В Праге во все времена очень любили классическую музыку, а многие классические музыканты отдавали Праге свою взаимную любовь. Чехия подарила миру таких композиторов, как Дворжак, Сметана, Яначек. Но не только их музыка прославляла страну и её главную гордость — Прагу. Восхищённые красотой и гостеприимством чешской столицы, здесь проводили время Чайковский, Гайдн, Моцарт, возвращаясь сюда не единожды.
Пражские истории Моцарта
Прага гордится тем, что осталась в сердце одного из самых гениальных композиторов, Вольфганга Амадея Моцарта. Композитора ждала нелёгкая судьба, что не так редко достаётся самым талантливым людям. Все испытания и жизненные перипетии отразились в его эмоциональных произведениях, которые чехи очень любили и ценили.
Почитание пражанами классической музыки вызывало благосклонность многих композиторов. Венского маэстро также звали в Прагу задолго до его первого приезда, но в те времена он стремился получить место придворного капельмейстера, поэтому предложения чехов отодвигал на более поздний срок.
Жители чешской столицы успели полюбить Моцарта заочно, когда на сцене Ностицовского (Сословного) театра с невероятным успехом прошли его премьерные постановки. Знаковыми для чешской публики считаются такие произведения Моцарта, как:
- Симфония D dur («Пражская»).
- Опера «Дон Жуан».
- Опера «Похищение из Сераля».
Впервые в чешскую столицу композитор приехал в конце 80-х гг. XVIII столетия. Удивительно, но средств на поездку у Моцарта не было, и его пражские друзья вместе собирали деньги на это путешествие. Поездка состоялась холодной зимой, остановился композитор в доме своих знакомых, на вилле «Бертрамка», в районе нынешнего Смихова. Сейчас Смихов стал популярным и респектабельным округом Праги, а в былые времена находился за чертой городских земель.
Обратите внимание! На вилле «Бертрамка» сегодня располагается музыкальная экспозиция Пражского Национального музея, посвящённая творчеству и жизни Вольфганга Амадея Моцарта в период его знакомства со столицей Чехии. Посетить выставку вы можете самостоятельно или приобретая экскурсии по Праге.
В январе 1787 года Моцарт посетил премьеру своей симфонии «Ре-мажор», получившей позже название «Пражской». Всеобщий восторг и почитание окружали Моцарта. Композитор был растроган тёплым приёмом и с удивлением обнаружил, что в городе говорят только о его «Фигаро». Уличные скрипачи развлекали народ музыкальными отрывками из «Фигаро», партитура тиражировалась и адаптировалась под различные инструменты, а жители насвистывали на каждом углу арии из оперы. Об этом Моцарт говорил в своём письме из Праги в Вену.
Интересное о «Дон Жуане»
После триумфальной «Свадьбы Фигаро» маэстро была заказана новая опера для Ностицовского театра — «Дон Джованни», известная русским слушателям как «Дон Жуан». Композитор с пылом взялся за предложение ещё в гостях на вилле «Бертрамка», где было написано несколько частей оперы. Тёплый приём хозяев, музыкальной четы пианиста и певицы Душековых, как нельзя лучше способствовал полёту творческой мысли Моцарта. Основную часть «Дон Жуана» он создавал в Вене, а некоторые отрывки — по приезду в Чехию, перед премьерой оперы, состоявшейся осенью того же года.
Второй раз в Прагу композитор прибыл в начале октября и вновь остановился на вилле «Бертрамка». Сопровождала его супруга Констанция, которая ждала четвёртого совместного их ребёнка. Премьера была назначена на середину месяца, но несколько раз переносилась из-за того, что Моцарт никак не мог определиться с увертюрой для оперы.
Увертюра писалась спешно, хотя благодаря таланту Моцарта это никак не сказалось на качестве произведения. Успех был оглушительным, зал ломился от натиска желающих попасть в него, а выручка от спектаклей по тем временам стала ощутимым подспорьем для великого таланта. Сам император Чехии вручил автору 50 дукатов, а известно, что он поощрял подобным образом только оперы, заказанные в Вене.
О периоде постановки «Дон Жуана» ходит немало интересных историй:
- Певица, исполняющая главную роль, никак не могла в кульминационный момент эмоционально исполнить фрагмент. Говорят, что во время репетиции, после нескольких неудачных дублей, Моцарт подкрался к ней сзади и резко схватил за руку. От неожиданности исполнительница громко вскрикнула. Довольный композитор рассмеялся и сказал: «Вот так и надо кричать».
