Но и маркетологи тоже не лыком шиты. Они используют последние научные разработки нейробиологов (специалистов по работе мозга), чтобы обмануть даже человека со списком. А мы, зная об этих разработках, можем обмануть их. Не в прямом смысле слова, в переносном, сознательно задав нашим мозгам работу такую, которая не даёт отвлекаться на уловки маркетологов. Сделать это с первого раза вряд ли получится. Однако когда составление такого «списка по науке» войдёт в привычку, вы удивитесь, сколько денег удалось сэкономить.
Итак, немного науки. Наш мозг совершенно не приспособлен к современной жизни, где много еды и никто не хочет тебя съесть. С точки зрения эволюции, это невозможно, а мозг наш — продукт той самой эволюции. Животного там, в наших мозгах, гораздо больше, чем человеческого.
Итак, наш мозг, по современным представлениям, как бы разделён на две системы: Подсознание — автоматическая, быстрая и потребляющая очень мало ресурсов система, которая гораздо старше Сознания — эта система неавтоматическая, медленная и энергозатратная. Принимая сознательные решения, мозг быстро утомляется, Сознание выключается и все решения передаются Подсознанию. А как работает Подсознание, маркетологи знают прекрасно.
Составление списка покупок, даже самого элементарного, даст вам существенную экономию денег, времени и нервов.
Итак, простейшие правила составления списка покупок и почему это надо делать именно так:
0. Начинайте составлять список покупок заранее, а не перед самым походом в магазин. Если список написан впопыхах, Подсознание всё время будет напоминать вам, что вы «что-то забыли». Идеальный способ избавиться от этого навязчивого чувства — завести блокнот и записывать, что в доме закончилось или может закончиться. Ещё один бонус такого заранее составленного списка: если кто-то из родных или знакомых позвонит из магазина и спросит «что купить», не нужно долго вспоминать, достаточно лишь взглянуть в блокнот.
1. Указывать товар и его количество максимально конкретно. Никаких «что-нибудь к чаю». Это может быть и булочка, и шикарный, дорогущий торт. Наш мозг на таких фразах выключает сознательную составляющую, и подсознательное поведение разыгрывается максимально. Что и учитывается маркетологами, главная цель которых — чтобы вы оставили побольше денег в магазине.
Правильнее будет написать, например, так:
- печенье «Сахарное» — 1 пачка;
- конфеты «Лакомка» — 0,5 кг.
2. Товар должен быть распределён по категориям. Например, надо купить яблоки, сахар, салфетки, пиво, печенье, туалетную бумагу, чай, бананы, чипсы. Можно, конечно, так и записать в список. Но тогда вам придётся много и беспорядочно бегать по магазину и сильно вырастает вероятность купить себе «что-нибудь вкусное» или «полезное», или… Правильнее будет записать так:
- яблоки — 1 кг, бананы — 0,5 кг;
- сахар — 1 кг, печенье «Сахарное» — 2 п., чай «Ахмат» — 2 п.;
- салфетки «Королевские» — 2 п., туалетная бумага «555» — 5 рулонов;
- пиво «Балтика» — 0,5 л, чипсы «Левис» — больш. пачка.
3. Желательно подсчитать сумму покупки и взять денег чуть больше этой суммы. Тогда не возникнет соблазн купить что-то, чего в списке нет, денег на это просто не будет. Если это невозможно (например, если пользуетесь кредитной карточкой), представьте, что денег на ней, кроме означенной суммы, нет. Совсем.
4. Обозначить приоритет покупок, если сумма ограничена. Цены в последнее время скачут непредсказуемо. А решать, что выбросить из полной корзины, в очереди на кассу… Особенно, если сделаны покупки продуктов на неделю… Ну, вы поняли…
5. Если магазин знакомый, заранее продумать маршрут и обозначить очерёдность приобретения товаров. Это также уменьшает вероятность незапланированных покупок.
6. Если товары берутся в разных магазинах, обязательно разбить список покупок «помагазинно».
