Хорошо? Да, конечно, если бы не одно «но». И даже не одно.
Признаться, мы, родители первоклашки, были не готовы, когда ребенок, возвращаясь из школы, делал прозрачные намеки о выдаче денег на покупки в школьном буфете. Сначала мы не придавали этому значения, ведь первый месяц они учились по несколько часов, и сразу после уроков их разбирали по домам.
А потом началась «продленка». И оказалось, что в перерыве между уроками и «продленкой» они бегают в буфет. Мы как-то не приняли это во внимание, но однажды выяснилось, что наш ребенок «весь в долгах, как в шелках». Желание со всеми ходить за пирожными оказалось сильнее наших внушений, что брать в долг можно только тогда, когда тебе есть чем отдавать.
Потом открылся еще один чудовищный факт. Выяснилось, они платят друг другу за дружбу. Например, купить друга на день стоит 10 рублей.
Сначала мы впали в ступор, потом был шок, потом истерика, потом, наконец, четыре высших образования на двоих начали побеждать, и стали появляться разумные мысли и способность вести диалог с ребенком.
Про покупку дружбы даже говорить не буду, это разговор в совершенно иной плоскости и в большей степени состоит из психологического аспекта, нежели из умения обращаться с деньгами.
А вот про долги, количество выдаваемых денег и их расход, мы решили так. Сначала мы по очереди объясняли, что такое деньги, откуда они появляются и в них ли общемировое счастье. Глаза дочери выражали полное безразличие.
Потом несколько вечеров муж посвятил лекциям на темы: «Бюджетирование», «Финансовый план» и «Финансовый анализ», сопровождая свою презентацию демонстрацией нашей домашней бухгалтерии, которую мы ведем в специальной программке (название не буду писать, дабы не сочли за рекламу).
Он очень долго ей показывал нашу систему планирования доходов и расходов, что каждый день мы вносим все затраты с учетом категорий и подкатегорий, а по окончании месяца проводим анализ и корректируем план на следующий месяц.
Дочь выглядела впечатленной, поэтому для нее была создана ее собственная система учета движения денежных средств. Вечером папа выдал ей блокнотик, поделенный на две части. В левой она записывала доходы, в правой, соответственно, расходы. Доход ей определили еженедельный, сумму в день рассчитали эмпирическим путем, исходя из средней стоимости продуктов в буфете.
Контроль за записью расходов приходится вести ежедневный, иначе к концу недели есть риск услышать: «Ой, я забыла, что надо записывать».
У ребенка есть право спустить весь бюджет в один день и на что угодно. При этом в книгу расходов вносятся соответствующие записи и до следующей «получки» деньги не выдаются.
Примечательно, что после введения блокнотика, ребенок только один раз поддался на выклянчивание денег со стороны одноклассников, о чем честно была сделана запись: «Выдала 5 руб. подрушке» (орфография автора сохранена).
Кроме того, в ней вдруг проснулась экономия. Она почти перестала что-то покупать и начала интенсивно складывать деньги в копилку, привлекая меня раз в неделю в качестве счетовода.
Сначала ей очень хотелось накопить сто рублей, чтобы у нее они были одной бумажкой. Как выяснилось, некоторым детям родители дают такие деньги (в первом-то классе!), и ей тоже очень хочется похвастаться. Очень уж она мечтает, чтобы ее родители или она сама были «аллигаторами». В смысле, олигархами.
Потом она решила копить на аквариумных рыбок. Уже накопила около 130 рублей, после чего заявила, что рыбки — это слишком хлопотно, за ними ведь надо ухаживать. Поэтому лучше она накопит тысячу, а потом поедет с нами в ИКЕЮ и купит нам журнальный столик, потому что наша колченожка, которая исполняет его роль, совершенно аморальна.
Говорить, что мы решили проблему с карманными деньгами, я пока воздержусь. Могу сказать только, что удалось снять остроту ситуации и понять, что эту область, появление которой в столь раннем возрасте спровоцировал школьный буфет, надо держать в зоне повышенного внимания.
Не исключено, что есть и другие, более эффективные методики введения детей в мир денег. Каждый родитель придумывает какую-то свою стратегию и адаптирует ее под своего ребенка.
Возможно, ко второму классу и у нас появятся новые идеи регулирования движения денежных потоков в детских карманах.
За два месяца, что ушли на публикацию статьи, тема получила развитие.
Ребенку очень понравилось с накопленными деньгами приходить в магазин (у нас "Универсам" организован по принципу супермаркета), выбирать себе игрушку, или книжку, или еще что-то, при этом важно сверяться с имеющейся наличностью в своем кошельке, и гордо расплачиваться на кассе.
В школу она деньги перестала носить... Пока...
0 Ответить
Светлана Зуу, очень интересный способ решения проблемы! Учту на будущее.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И при советской власти в буфете можно было свободно купить что-нибудь поесть или полакомиться, ничего тут нового нет.
Насчет неразумных трат - дык, просто упустили момент, ребенок совершенно далек от денежных вопросов, планирования и трат в семье. Не здорово, но и не катастрофично. Показывайте пример распоряжения деньгами, возможно, проблемы-то у вас. Дети ведь оч.внимательно наблюдают за нами и являются зеркалами нашего поведения. Вот только высшими образованиями давить ни к чему.
А про покупку дружбы - скорее всего, игра быстро пройдет, это не последняя волна повальных увлечений странного свойства. Когда-то башню сносило от заполнения анкет, от игры в марки и фантики от жвачки по углам на переменах и пр. Теперь - вон, вишь, как! Монетизация! )
0 Ответить