- У одного из трубачей никак не выходило какое-то трудное место. Расстроенный Моцарт после нескольких неудачных попыток музыканта решил показать ему мастер-класс и попросил инструмент. Обиженный трубач ответил маэстро, что не нужно подвергать сомнению его профессионализм, потому как такой вариант на трубе сыграть невозможно. Моцарт подумал и… переписал партию.
- По рассказам очевидцев, у автора было три варианта увертюры. Третий пришёлся по душе друзьям, и именно его Моцарт спешно доделывал, создав почти триста актов в ночь перед генеральной репетицией. Талантливый Вольфганг Амадей не отличался особой пунктуальностью и часто откладывал дела на последний момент. Когда над премьерой нависла очевидная угроза, пани Жозефа Душекова, владелица «Бертрамки», закрыла Моцарта в саду виллы в гордом уединении. Условием освобождения была полная готовность увертюры. Чтобы композитор не отвлекался от работы по разным поводам, друзья услужливо снабдили его всем необходимым для плодотворной ночной деятельности.
- В Праге волею судьбы автор несколько раз встречался со знаменитым Казановой, ставшим прообразом всех сердцеедов. Первый раз это случилось именно на репетиции «Дон Жуана», куда заинтригованный Казанова пришёл, чтобы увидеть своего оперного «коллегу». Поговаривают, что именно он помог Моцарту сделать образ Дон Жуана таким ярким и реалистичным. Второй раз Моцарт видел Казанову на императорской коронации в Соборе святого Вита, за несколько месяцев до своей кончины. Композитор не входил в круг приближённых, которым было дано такое право, и его тайно провели на верхний этаж храма. Казанова был известен не только как покоритель женских сердец, но и как предсказатель судеб. Ходит легенда, что на просьбу Моцарта о гадании Казанова что-то написал на листке и вложил в конверт, передав его композитору. Вольфганг не рискнул открыть письмо, оставив впоследствии на вилле и, очевидно, забыв про него. Уже после смерти композитора, собрав оставшиеся личные вещи, Жозефа вскрыла конверт. На листке стояла только дата —
05.12.91. Это был день смерти Моцарта.
«Милосердие Тита» и милосердная Прага
Всеобщий восторг, вызванный постановкой «Дон Жуана», способствовал тому, что Ностицовским театром композитору был сделан ещё один заказ. Опера «Милосердие Тита» представлена пражским зрителям в начале осени 1791 года. Премьера особого успеха не имела скорее потому, что совпала с днями императорской коронации. Сказочная опера «Волшебная флейта», увидевшая свет в том же периоде в Вене, имела успех гораздо больший.
После премьеры Моцарт вернулся в Вену, где в декабре умер при странных обстоятельствах, муссируемых обществом уже несколько веков. Вена не устраивала по этому поводу каких-либо поминальных торжеств, а вот в Праге прошла заупокойная служба в соборе святого Николая, где прозвучал моцартовский «Реквием». Музыканты, исполнившие произведения маэстро, даже отказались от платы за этот концерт в память о великом композиторе.
Прага и по сей день продолжает помнить о Вольфганге Амадее Моцарте, устраивая в его честь концерты и фестивали.
Обратите внимание! В Соборе святого Николая Моцарт в свой первый приезд играл на органе. В храме до сих пор находится этот старинный инструмент. Здесь также проводятся концерты органной музыки, которые можно посетить во время туристической экскурсии по городу.
Вольфгангу Моцарту предлагали остаться в Праге и создавать свои произведения для чешской публики, но тот не рискнул сменить Вену, всемирно признанную европейскую столицу, на милую, но немного провинциальную Прагу. Он понимал, что самого большого успеха можно добиться именно в Вене, несмотря на то что этот город относился к нему весьма холодно и надменно. Кто знает, как сложилась бы жизнь композитора, если бы он принял предложение пражан?..
Экскурсию о Моцарте в Праге, также можно заказать на сайте https://tezeks.com
Лет 50 назад один поэт написал "...Опять он здесь. Я завтра явится Такие зрители - беда. Вам все на выставке не нравится Зачем Вы Ходите...