7. Обязательно закончите список напоминанием, что покупок больше не требуется. Так мы даём команду Подсознанию, что всё, искать что-то по магазину мы больше не намерены. Некоторые психологи советуют написать что-то типа напоминания: «Каждый рубль на счету, не покупай больше ничего». Но это не обязательно, хотя и действительно заставляет экономить.
Думаете это всё? Нет!
8. Сохраняйте списки. Потом проведите анализ, какие из товаров откровенно лишние, а какие можно заменить более дешевыми аналогами. Делать так желательно каждый месяц. А можно и чаще…
Вот и все полезные советы. По минимуму. Можно пойти ещё дальше. Например, подсчитать, сколько тратится определённого товара в месяц, и распечатать сразу несколько одинаковых списков. Например, на всё лето. Причём распечатать так плотно, чтобы вписать новый товар было бы проблематично. Или…
Ну, ладно, хватит. Просто начните применять эти полезные правила и не дайте разорить себя штатным вымогателям-маркетологам.
Многое что написано я уже пользуюсь, очень полезно. Я пользуюсь приложением Tizim на андроиде. В течение недели пишу туда что нужно. И прямо перед походом в магазин и в магазине, ничего не добавляю. Только что написал в течение недели то и беру.
0 Ответить
Если мы покупаем столько ненужного, то или у нас не дом, а помойка, или самый популярный товар - мешки для мусора, или мы все съедаем и весим очень много.
"Что-нибудь к чаю" - это ведь побаловать себя, правда? Не жизненно необходимый продукт. Но просто пройти через супермаркет или рынок и взять что хочется (не на голодный желудок, конечно)...
Экономия - это замечательно. Слышали уже, якобы миллионерши носят чулки, а не колготки, потому что порвавшиеся можно менять по одному. Отсюда и яхты...
Да, бывают черные полосы, что на хлеб не хватает. Но когда полоса посветлее - живи и давай жить другим. А если ВАШ продукт - материальный или интеллектуальный - будут так же обегать с зажмуренными глазами?
И тем не менее: оценка статьи - 5.
1 Ответить
"Что-нибудь к чаю" - это ведь побаловать себя, правда?"
Нина Бочарова, что верно, то верно. Но балуемся мы в нашей семье сушеными фруктами, финиками, мёдом... Ну а пироженки иногда жена привозит из областного центра, покупает в какой-то частной пекарне.
1 Ответить
Как скучно жить... Неужели вы изучили ассортимент магазина так досконально, что всегда точно знаете, что именно вы хотите, например, к тому же чаю?
1 Ответить
Тоже составляю списки, а с недавних - кризисных - пор составляю их во многом заранее, как вы и пишете.
Внесу свою копеечку: согласно правилам супермаркетов, самые дорогие или непродаваемые товары располагаются на уровне глаз. При большом выборе смотреть лучше на нижние или верхние полки - там и чай найдется подешевле, и молоко посвежее. Кстати, самые свежие продукты, молочные, например, задвинуты в конец, а впереди стоят те, у которых срок годности заканчивается.
А в очереди в кассу, там, где много жвачек, конфет и прочей ерунды, чтобы это не нахватать от скуки - отвлекитесь на что-нибудь, не рассматривайте товар, а то будет велик соблазн его ухватить)
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Очень хорошая статья.
Всю свою самостоятельную жизнь так и делаю - стратегические запасы покупаю только по спискам. И именно так - чего и сколько, а ещё прикидываю примерную стоимость будущих покупок.
Не мечусь по рынку или магазину, а сразу иду, куда надо.
Редко что-то забываю внести в список, но иногда прямо в торговой точке что-либо вспоминаю.
Так научила меня моя матушка, которая не только составляла списки, но и скрупулёзно всю жизнь записывала расходы в блокнотиках. Я не записываю, лень.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Понимаю важность списков, но обычно планируемые покупки держу в голове. И обязательно что-нибудь забуду!
Да, составлять списки заранее - хорошая идея! Пожалуй, повешу листок на холодильник под магнит. Спасибо за идею, Михаил!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
"Спасибо за идею, Михаил!"
Олег Стражников, не за что!
0 Ответить
Применимо!
Оценка статьи: 5
1 Ответить