, забеременеешь и пригорюнишься. «Что будем делать, — думаешь, — когда седьмой или восьмой ребенок родится? Трудно будет». А муж улыбнется и скажет: «Не тужи, мать, государство нам поможет. Дети вырастут — и под старость нашими кормильцами будут», — делилась мать-героиня Никулина с «Работницей» в 1945 году.
Подчеркивается «исконно женское предназначение» — рожать и воспитывать детей, заботиться о доме, поддерживать мужа. Образы работающей матери, внимательной жены и даже домашней хозяйки постепенно вытесняют женщин у станков, в поле и на ферме.
В 1945 году учреждается журнал «Советская женщина», отвечавший за формирование и продвижение образа советской труженицы за рубежом.
В 1955-м году разрешение на аборт частично ослабило представление о женщине как о существе, имеющем исключительное назначение быть матерью.
Ослабление идеологического давления во время «оттепели» повлекло за собой снижение степени воздействия пропаганды. В журналах появляется новый морально-этический образ советской женщины, наряду с профессиональными качествами стал рассматриваться ее духовный мир.
В семейном законодательстве 1968-го года подтверждается центральная роль женщины в семье со ссылкой на то, что «советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни», говорится о «свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи».
Официальное предпочтение модели семьи, сосредоточенной вокруг матери, закреплялось в Конституции СССР 1977 года, определяющей роль женщины в обществе в качестве «труженицы, матери, воспитательницы своих детей и домохозяйки».
Основными приоритетами становятся ориентация на оказание помощи женщине и ее семье в быту, что выразилось в появлении приложений для всей семьи, рубрик по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Таким образом, женские журналы из общественно-политических стали приобретать некоторые черты изданий для женщины и ее семьи.
В 50−60 гг. широкое распространение получают журналы «Модели сезона», «Модели одежды», «50 моделей ГУМа» и журналы социалистических стран, преимущественно с рисованными моделями костюмов и аксессуаров, а позже в 70-е годы уже с фотографиями.
В 70−80 гг. новые идеологические тенденции проявились в противопоставлении образов порядочной и высоконравственной «советской» и аморальной «западной» женщины.
Советы специалистов-косметологов на страницах «Работницы» или «Крестьянки» в основном сводились к применению домашних средств, что наилучшим образом соответствовало задачам экономии и идеалу естественности. К примеру, для мытья волос женщинам рекомендовалось использовать мыльный порошок для бритья «Нега» и «Волна»; вместо бесцветной помады — вазелин; вместо крема для рук — глицерин; добавлять цвет и блеск бровям и ресницам советовали, смочив их растительным маслом; для окраски волос активно применялись хна и басма, а также натуральный молотый кофе.
Не менее важными признавались диета и правильный режим дня. Естественность — это главная характеристика советской красоты, противопоставляемая «западной» искусственности.
Через журналы навязывалась концепция советской моды, вводившая нормы потребления и «абсолютного вкуса». Рубрики ограничивались изображением моделей женской одежды, их названиями и приложением с выкройками.
С укоренением женщины в партийно-государственном аппарате (к слову говоря, формально) самостоятельную жизнь на страницах женских журналов получил образ «женщины-руководителя» в сером официальном костюме, с монолитной строгой прической и значком «Делегата очередного съезда» вместо броши.
Итак, женским СМИ в Советском Союзе отводилась роль проводника коммунистической идеологии, а образ женщины формировался в соответствии с генеральной линией партии и правительственными решениями, исходя из социально-экономических потребностей социалистического общества.
С ослаблением идеологического диктата в позднем советском и начальном постсоветском периодах образ женственности стал целиком копироваться с западных глянцевых журналов. К чему это привело — в продолжении темы.
Старые советские журналы - http://journal-club.ru
0 Ответить
Тимур Нуманов, интересная тема, здорово написано, жду продолжения...
Предполагаю, что он про современный "перегнуто" сексуальный образ женщины, что тоже не есть хорошо, идеология партии сменилась на идеологию рекламы, что поделаешь.
0 Ответить
Тимур Нуманов, вспоминается сибирский город (100тыс) Канск 60х. Зима. Мороз. Утром на остановке стоит народ. Мужики: телогрейка, валенки, шапка-ушанка. Женщины: телогрейка, валенки, шаль. Различие в одежде только по головному убору.
Сомневаюсь, что люди хотели бы в ту жизнь вернуться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тимур Нуманов, "выкройки даются на «средний размер»." - в том числе и на "средний размер мозгов". Люди жили так, как им "нарисовали". Думать было не надо. Просто жили. даже "секса не было". Хотя женская природа прорывалась сквозь эту стену идеологического маразма. Я о мини-юбках и не только. Как очаровать, и скажем прямо - соблазнить мужчину, женщины знают. Ну а если сравнить, так ведь и сейчас женщину паранджу носят кое-где. Интересный анализ и интересно написано. Хочется узнать что дальше.
0 Ответить
Виктор Кухновец, а Золушка в своём переднике поверх штопаного платьица сммотрится круче любой принцессы.
По техническим причинам не нарыл вам Золушку, поэтому смотрите Герду.
0 Ответить
Ну, Мэри Пикфорд во всех фильмах, пока не подцепит богатого жениха, моет полы. А в аниме вообще обажают показывать всяких медсестёр, нянь, горничных...
0 Ответить
Тимур, это только мужчины думают, что они могут диктовать какой должна быть женщина, пусть даже через СМИ. О себе они могут сказать - "я никому ничего не должен"
Естественность – это главная характеристика советской красоты, противопоставляемая «западной» искусственности.
В душе женщина всегда женщина, даже если работает наравне с мужчиной + дом и воспитание детей. А мы ещё в школе учились в 60-ые годы, когда модницы-школьницы ногти красили лаком. А в начале 70-ых уже и брови щипали в парикмахерских и многое другое позволяли себе, например, мини-юбки, и это в малых городах Узбекистана.
Но со статьёй я не спорю, всё так, интересно читать.
Оценка статьи: 5
1 Ответить