• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Тазов Профессионал

Кто такая Лиля Б.? Тайна его сердцебиения

Сначала тонкая линия из звёзд на небосводе показалась мне странно знакомой, близкой и тёплой на ощупь. Стрела-воображение полетела сквозь пространство и время, и я понял, что пришёл на свидание не с той девушкой. В голове почему-то вертелась всего одна строчка:

«Если звёзды зажигают, значит это…»
А ещё яркий образ двух дам.
Обе девушки молоды и весьма симпатичны, но одна из них сильно походила на что-то светящееся и яркое, прекрасная, словно звезда на небе.

Уверенным шагом молодой Маяковский идёт рядом с девушкой. Именно с той, которая излучает свет. Я понимаю из разговора, что её имя — Лиля. Красивое, приятное, звучное. Вот только никак не могу прислушаться к себе и понять: почему же имя Лиля вызывает во мне столько эмоций? А может и не имя вовсе, а этот странный образ?

Они с Маяковским говорят о звёздах. Вот теперь я начинаю что-то припоминать…

«…Если звёзды зажигают, значит…»
…Нет! Ничего это не значит! Рядом с Маяковским уже не Лиля! Это явно та, вторая, другая, чужая девушка! Он холоден с ней, но читает для неё уже знакомое мне до боли «Если звёзды зажигают…» таким тоном, будто только что сочинил всё это для этой самой чужой его сердцу женщины.

Я словно чувствую, что та, вторая девушка (или третья… десятая, — не могу уже разобраться в счёте) — иллюзия, полупрозрачная дымка. Вдруг и сам Маяковский становится слабо различимым в вечернем одеянии мира, и туман сна спадает с моих глаз!..

Просыпаюсь. Минуту делаю всё на автомате, а когда глаза перестают слипаться ото сна, наконец, понимаю, что моё подсознание открыло передо мной ещё одну свою тайну, от осознания которой по моему телу пробежал лёгким шёлком тёплый ветерок.

Вспоминаю о том, что я знаю про Маяковского и поэзию вообще. Быстро понимаю, что ответ прост: практически ничего.

Лиличка (как сам Маяковский её называл) Брик была удивительным человеком, именно благодаря её свету поэт горел так ярко, хоть и «сгорел» так быстро. Но правда ли «сгорел»? Умерла ли любовь Лилички к поэту? Я не думаю, что это правда. Такие сильные чувства, как у них, быстро не умирают.

Кто сказал, что чувства были только у Маяковского? Поэт безумно обожал Лиличку. Это правда, с которой трудно спорить. Но и Лилю ни могло не задеть то бескрайнее полотно, на котором Маяковский давал волю своим чувствам.

Почему я говорю об этом с такой уверенностью? Совсем не на основании ночного видения или пустой фантазии. Просто я очень внимательно читал его письма к ней и Лиличкины ответы на эти самые письма, всевозможные воспоминания тоже были для меня своего рода откровениями. В любви Лили Брик и Маяковского, от которой нам осталось столько интересного, до сих пор море чарующих тайн. Самое удивительное, что каждый может прикоснуться к этой магии чувств, стоит лишь открыть нужные книги.

Всякий, кто говорит или когда-либо говорил о тёмной стороне отношений между Брик и Маяковским, и прочими подобными по яркости союзами (если, конечно, такие союзы существуют), просто никогда не пытался ощутить той светлой энергии, которая сохраняется на этих отношениях спустя ни одно десятилетие…

Этот странный сон, о котором я вам рассказал, открыл для меня ещё одну грань в сфере взаимоотношений мужчины и женщины. Я почувствовал, как любовь одного человека способна трансформироваться в светлые чувства другого. По всей видимости, так разгорались чувства Лилички от любви Маяковского, точно так же, спустя годы, его чувства и переживания подействовали на меня.

В моём окружении была девушка, которую звали Лиля. Она казалась мне самой обычной, и я не питал к ней никаких особых чувств. Неожиданно для себя я стал вдруг замечать, что она мне всё больше и больше нравится. Было в ней что-то знакомое. И только после этого сна я понял, что, читая письма Маяковского к Лиличке (они пропитаны необычайными чувствами и светом), я программировал себя на чувства к девушке, с которой у меня ассоциировалось имя Лили Брик.
Проще говоря, я вслед за Маяковским влюбился в «не ту» Лилю. Но тепло этих чувств столь поразило меня, что я понял: это и есть «самое то!».

