А мох-то — и не мох вовсе. И растет не всегда на дубе. Но согласитесь, что «ноты мха» звучит куда презентабельнее, чем «ноты лишайника», когда речь идет о парфюмерии. С другой стороны, есть версия, что еще до открытия дубового мха парфюмерами он получил свое название, т.к. не различали люди на тот момент эти два вида растений и часто путали мох и лишайник.
Научное же название дубового мха, а не рекламное — эверния сливовая. Почему сливовая? Этот лишайник растет на самых разных деревьях: и на лиственных, и на хвойных. Растет он и на фруктовых деревьях. Вполне возможно, что особенно буйно растет и на сливовых ветвях. В Сети есть фотографии, на которых лишайник полностью окутывает кусты боярышника, и деревце становится похожим на сказочное растение из зимнего леса — почти декорации для Хроники Нарнии.
Дубовый мох интересен тем, что, благодаря этому растению, у парфюмеров появилась одна из самых эффектных и притягательных нот. Аромат описывается как сложный и многогранный. Это запах теплой древесины, нагретой земли, слегка пряный и сладковатый. А дубовый мох, выросший на сосне, имеет ярко выраженный скипидарный «привкус». Аромат позволяет передать благоухающую красоту дикого влажного леса.
Ассоциативный ряд, который этот запах вызывает у любителей парфюмерных композиций с его включением, примерно такой: дымный запах березовой стружки, шерсти диких животных, сливочный, теплой влажной земли…
Впрочем, у каждого будет свое «видение» ароматного звучания. Да и сам дубовый мох, собранный в разных местах и с разных деревьев, будет предсказуемо «звучать» по-разному. Стоит разломить кусочек пряного слоевища — и вы можете создать свою «палитру ассоциаций». Кедр? Береза? Сосна? Когда кислоты лишайника распадаются до простейших фенолкарбоновых кислот, из них образуются сложные эфиры, которые имеют этот характерный древесный запах.
В парфюмерной продукции абсолют дубового мха встречается все реже и почти неуловим. Это связано с ограничениями, которые ввела европейская организация IFRA на использование дубового мха в парфюмерных концентратах из-за его доказанной высокой аллергичности. Все чаще вместо абсолюта из натурального сырья используются синтетические версии, но они не отражают полноту и разнообразие оттенков исконного ингредиента. С этим связывают объяснение «заката» шипрового направления в парфюмерной промышленности.
Впрочем, приятно пахнущие кустики оценили не только парфюмеры, но и специалисты фармакологического профиля. В народной медицине это зеленое снадобье издавна применялось для лечения простудных заболеваний и многих других расстройств. Индейцы в Северной Америке лечили им респираторные заболевания и заживляли раны. А в восточных странах его добавляли в хлеб и целебные напитки.
Богатый состав — а исследователи обнаружили в эвернии около 80 полезных веществ — объясняет широкий спектр применения растения. В нежно-зеленых «кустиках» содержатся смолы, жиры, воск, пигменты, душистые эфиры, борнеол, цитронелл, лактоны, нафталин, камфара и другие вещества, в том числе полифенолкарбоновые кислоты.
Дубовый мох еще совсем недавно был столь популярен, что его потребление стало приводить к истощению ресурсов. А учитывая, как медленно растут лишайники, остается только надеяться, что ограничения на его использование помогут сохранить и восстановить запасы этого удивительного растения с приятным смолисто-землистым ароматом.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...