Долгое время драгоценные металлы — золото и серебро — были тем самым универсальным товаром для обмена. В последние полтора-два века появились бумажные деньги, а в наше время вообще появились так называемые «электронные деньги», сделав вопросы обмена-купли-продажи весьма запутанными.
Еще больше ситуацию запутывает тот факт, что товаром в последнее время часто является так или иначе скомпонованная информация. Например фильм, музыка или песня. Разные виды программ, наконец. В чем их ценность?
Рассмотрим фильм или музыку как товар. Их ценность полностью зависит от того, насколько они интересны потребителю, людям. Если фильм или исполнение музыки пользуются популярностью, то в прокате он собирает не только полные залы, но и кучу денег.
После того как фильм или музыка становятся знаменитыми, у населения начинает пользоваться успехом видеозапись фильма или видеоклип, сделанный на основе песни, — это тоже прибыль. Детям покупают игрушки — фигурки знаменитых героев, создают игры, основанные на фильме.
При большом успехе фильм переводят на разные языки, тогда его аудитория увеличивается во много раз, а с ростом аудитории растет и прибыль, больше продаются копии фильмов, диски, кассеты. А ведь физически все эти записи — суть «последовательность нулей и единичек», нечто нематериальное.
Компьютерная программа, казалось бы, вещь такого же порядка, тоже последовательность нулей и единичек. Программист решает какую-то задачу. Обработку видео или фото, связь по Сети, управление прибором, игрушку, наконец.
Если игра понравилась потребителю, ее начинают покупать. На сайт фирмы-изготовителя приходят множество желающих купить саму игру или какие-то аксессуары к ней, да просто поиграть через этот сайт в команде на Сети. Большая посещаемость сайта, его популярность позволяют выгоднее торговать местом для рекламы.
Продажа аксессуаров и самой игры приносит авторам деньги, а если игрушка станет хитом, многие тысячи покупателей заплатят создателям игры суммарно большие деньги. В итоге создатели удачных игр очень быстро становятся миллионерами. А ведь то, что они продают — это «набор из нулей и единичек».
Но если игра не нравится покупателям, они купят что-то другое, сайт будет нести потери, а создатели игры получат одни убытки. То есть работа была сделана, много денег потрачено — но проект оказался финансово убыточен.
То же самое и с программой. «Скайп» или «Телеграмм» раскрутились с нуля, сделав своих создателей очень богатыми людьми — при том, что они распространяются бесплатно. В наше время массово выпускаются разнообразные цифровые устройства — от цифровых телефонов или смарт-телефонов до разнообразного цифрового измерительного инструмента. Все цифровые приборы управляются сложными программными комплексами. Когда пользователь при помощи смартфона делает фото, а потом его либо рассылает знакомым, либо отправляет в Instagram — работают сложные программы, написанные коллективами авторов. Программисты сделали огромную работу, создавая программы и операционные системы для электронных гаджетов.
Программы, обеспечивающие функционирование узлов связи — очень сложные объекты, их трудоемкость огромна, стоимость софта узлов связи оценивается в 40% от общей стоимости узла. А ведь все эти программы — суть «набор нулей и единичек».
В чем же уязвимость цифровых денег? Ведь они — тоже «последовательность нулей и единичек». Так почему ОС Windows или софт для смартфона реально стоят деньги, и немалые, а биткойн хотя пока и стоит кучу денег, но кажется ненадежным?
Дело в том, что «майнение» биткойнов, как методика производства цифровой валюты, производит впечатление мартышкиного труда. ОС Windows пользуются ежедневно сотни миллионов людей, работая или развлекаясь на своих компьютерах.
А при «майнении» биткойнов человек сам, по доброй воле, тратит кучу денег на покупку неких специальных плат, затем покупает или получает бесплатно программы для «майнения», запускает компьютер или несколько компьютеров, тратит уйму денег на электричество, в итоге получает биткойн — и полагает, что это великая ценность.
Но какое преимущество перед обычными деньгами имеет криптовалюта, когда существует столько видов денег, в том числе и деньги электронные?
Говорят, что криптовалюту нельзя отследить. Но цифровая пересылка данных тем и хороша, что она делается только посредством известных протоколов. В эти протоколы всегда входит исходный адрес отправителя. Вообще пересылка данных по Сети —
постоянная борьба за анонимность.
Абсолютной анонимности нет и быть не может, рано или поздно вскрывают любой анонимайзер. Тем более — когда этим занимаются серьезные структуры — например, государственные. Так что единственный плюс криптовалют скоро будет уничтожен. А бум криптовалюты как пришел, так и уйти может. Когда люди поймут, что зря тратить деньги неприбыльно — рухнет вся пирамида продажи видеокарт, специального софта. И люди продолжат пересылать доллары/евро/фунты посредством электронных переводов. А кому анонимность превыше всего — будет получать конвертики. Либо на его счет будут поступать суммы денег от уважаемых богатых фирм «за консультацию».
А государства в наше время предпочитают золото. Долгое время наравне с золотом ходил английский фунт стерлингов. Потому что его всегда можно было обменять на золото. В любом банке в почти любой стране. После Второй мировой войны всемирно признаваемой валютой стал доллар. И был ею несколько десятилетий. Сначала его меняли на золото, потом он стал «нефтедолларом». В наше время все больше сделок с нефтью проходит мимо доллара США, а китайский юань становится все более востребован на мировых рынках.
Что будет дальше с ценностью денег — физических и цифровых — покажет будущее. Но в последнее время резко возросла популярность золота, причем физического золота, а не бумажных векселей с надписью «эта бумага стоит килограмм золота».
О, да тут опять похороны криптовалют Раньше-то сплошной кудах-тах-тах, пузырь! Теперь уже немного поосторожнее выражения, но автор все равно практически хоронит. Особенно сейчас актуально выглядит - на роль пузыря или трупа скорее претендует рубль, нежели чем биткойн.
Не надоело промахиваться-то?
0 Ответить