В странах с индивидуалистической культурой, в основе которой лежит протестантская трудовая этика, богатство является показателем индивидуальных достижений и богоизбранности. Для представителей этих культур справедливо образное выражение о том, что деньги — это могучий волшебник, который может превратить беспомощного в могучего, а нелюбимого в любимого.
В коллективистических культурах значимость денег для личности значительно ниже, так как реальная их ценность определяется способностью обеспечить благополучие и процветание всего сообщества. Общим для всех культур является восприятие денег и связанное с ним поведение в контексте этических категорий добра и зла. В конкретных сообществах одобряются или порицаются различные виды такого поведения. Это убедительно показано в статье ученых-социологов
С позиции нравственности могут быть оценены самые разные стороны экономического поведения и сознания: публичное обсуждение денежных вопросов; различные способы «добывания» денег; принципы их распределения (например, по труду, по потребностям, поровну); отношение к богатству и бедности; потребности, удовлетворяемые с помощью денег; социальные представления о том, как деньги влияют на отношение между людьми
и т. д. Отнесение денег к тому или иному полюсу — добру или злу, а так же противоречие к нравственным аспектам денег определяется не только целым спектром социальных, культурных, экономических, но и разумеется, психологических факторов.
Горбачевой и Купрейченко был проведен опрос респондентов в Москве с целью выяснения их отношения к деньгам, результаты которого показали, что общество по отношению к деньгам делится практически поровну.
- Люди, считающие деньги добром и свободой с бесконфликтно-позитивным отношением к проблеме, составили 18% общей выборки, в том числе у 7% мужчин и 25% женщин.
- Люди, считающие деньги злом, свободой и зависимостью одновременно, также составили 18% выборки, в том числе у 14% мужчин и 21% у женщин.
- Люди, считающие деньги несправедливостью, нетерпимостью и зависимостью, составили 5% выборки, в том числе у 5% мужчин и 5% женщин. Как говорится, комментарии излишни.
Конечно, Перельманов на свете немного, но людей, которые считают, что не все в мире можно купить за деньги, предостаточно и у нас, и на Западе. Исключая многочисленную толпу желающих просто «получить» деньги как манну небесную, у нас, на мой взгляд, преобладают люди, желающие заработать деньги.
Особенное место занимают люди, избравшие профессию делать деньги. Их не так много, но они заметнее со стороны. Эта профессия требует определенного финансового образования и мышления. Она специфична, так как деньги сами выступают в роли товара, но она не хуже и не лучше остальных профессий. Опасность ее, особенно для молодых людей, в том, что они становятся рабами своих представлений. Они считают абсолютной ценностью только деньги и потому не ведают о разумном их распределении. Кроме того они часто презрительно относятся к другим профессиям, не понимая, что без них не было бы и их.
Однажды в спорах о роли денег один молодой человек мне заявил, что нам их никогда не понять, наше мышление безнадежно отстало. В чем же это мы отстали? И в связи с чем? Функции денег не изменились. Как были деньги мерой стоимости, средством обращения, накопления и сбережения, наконец, средством платежа, так и остались. Изменились экономические отношения. Появился класс предпринимателей, для которых деньги оказались более важной реальностью, чем для всех остальных.
Вот что по этому поводу думает доктор психологических наук, проф. кафедры политической психологии Санкт-Петербургского госуниверситета
Предприниматели в большей степени, чем представители других групп, осознают деньги как фактор влияния на людей и форму власти. При этом, как показали данные, они испытывают большую зависимость от денег. Предприниматели осуществляют постоянный контроль за своими деньгами, всегда знают содержимое своего кошелька и сбережения, отдавая приоритет наличности. Деньги рассматриваются предпринимателями и как предмет гордости.
У предпринимателей разного уровня бизнеса (малый, средний, крупный) в отношении к деньгам есть определённые особенности. Можно говорить о наличии в отношении к деньгам некоторых деформаций, как, например, нарушение баланса потребления-накопления: люди могут становиться скрягами или транжирами, рассматривать деньги как зло или как единственное благо.
Когда деньги становятся главным способом оказания влияния на других людей, они превращаются из средства достижения цели в цель всей жизни.
Нарезка цитат на тему: "Много ль человеку, даже Форду, надо" ? (ВМ): " Что ты спрятал, то пропало, // что ты отдал, то твоё." (Ш. Руставели): "Люди гибнут за металл" (из оперы).
...В остальной фауне таких аномалий не наблюдается, только хоме сапиенс благодаря своему превосходству в мышлении дошёл до таких несварёнок. В остальной природе полная гармония. Возьмите дерево любой породы. Там каждая группа общего дерева "несёт свой чемодан" и получает необходимую для фунциклирования свою пайку. Самый верхний листочек или иголка ели или кипариса получает необходимую дозу воды и отдаёт свой продукт по бартеру корням в т.ч., которые, как шахтные лошади. так и не увидят белА света....И никому в голову не придёт идея запасать воды больше, чем нужно для биожизни. Надо по-хорошему высмеять времяппровождение владелцев музейных хором от Трампа до М.Галкина....Вот артисточка даже не смазливой внешности Дженифер просыпается в своей необъятной койке. Служки уже принесли ей "кофе в постель". Садится за стол на 6 персон на завтрак, при этом пересаживается на все кресла, чтоб посидеть на каждом. ...Я бы хотел бы почитать записи в "Бортовом журнале" яхт Абрамовича и Усманова. Сорри за длиннОту. Оценка - высшая , 5+ !
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Как-то М.Задорнов сказал, что он зарабатывает денег гораздо больше, чем ему нужно. Распорядиться деньгами - вопрос культуры и мировоззрения. Спасибо за отклик. Будет ещё продолжение темы.
1 Ответить