Игорь Ткачев Грандмастер

О нашей несвободе, или Почему человек — вечный раб?

Цивилизация и технический прогресс вовсе не означают свободу личности и личное счастье. Скорее, напротив: за технический комфорт и блага цивилизации нам больше чем когда-либо приходится расплачиваться собственной свободой.

Фото: Depositphotos

…О как бы мне хотелось подняться под самый синий купол неба и по-над, туда, где острые лучи яркого солнца сильнее прежнего пронзали бы внизу клубящиеся облака, где миллиарды звезд стали бы ближе и миллионы дальних галактик проносились бы мимо, а сама Вселенная ужасающе обнимала бы своей непостижимой чернотой и Земля была всего лишь песчинкой в безбрежном океане Вселенной.

Как хотелось бы оттуда, в полном одиночестве и звенящей мертвой тишине взглянуть на маленький муравейник под названием «человечество». Взглянуть с жалостью и состраданием, презрением и любовью. Нет покоя людям. Все бегут, все суетятся по своим муравьиным делам, все, как и прежде, ничего не успевают. И по-прежнему все, как и раньше, рабы. Рабы своей жизни и своей непреодолимой глупости…

Современная цивилизация по западному образцу представляет собой систему зависимостей и созависимостей отдельных лиц и сообществ, взаимозависящих друг от друга и от государства, а государства — от своих граждан. Современный человек с его набором и бременем зависимостей и обязательств ab ovo при всей внешней видимости комфорта и свободы представляет собой весьма плачевное зрелище, напоминающее древнего раба с его колодками и цепями. Только колодки и цепи эти — уже не физические, а юридические, культурологические, ментальные в голове каждого отдельного гражданина.

Уже с раннего возраста гражданин этот попадает в эту систему зависимостей и обязательств и в большинстве случаев остается в ней до конца своей жизни, не выпускающей из своих цепких цивилизационных когтей свою жертву, которая так и не поймет до конца, что значит быть по-настоящему свободным, и часто будучи уверенным, что только так и должно быть. Как собака, с щенячьих когтей просидевшая всю жизнь на цепи, не знает, что такое свобода, и находящая свое положение естественным и единственно возможным, так и большинство людей не понимают, что значит быть действительно свободным, свободным от уз государства, общества, культуры, религии и т. п.

Детский сад, школа, служба в армии, обязательная официальная работа преимущественно по найму, налоги, пенсия, культура и социум с их бесконечным набором ограничений и запретов, правил и табу, как у примитивных племен, религия, языческие традиции, которые вполне успешно уживаются с верой — все это является обязательными атрибутами современного человека, которые связывают его по рукам и ногам, заставляя постоянно бороться и делая из него практически современного раба при всей видимости свободы.

Если раньше человек боролся с голодом, холодом и своим соседом по пещере, врагами внешними и естественными, то сегодня ему приходится еще бороться с врагами внутренними, внутри вида. Бороться в рамках своей культуры, государства, социума. А думающим людям приходится еще и противостоять самой культуре, социуму и государству. И чем больше у него прав, тем больше и обязанностей. Чем больше равноправия, тем больше он вынужден конкурировать.

Человек не свободен от тысячи искусственных несвобод, и, что хуже для него, сам создает их, сопротивляется, настаивает, чтобы оставаться несвободным и дальше. Освободится от ярма религии, этого «опиума для народа», учившего, что человек — не что иное, как раб, раб божий, сотворенный для страдания и покорности, с «занозой во плоти», как вместо нее на помощь приходят социум и культура, которые начинают воспитывать из него послушного гражданина и показательного индивида. К ним подключится государство со своим обязательным набором контролирующих фикций, вроде налогов, службы в армии, любви к Родине, досуга и т. п.

Современный человек — все так же по-прежнему пленник, узник в хорошо оснащенной, оборудованной по последнему слову техники, современной, с пятиразовым питанием и разнообразным, как правило, необременительным для ума досугом, тюрьме. В тюрьме с множеством камер — как лучших по комфорту, так и с «одиночками» или карцерами. Где высшей целью пропагандируется «прогресс» из камеры пониженной комфортности в камеру комфортности высшей.

И только естественный физический конец разрубает весь этот Гордиев узел, делая человека по-настоящему и окончательно свободным.

Статья опубликована в выпуске 12.01.2020
Обновлено 12.01.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • по-моему, все гораздо прозаичнее.

    Человек сам сдает свою свободу, сам идет под влияние чего-то (кого-то), чтобы снять с себя ответственность за происходящие в его жизни события. В какой форме он эту зависимость преподнесет - в большой мере зависит от уровня его интеллекта. И эта несвобода, эта зависимость дает таки человеку приятные моменты - не надо напрягаться - концентрировать свою волю, искать и мобилизировать свои ресурсы, чтобы преодолеть трудности.

    ( Кстати - вы не находите интересным, что "ВОЛЯ" и "СВОБОДА" - где-то синонимы? может, "свободность" человека определяется его волевыми качествами?)

    Мне кажется, что других вариантов нет. Либо ты находишь свое участие в событиях, которые с тобой произошли. А, значит, и свое ВЛИЯНИЕ на эти события. Пусть оно и мизерное, но это ТВОЕ влияние, и ТЫ его можешь изменить и как-то повлиять на ход событий. Это, повторюсь, трудно и затратно. Но ты при этом остаешься СУБЪЕКТОМ.

    Либо легкий и не затратный путь - не напрягаться. Но тогда при этом варианте человек становится ОБЪЕКТОМ, "игрушкой" в цепи событий.

    • Татьяна Пучкова Модератор 15 января 2020 в 18:10 отредактирован 15 января 2020 в 18:11

      Анфиса Селезнева, согласна с Вами. У нас воля, это не только качество характера человека. Думаю, это понятие шире, чем просто свобода. Не получится перевести слово "воля" скажем, на английский, сохранив тот смысл, который мы в него вкладываем. Это как Иван Грозный, в обратном переводе с английского вдруг становится Иваном Ужасным. Недавно где то встретился вопрос:- почему рабов освобождали, а крепостным на Руси давали вольную? Действительно, почему ?

  • Автор - в своём репертуаре. Почему-то мне это раннюю Татьяну Буланову напоминает - по стилю. Вечно плачущую...

  • Очередная провокация. Продолжение этого софизма. И после естественного конца нет свободы. Тебя куда-то волокут, чужие недобрые руки мылят ( или, что ещё хуже, не мылят), одевают в какую-то идиотскую одежду, тащат на кладбище, опускают в грязную яму и закапывают. А твое имущество под улюлюкание нотариусов растаскивают родственники ... И это свобода? Ещё хуже потом - миллиарды хищных микробов, червей и прочих мерзких тварей начинают тебя погглощать и переваривать . А во всем виновата наука. Из за этих противных учёных весь наш мир лишился свободы. Даже мелкий электрон не может лететь, куда хочет! Его беспощадно отклоняют магнитные поля, алчно притягивают положительные электроды, хотя что в них положительного? Это же явно отрицательные герои в душещипательной истории, рассказанной Игорем. Ведь они лишают свободы такого маленького, такого маленького электрончика! И он теперь даже сам не знает, где он находится! Злой Бор размазал его по пространству. Даже в микромире нет свободы . И так можно до бесконечности. Оценка статьи 5.

  • Извечная песня нарцисса, презирающего окружающих за то, что не признают его гениальност, уникальность и единственность.

    Оценка статьи: 4