• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Как питались белорусские крестьяне?

Белорусская кухня, как русская и украинская, очень традиционна. Пища разделялась на постную и скоромную, в зависимости от православного календаря. Несмотря на явную схожесть, в белорусской кухне были и свои, оригинальные, блюда.

Комы Фото: Depositphotos

Комы. Классические комы делали из гороха. Варили гороховую кашу, толкли в пюре, приправляли жирами, жареным луком и запекали. Это блюдо было постным или скоромным. В скоромные комы добавляли кусочки свиного шпика. Скоромные называли «Комы с воробьями».

Комы приготовлялись и из картофеля. Технология аналогична. Интересно, что в честь этого блюда даже есть праздник — Комоедица. Он отмечался 6 апреля по новому стилю и был посвящен пробуждению медведя и выходу его из берлоги.

Юшник
Юшник
Фото: Depositphotos

Юшник — вид первого горячего блюда. Варился на мясном бульоне, чаще всего мясо после варки вынимали и использовали для жаркого. В бульон добавляли гусиную или свиную кровь (юшку, отсюда и название), свекольный рассол и соленые огурцы.

Щи
Щи
Фото: Depositphotos

Летние щи. Обычно к поздней весне, лету капуста у крестьян заканчивалась. Но щи оставались главным блюдом на столе. Их варили из крапивы, щавеля, бобовника, дягиля, сныти.

Блюда из сныти были популярны и в России. Древнее ее название «снедь-трава». Известна поговорка: «Дожить до сныти». Молодые листья и побеги квасили, сушили, солили, варили с ней щи.

Известно, что Серафим Саровский, живший отшельником, несколько лет не брал у братьев монастыря даже хлеба. Тайну своего пропитания он открыл незадолго до смерти. Оказывается, он собирал сныть, запаривал в горшке водой и томил на печке. На зиму делал запасы из сушеной травки. Этим питался около трех лет.

В годы Великой Отечественной войны работники общепита выезжали для заготовки сныти для столовых. Сныть обладает лечебным эффектом при целом ряде заболеваний.

Крупеня
Крупеня
Фото: Depositphotos

Крупеня — жидкая овсяная каша на воде с солью.

Солодуха — постное сладкое блюдо из ржаного солода. Для его приготовления ржаные зерна проращивали, высушивали, мололи и просеивали. В печь ставили горшок, кипятили воду, охлаждали и всыпали солод. При этом активно перемешивали (приколачивали) во избежание комков. Горшок с солодухой ставили на припек и томили, иногда бросая в нее кусочки льда или снега. Подсыпали солод, перемешивали, определяя степень готовности по сладкому вкусу. Потом вынимали из печи, бросали корочку ржаного хлеба, ставили в теплое место. Солодуха настаивалась, приобретая розовый цвет и медовый вкус.

Кислуха с соответствующим вкусом. Это похлебка из квашеного ржаного теста.

Гуща — густая ячменная каша с добавлением гороха.

Мыльцы — блюдо, известное и в русской кухне. Ими торговали на рынках. Это вид каши (в словаре Похлебкина — киселя), приготавливаемой из гороховой муки. Кашу охлаждали и резали на кусочки.

Стульцы
Стульцы
Фото: Depositphotos

Стульцы — печенье из гороховой муки. Оба блюда приправлялись растительным маслом.

Обрядовая пища была следующая…

На поминках белорусские крестьяне не подавали щей и капусты, традиционных для русской и украинской кухни. Но обязательно на столе присутствовали рыба, кисель, комы, гуща и кутья.

Кутью подавали и на Рождественскую каляду (Сочельник).

Кутья — блюдо из немолотой пшеницы, которую отваривали, остужали и приправляли медом или конопляным молоком.

В Рождественскую каляду обязательно готовили свиную голову. Ее ставили на стол неразрезанной.

Домашняя колбаса
Домашняя колбаса
Фото: Depositphotos

К Святкам варили колбасы из свиных кишок, начиненных свиным мясом с пережаренным луком и специями.

К Пасхе красили яйца красным цветом, пекли пироги и готовили сыры.

Белорусские крестьяне красили яйца и в Духов день. Но уже березовыми листьями.

В Преображение Господня угощались пареным молодым горохом в стручьях, молодым картофелем и яблоками.

Многие блюда традиционной кухни незаслуженно забыты. Некоторые продукты исчезли из рациона современного человека. Но интерес к национальной кухне говорит о возрождающемся интересе к истокам.

Статья опубликована в выпуске 14.11.2018
Обновлено 13.01.2024

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: