Однажды, несколько лет тому назад, услышала о курсе, где заявляли, что не учат грамматике, но учат языку. После многих лет блужданий по разным учебникам с разными методиками, это заявление показалось мне откровенным бредом. Я решила, что это выманивание денег у лентяев, которые не могут себя заставить выучить английский, и в очередной раз села за учебник.
После случилось так, что я начала работать в «Прикладном Образовании». Если не вдаваться в подробности, то наша цель — помогать людям обучаться быстрее и качественней, чем это бывает обычно, а также обучать учителей и всех желающих не только тому, как учиться, но и как помочь другим усваивать знания. В наших школах, у наших репетиторов немало историй о том, как удалось справиться с проблемами у учеников, у которых дела шли плохо или даже от них отказывались в обычных школах. Но вернёмся к английскому.
Так вот, когда у нас, в «Прикладном Образовании», появился курс английского языка (методику преподавания привезли из Чехии) и было заявлено, что на нём успешно обучают разговорному английскому и при этом не уделяют особого внимания изучению правил грамматики, я просто растерялась. Как! И это говорим мы, специалисты в области образования?! Английский можно выучить без грамматики?! Но кроме методических пособий и видео, снятого на уроке, было ещё много отзывов от людей, закончивших курс и все говорили, что могут общаться на английском!.. Не зная грамматики?.. В этом стоило разобраться.
Сейчас любой человек, заинтересовавшийся нашим курсом, может услышать, «как это работает», на наших вводных уроках. И сейчас я убеждена, что успехом наш курс обязан методике, очень приближенной к естественному усвоению языка.
Почему речь идёт о естественной методике? Что неестественного происходит при классическом обучении английскому? Если вы посмотрите на то, как вы, ваши дети, любой человек на планете начинает говорить на родном языке, то заметите, что ни один младенец не начинает изучать язык с правил грамматики. И даже знание алфавита — не самый первый шаг к усвоению родного языка. Малыш начинает лепетать первые слова, затем фразы, затем его речь становится всё более развёрнутой, развитой, правильной. Обычно к началу обучения в школе все мы хорошо говорим на родном языке. До школы мы не изучаем грамматику, никаких правил и терминов! И этот факт настолько лежал на поверхности, что никто не придавал ему должного значения. Не зря ведь говорят: «хочешь спрятать вещь — положи на видное место».
Итак, все люди на нашей планете, как это ни странно, усваивают язык БЕЗ того, чтобы изучать грамматику (здесь мы имеем в виду правила, терминологию и прочее, чему учат в школах и учебных заведениях). Значит, выучиться говорить без грамматики — не только возможно, но это и очень естественный способ усвоения языка. (Согласно определению из толкового словаря «естественный» — изначально присущий чему-либо, природный, не искусственный.) Обучение «через грамматику», когда с первых уроков вы начинаете изучать терминологию и правила, — искусственно созданный путь. Как показывает опыт, его проходят до конца не все. Прямо скажем — меньшинство из нас. Не следует ли в таком случае взять на вооружение способ природный, естественный, имеющий явно больший шанс на успех? Способ, которым пользуются все жители нашей планеты независимо от места рождения.
Мы узнаём слова, начинаем понимать как их соединять во фразы и предложения, много практикуемся и таким образом усваиваем язык. Усваиваем, а не изучаем. Согласно толковому словарю «усваивать» — делать своим, свойственным себе; запоминать, выучивать, осваивать, поняв что-либо, разобравшись в чём-либо. В отличие от «изучать» — уяснять смысл в процессе обучения, то есть сообщения ученику системы знаний. Казалось бы, тонкая грань, но вдумайтесь — осваивать, поняв и разобравшись (действие изнутри), против уяснения смысла правил (взгляд снаружи). Ведь именно с этой проблемой сталкивается большинство людей, изучавших иностранные языки: вроде бы посмотрели, как устроен язык, окинули взглядом, но так и не поняли, как говорить то, что хочешь сказать. Да ещё и сказать так, чтобы окружающие поняли правильно, то есть доступно, понятно и грамотно выразить свою мысль.
Впрочем, уникальность нашего курса английского состоит не только в этом. Ведь вы, наверное, замечали, что когда вы обучаетесь чему-либо, иногда учёба даётся легко и всё идёт гладко, а порой вы как будто натыкаетесь на невидимую стену. В такие моменты люди находят массу «причин» для оправдания своего поражения: «отсутствие усидчивости», «недостаток внимания», «плохая память», «неспособность к языкам»… Между тем, эта «невидимая стена» состоит из совершенно типичных «кирпичиков», — совершенно определённых препятствий, мешающих нам изучить что-либо. Л. Рон Хаббард исследовал их и описал методы, как справляться с ними. Его труды составили целостную систему, известную сейчас как Технология обучения. Преподаватели нашего курса английского изучают эту технологию и применяют в классах.
Невозможно в небольшом комментарии описать технологию целиком, скажу лишь, что самым главным препятствием в обучении обычно является непонятое слово. В области изучения английского это чаще грамматические термины. Часто именно поэтому мы так много раз начинали, да так и не выучили язык. Однако, и «обычные» слова, соответствия английских слов и выражений русским нередко вызывают остановки в обучении. В такие моменты у человека появляются совершенно определённые физические реакции, которые хорошо видит обученный преподаватель. Он помогает обучающемуся обнаружить, что именно не было понято, было понято неверно или не до конца и помогает понять это.
Если вам надоело учить английский, который так и не удаётся выучить, приходите учиться на курс «English as a Second Language» в Прикладное Образование. Но вначале посетите бесплатный вводный урок курса, на котором вы сможете получить больше информации о методике преподавания, поучаствовать во фрагменте реального урока, что даст большее понимание того, как проходит обучение.
Язык — это средство общения, а не свод законов и правил. Усвойте английский и общайтесь, общайтесь, общайтесь!
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!