Трудно выяснить, это растение однолетнее, двулетнее или многолетнее. То ли есть разные подвиды, то ли меняются условия — меняются свойства. Свербига в моем цветнике живет 10 лет, имеет разной толщины стержневые корни. Подобно одуванчику, она каждый год рано пробуждается, быстро зацветает и после цветения не умирает.
В литературе описана как злостный сорняк, отрастающий от кусочка корешочка, живущий до 12 лет даже при регулярном скашивании, дающий до 7000 семян на каждом растении, распространившийся по всем странам, где побывала русская конница, потому что это отличное фуражное растение.
Казалось бы, если сорняк, сажать не надо, заполонит пространство так же, как золотарник. Но золотарник никто не ест, а свербигу едят все травоядные животные. Если есть коза или корова, то у свербиги нет шанса размножиться семенами, она будет из года в год оставаться толстым и толстеющим пучком обгрызенной зелени. Аналогично при использовании триммера.
Рассказывают, что свербига по неведомой причине вдруг перестает жить, оставляя в почве глубокие толстые каналы, заполненные органикой, которые с удовольствием используют другие растения. Это может случиться в любой год, потому и сохраняется неясность насчет продолжительности жизни растения. Бывает, целиком умирает огромная бамбуковая роща: зацвела — и завершила жизненный цикл вся единовременно, потому что вся роща возникла из побегов одного растения. Может быть, так же уходит в мир иной вся свербига, возникшая из одного корня? Но почему это может случиться в первый же год? У меня нет ни ответа, ни своих подобных наблюдений.
Свербига съедобна. Из корней делают приправу, подобную хрену, но намного мягче. Из листьев — супы и салаты. Все части растения можно сушить. Семена есть вроде бы не стоит.
Свербига — хороший медонос. Пожалуй, слишком хороший: отвлекает на себя всех насекомых-опылителей, и менее заметные растения остаются без внимания. Дает около 300 кг меда с гектара.
Хорошее растение для укрепления склонов, они будут равномерно-зеленые и, если позволить цвести, пушистые и желтые, а корни будут протыкать почву примерно на полметра и предотвращать ее сползание.
У свербиги есть способность не допускать прорастание семян других растений. И это можно использовать, к примеру, на железнодорожных насыпях, где семена борщевика рассыпались по щебню. Подрубить борщевик на щебне невозможно, а травить глифосатом вроде бы не стоит. Зато если рассыпать по насыпи семена свербиги, она заглушит молодые борщевички и не даст вырасти новым. Эта способность может вредить природным сообществам, поэтому надо бы предупреждать детей о том, что забавные шарики с семенами свербиги не стоит ронять где попало.
Жаль, что люди практически прекратили использовать в питании дикорастущие съедобные растения. Но это может быть исправлено благодаря убеждению и знаниям. Крапива, одуванчик, пустырник, сныть, свербига уже с апреля могут быть в салатах, пирожках и окрошках. Не используют — не распознают, не распознают — не используют. Этот замкнутый круг надо бы разорвать уже сейчас, чтобы в случае голода спасение, появившееся с первыми весенними солнечными лучами, нашлось буквально под ногами.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...