Любите друг друга и не жалейте любви друг для друга, ибо чем больше её в нас, тем больше её в тех, кто нам дорог!

Статья опубликована в выпуске 8.12.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дым табачный воздух выел.
    Комната -
    глава в крученыховском аде.
    Вспомни -
    за этим окном
    впервые
    руки твои, исступленный, гладил.
    Сегодня сидишь вот,
    сердце в железе.
    День еще -
    выгонишь,
    можешь быть, изругав.
    В мутной передней долго не влезет
    сломанная дрожью рука в рукав.
    Выбегу,
    тело в улицу брошу я.
    Дикий,
    обезумлюсь,
    отчаяньем иссечась.
    Не надо этого,
    дорогая,
    хорошая,
    дай простимся сейчас.
    Все равно
    любовь моя -
    тяжкая гиря ведь -
    висит на тебе,
    куда ни бежала б.
    Дай в последнем крике выреветь
    горечь обиженных жалоб.
    Если быка трудом уморят -
    он уйдет,
    разляжется в холодных водах.
    Кроме любви твоей,
    мне
    нету моря,
    а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
    Захочет покоя уставший слон -
    царственный ляжет в опожаренном песке.
    Кроме любви твоей,
    мне
    нету солнца,
    а я и не знаю, где ты и с кем.
    Если б так поэта измучила,
    он
    любимую на деньги б и славу выменял,
    а мне
    ни один не радостен звон,
    кроме звона твоего любимого имени.
    И в пролет не брошусь,
    и не выпью яда,
    и курок не смогу над виском нажать.
    Надо мною,
    кроме твоего взгляда,
    не властно лезвие ни одного ножа.
    Завтра забудешь,
    что тебя короновал,
    что душу цветущую любовью выжег,
    и суетных дней взметенный карнавал
    растреплет страницы моих книжек...
    Слов моих сухие листья ли
    заставят остановиться,
    жадно дыша?

    Дай хоть
    последней нежностью выстелить
    твой уходящий шаг.
    (Лиличка. Вместо письма. 1916)

    Читала другое. Но, к сожалению, не могу воспроизвести

    Оценка статьи: 4

  • необычно об обычном... но ничего нового!

    Оценка статьи: 3

  • Интересная статья. И подход к теме необычен. Ольга К. (Алексеева)

  • Я морковочку несу за зеленый хвостик...
    Это в голодном Петрограде и это - для Лилички.
    Красиво написано. 5

    Оценка статьи: 5

  • Эмоции, эмоции...
    Ее любовь не мешала ей заниматься сексом со своим мужем в то время, как Маяковский находился в соседней комнате и слышал ее стоны.
    ...что мы вообще в любви понимаем!..

  • значит я не ошиблась

  • Занятно, интересный подход, ОК

    Оценка статьи: 5

  • Есть несколько ошибок в тексте. Думаю, Вы еще будете его редактировать?

    Оценка статьи: 5

  • Ну что ж, статья полна эмоций и чувств. Вот вы утверждаете, что, читая письма Лили к Маяковскому, воспоминания об этой паре, Вы уверились, что Лиля тоже любила поэта. Так процитируйте несколько строк в подтверждение. Думаю, это будет не лишним. Еще считаю, что стоит больше рассказать об этой женщине. Я в своей статье очень мало смогла сказать о ней, потому что у моей статьи - две героини. А объем работы ограничен, к сожалению.

    Лиля была очень яркой женщиной. Ведь она была совсем не красива, некоторые даже утверждали, что очень не красива - большая голова, сутулая спина, тик. Но, несмотря на это, она, по воспоминаниям современников, нравилась всем - и мужчинам, и женщинам, и детям. Лиля была любвеобильна, ловилась "на прохожей паре чувств", но любила создавать такой вид, что это неземная любовь - очередная. Она не была домашней, семейной. Ей этого не нужно было. Она стремилась к поклонению как можно большего количества мужчин. Одним словом, Лиля была роковой женщиной, одной на миллион.

    Маяковского она, конечно, любила. Какое-то время. Но потом она полюбила другого, а потом еще одного. Такая она была - непостоянная. Она продолжала любить его как друга, но ему-то нужно было другое!

    Не совсем понятны первые несколько абзацев статьи. Стихотворение "Послушайте" написано до знакомства с Бриками.

    Оценка статьи: 5