У кого-то он получается более-менее ровным, кому-то приходится изрядно поплутать. За ежедневной суетой, необходимостью решать истинные и мнимые проблемы пролетают годы, и наши родители незаметно, но неотвратимо стареют.
Никто из нас не избежит этой участи, и на каком-то этапе своей жизни мы начинаем примерять старость на себя и задавать себе вопрос: как я хочу ее, эту старость, организовать и сделать если не абсолютно счастливой, то достойной? Что делать, если уже не останется сил себя обслуживать? А что если ум угаснет раньше тела? У нас почему-то не принято об этом задумываться. Считается, что если есть дети, то они должны будут взять на себя заботы о нас. Правда должны?
Мы часто сочувствуем молодым мамочкам: как им тяжело, как утомляет ежедневная рутина, как они недосыпают ночами, как трудно пережить «день сурка», когда изо дня в день повторяются одни и те же действия — помыть, покормить, погулять, поиграть, уложить, постирать, убрать, и все это не по разу. Что ж, многие из нас испытали все эти прелести на себе и прекрасно понимают, о чем речь.
Но кропотливый и трудоемкий уход за малышами — задача все-таки временная. Ребенок растет, становится все более самостоятельным, и родительские заботы переходят в другую плоскость — приоритетными становятся развитие и образование. Памперсы, поильнички, слюнявчики, коляски, ходунки и прочие атрибуты беспомощности остаются в прошлом.
Уход же за пожилым родственником может продолжаться многие годы без надежды на улучшение ситуации. И это частенько приводит к эмоциональному выгоранию, хронической усталости, раздражению и чувству вины за это самое раздражение, к желанию сказать, как в детстве: «Я в домике», — и закрыться, спрятаться от ежедневных утомительных и, что уж там, порой не самых приятных обязанностей.
Так можем ли мы помочь нашим детям организовать нашу, пусть даже еще неблизкую, старость? Конечно.
Если мы спокойно примем мысль, что молодыми, здоровыми и сильными мы будем, увы, не всегда, и просто обсудим с более молодыми членами семьи этот непростой, но важный вопрос. Расскажем им, спокойно, без пафоса, как мы хотели бы обустроить свою старость так, чтобы и нам, и членам нашей семьи было максимально комфортно. И материальные источники этого комфорта также следует оговорить заранее.
Это совершенно нормально. Ведь речь идет о нас и о наших самых близких людях. Мы же не хотим вызывать в детях злость, досаду, раздражение, пусть даже невольные.
Да, придет время, когда они станут нашей опорой, и мы будем нуждаться в их помощи. Но только помощь эта не должна быть жертвенной, непосильной, разрушающей наши добрые отношения.
Возможно, придется переехать поближе к детям, а может необходимо будет воспользоваться услугами социальных служб, помощницы по хозяйству или профессиональной сиделки. А кто-то из нас, устав от бытовых забот, захочет сдать свою квартиру и на доход от аренды подобрать себе подходящий пансионат. Бывает и так, что давние подруги решают жить вместе в квартире одной из них, а другую сдавать и получать заодно ощутимую прибавку к пенсии.
Варианты перечислены далеко не все, ведь жизненные ситуации разнообразны до бесконечности. Ничего плохого или постыдного для наших детей в этом нет. Главное, чтобы нам было по-прежнему хорошо и тепло друг с другом.
А для нас важнейшая задача — поддержать свое здоровье и разум в работоспособном состоянии максимально долго. В этом нам помогут оптимизм, привычка не ныть и не отчаиваться и, конечно же, добрая поддержка и дружба наших взрослых и таких любимых детей.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...