Хорошо, что в Ленинграде климат нежаркий, чтобы не сказать — холодный. Когда холодно, можно положить купленную колбасу, сыр, масло в авоську и вывесить между рам, прикрепив к форточке. А для хранения продуктов летом — в самодельный холодильничек на подоконнике: в большой кастрюле холодная вода, в нее ставят маленькую кастрюльку, в которую положены купленное масло и сыр.
Кастрюльку закрыть крышкой, а сверху положить кусок полотна — так, чтобы концы были в воде в большой кастрюле. Полотно набирает воду, вода испаряется — за счет этого в маленькой кастрюльке холоднее, чем в комнате. Но ненамного, так что в теплое время года приходилось колбасу, масло и прочее покупать в магазинах маленькими порциями, в расчете чтобы не испортилось, пока все не съедим.
А сколько времени можно хранить продукты с учетом существующих технологий и при условиях низких температур?
С момента изобретения консервирования продуктов срок их хранения (в зависимости от условий) удлинился очень сильно.
Вы помните монолог Хлестакова в «Ревизоре»:
«Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе…»
— это ведь он про консервированный суп говорил. Несколько месяцев хранения для консервированных продуктов того времени не были какой-то проблемой. Как меняется мода! Во времена Хлестакова — модный деликатес, а сегодня — просто еда на скорую руку, в походе или дома, если нет времени нормальный суп сварить.
В 1970-е годы газета «Комсомольская правда» организовала многолетнюю арктическую полярную экспедицию под руководством Дмитрия Шпаро. В самом начале экспедиции, в 1973 году, они решили пройти по следам пропавшей полярной экспедиции барона Толля.
Барон пытался найти легендарную Землю Санникова, но погиб во время экспедиции. Однако ту экспедицию на поиски загадочной земли к северу от Новосибирских островов готовили заранее и очень тщательно. На предположительных путях возвращения были оставлены временные склады провизии. Металлические ящики с герметично упакованным провиантом были зарыты в вечную мерзлоту и засыпаны землей для защиты от песцов и медведей. А сверху были поставлены деревянные знаки для тех, кто будет в этих местах, как указание, что тут что-то есть.
Часть складов, заложенных экспедицией, впоследствии была использована и самим Толлем, и другими полярными экспедициями. А вот склад на Таймыре на мысе Депо сохранился нетронутым вплоть до 1973 года, когда его нашла экспедиция Дмитрия Шпаро.
В своем дневнике
«…Здесь я велел зарыть ящик с 48 банками консервированных щей, запаянный жестяной ящик с 6 кг сухарей, запаянный жестяной ящик с 6 кг овсянки, запаянный ящик, содержащий около 1,6 кг сахару, 4 кг шоколада, 7 плиток и 1 кирпичник чаю. Яма была… обозначена деревянным крестом».
Большая часть содержимого склада, найденного экспедицией Дмитрия Шпаро, была оставлена в неприкосновенности. Один ящик был вскрыт, в нем хранились консервированные щи, произведенные в 1900 году. Несколько банок были открыты и проверены, не испортилось ли их содержимое, а потом щи, сделанные в начале века, попробовали отважные полярники. Вкус супа им очень понравился.
Один металлический ящик был привезен в редакцию «Комсомольской правды». Тут его вскрыли, в ящике оказалась крупа геркулес производства 1900 года. Из нее сварили вполне вкусную кашу.
Экспедиция Дмитрия Шпаро оставила на этом складе рядом с провиантом, заготовленным для экспедиции Толля, несколько банок консервов, которые у них были с собой — для проверки возможной длительности хранения продукции современных консервных заводов.
Увы, в прессе не освещалось, какие именно консервы они там оставили, но потрясает идея, что лет через 100 выкопают наши потомки «Шпроты в масле», вскроют банку и будут гадать, изменились ли они под воздействием морозов, или всегда такими были.
Только ли консервы хранятся столь долго? Я читал, что когда освобождаются туши погибших мамонтов, замороженных во льдах вечной мерзлоты, то первыми их находят песцы, лисицы или местные собаки — и едят это мясо с большим удовольствием. Я слышал, что даже промысловики
В 90-е годы, когда в Питере вовсю продавались «ножки Буша», на картонных коробках, в которых они хранились, были видны лиловые штампы. Один раз я увидел число «1964», в другой раз «1968». Вроде бы как-то раз даже «1958» углядел. И с тех пор меня мучает вопрос, что они означали — неужто год закладки на хранение? Я нашел, сколько лет при заморозке можно хранить мясо. Утверждается, что при температуре 25 градусов ниже нуля срок хранения мяса всего около года-полутора.
Но там же было написано, что для быстрой заморозки небольшие куски мяса помещают в температуру -80 градусов. А если мясо потом хранить, скажем, при температуре около -50 градусов? Может, и впрямь те «ножки Буша» из начала 90-х хранились глубоко замороженными 25−30 лет? Это, конечно, не десятки тысяч лет якутских мамонтов, но все-таки возраст…
При том, что к их качеству у меня, как у потребителя, претензий нет.
В мои студенческие годы( 1957-1962) мы о холодильниках и не мечтали, думаю , что и не все знали о их существовании личном пользовании. Денег со стипендии едва хватало на хлеб и чай, даже кефир не каждый день покупали, а уж если кусочек ливерной - собачья радость, так праздник, и уж не до хранения....съедали сразу. Но году в 1964-65 мы уже с мужем приобрели свой первый холодильник Снайге, литовского производства, в деревянном корпусе, вот была радость!!! А у моей подруги в Ленинграде( мы к ней приезжали из Литвы в 1972), ещё все продукты вывешивали за окно в сеточке, холодильник они приобрели позже, когда из коммуналки в свою кооперативную въехали. Как- то обходились, да особо запасов и не делали , в Ленинграде с продуктами перебоев не было, купили, съели, снова купили. А в деревнях все хранили в погребах, куда весной лёд закладывали, а мясо - рыбу солили, вялили, словом, приспосабливались. А за статью спасибо, навела на воспоминания.
Оценка статьи: 5
0 Ответить