Этика: принципы или убеждения, касающиеся правильного и неправильного поведения и определяющие поведение той или иной группы людей.
Образовательная этика
Давайте для начала классифицируем знание. Человека на самом деле интересуют только те вещи, которые влияют на его выживание, — данные, которые он может применять и которые действительно дают результаты. Чем сильнее данное влияет на выживание человека или чем больше его применение в направлении выживания или против него, тем ценнее это данное. Другими словами, те вещи, которые препятствуют, или способствуют, или как-то влияют на выживание, становятся очень важными данными.
Огромное количество усилий прилагается в сфере образования, чтобы натренировать учащихся запоминать информацию. Невозможно было выбрать более неверный путь в образовании.
Чего вы хотите достичь в рамках образования, так это научить человека усваивать, использовать и развивать знания. Или приобретать, использовать, развивать и передавать знания. На самом деле это все шаги, которые здесь есть. Это то, что вы должны делать, если хотите дать кому-либо образование.
Поэтому необходимо убрать из образовательной системы всякую мишуру, которая создаёт препятствия в каком-то из этих направлений.
Следующее, что нужно рассмотреть, это такой вопрос: как происходит передача информации? Когда речь идёт об образовании, мы от начала и до конца имеем дело с проблемой общения. Невозможно передать людям данные, которые они собираются использовать, на любом уровне, где не соблюдается паритет уровней.
Паритет: равенство положения или статуса.
Каким образом большинство людей получают образование? Они получают образование в результате преподавания с позиции власти и авторитета: ученик смотрит на учителя снизу вверх. Учитель говорит, что он знает информацию, говорит, что она имеет ценность, говорит, что её нужно запомнить, говорит, что вы должны делать какие-то расчёты на основе этой информации — те расчёты, которые вам укажут.
Есть одна вещь, о которой необходимо тщательно заботиться в процессе обучения человека: ему нужно позволять думать. Его можно обучить самым основам предмета, если эта основная, ключевая информация действительно известна. И после этого его действительно можно научить добывать любую информацию по этому предмету, которая ему понадобится в будущем. Научить добывать эту информацию. А также его следует научить тому, что он получает право использовать эту информацию, думать о ней, приходить к новым выводам на основе этой информации, и он получает право далее развивать её и использовать в ходе своего выживания. Тогда и только тогда человека можно назвать хорошо образованным, когда обо всём этом как следует позаботились.
Но сколько существует сфер деятельности — особенно это касается гуманитарных отраслей знания, — в которых, как все и всюду полагали, основные принципы известны? Людям говорили, что эти принципы известны, в то время как они остаются неизвестными.
Гуманитарный: относящийся к гуманитарным наукам, то есть разделам знаний, которые посвящены человеческой мысли и взаимоотношениям людей; к ним, в первую очередь, относят литературу, философию, историю, часто — изобразительное искусство
И это ещё один момент, который очень важен в образовании: то, о чём точно не известно, необходимо чётко помечать как таковое в процессе образования. Если в предмете нет точных знаний, тогда надо и преподавать его как таковой. Надо сказать учащимся, что мы преподаём это как что-то, не известное наверняка.
И внезапно до него дойдёт, как это применимо в реальном мире. «Вот что мы знаем об этом, и то, что мы знаем об этом, не известно наверняка». И после этого он может начать в самом деле изучать предмет с целью применения.
Это будет образовательная честность, и это должно быть частью образовательной этики. Все эти моменты, которые подчёркиваются как желательные, вместе составляют образовательную этику. Поразительно, что сейчас не существует практически никакой образовательной этики.
В чём заключается ответственность преподавателя и учебного заведения перед человеком, получающим образование? Должно быть ясно, что центральной фигурой в учебном заведении является тот, кто получает образование, а не тот, кто его предоставляет.
Теперь рассмотрим такой вопрос, как ослабление фактора власти учителя, — чтобы человек не чувствовал, что вынужден принимать данные потому, что ему кто-то сказал это сделать. Он принимает данные, если они кажутся ему логичными. Если он может сопоставить эти данные с реальным миром, если он знает о них, если они позволяют ему думать яснее или если ситуация становится лучше благодаря им, то он принимает их. Но ничего нельзя навязывать учащемуся, ничего. Более того, если он что-то неправильно понимает или происходит нечто подобное, проясните это с ним, не наказывайте его за то, что он что-то неправильно понимает. Другими словами, не набрасывайтесь на него, если он дал неверный ответ, постарайтесь помочь ему, чтобы он пришёл к верному ответу. Это совершенно другое дело. Это полная противоположность существующей экзаменационной системе, так ведь?
Образовательная этика также должна способствовать полному обеспечению того, что ничто не препятствует способности человека действовать и повышать эффективность своих действий с помощью предоставляемой ему информации, а прилагаются все усилия к тому, чтобы помочь ему в этом. Поступать иначе значило бы серьёзно угрожать его выживанию.
Итак, есть такая вещь, как образовательная этика, и её необходимо описать, сделать известной и применять на практике. Благодаря применению образовательной этики вы, вероятно, сможете повысить общий уровень осознания у целой нации за период жизни двух поколений до такого уровня, о котором раньше никто и не мечтал.
То, что сегодня называют образованием, практически не содержит этики. Человеку позволяют приходить и учиться. Пока он это делает, к нему относятся терпимо. Ему дают информацию, экзаменуют его, чтобы проверить, знает ли он информацию, и затем, когда все уверены, что в его памяти сохранилась какая-то часть этой информации, они с чувством выполненного долга отряхивают свои руки и торжественно заявляют о достижении своей великой цели.
Но это надо делать не так.
Если вы хотите ознакомиться с технологией обучения Л. Рона Хаббарда, обращайтесь в Прикладное Образование СНГ по адресу: Россия, Москва, Бол. Переяславская ул., дом 11. (495) 6806673, www.apscis.ru
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...