Второй радостный день — 2 февраля. День разгрома фашистов в Сталинграде. У нас в семье этот день обязательно отмечается: мои родители — участники битвы, имеют ордена и медали. Отец умер уже в мирной жизни. В результате тяжёлого ранения ног развилась гангрена. У моей супруги в 1942 г. погиб отец. Выпиваем рюмку молча.
А настоящая весна придёт только со славным женским праздником 8 Марта! Но до него надо ещё дожить…
Зимой особенно остро и тоскливо чувствуешь кожей известную фразу «свет в окошке». У всех этот свет ассоциируется с видом светящегося с улицы окна, воспринимающегося как радость, утешение, отрада.
Происхождение этой фразы очень романтично: фразеологический словарь русского языка связывает с фразой «Свет очей моих» — так на Руси называли любимого мужчину. Любящая женщина восхищенно смотрит на своего любимого, как на свет, который помогает ей не забыть себя. Женщину в ту пору звали «Душа моя». Нет смысла ни в чем — ни в войнах, ни свершениях, ни в познании, ни в способностях, если забыта душа. Как это красиво!
Как ныне мужчины называют своих любимых? Зайка, Киса или ещё что-нибудь такое, даже очень милое животное. Но, согласитесь, «Душа моя» звучит иначе!
Мои ощущения от окна противоположны толкованию «Света в окошке». Как раз всё наоборот, вверх тормашками, я бы сказал — «шиворот навыворот»: это не моё светящееся окно привлекает «очи», наоборот — я смотрю на свет из окна полутёмной комнаты… Свет жизни.
Во дворе гуляют мамы с детьми, снуют бабки в «Пятёрочку» — магазин в правом крыле нашего дома. Соседка сверху выводит гулять своего старого, слюнявого и толстого английского бульдога с заплетающимися задними лапами. Тётки с бутылками и банками ждут под окном машину с молоком. За ближней скамейкой пробежал рыжий кот с мышью в зубах. Жизнь бьёт ключом.
Двор закрыт со всех сторон нашим П-образным девятиэтажным домом в центре города. По периметру двора растут огромные тополя, а прямо под окном — корявая жердёла. Всё это создаёт в нашей квартире постоянный полумрак. Мы шутим с женой, говоря, что живём в погребе и белый свет — только в окошке. В голову сразу приходит название повести Короленко «Дети подземелья».
Ранним утром, продрав глаза, ещё лёжа на кровати, отдёрнув занавеску, первым делом смотрю в пустынный двор, на прижавшиеся к бордюру припаркованные машины, укрытые снежным шапками, на проталины возле скамеек и детских качелей.
Вразнос урча старым дизелем, выезжает со двора мусорная машина. Но уже поверх крыш уверенно пробиваются первые ласковые лучи яркого, почти весеннего солнца, озаряющие верхушки старых тополей. Последний, короткий зимний месяц!
В голове звучит памятный куплет:
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля.
Да… Нет кипучей и могучей! Сгинула в болтовне, бездарности, предательстве. А мы, советский народ, проморгали великую страну, доставшуюся нам ценой горьких побед и лишений. Видели и не понимали, что происходит. Многие радовались, что получили незалежную «хрущёвку».
Теперь вместе с ней уходим и мы, последние очевидцы и носители советского образа жизни, ценностей, культуры. Однако «нежный свет и цвет» никуда не денется. Он спрятан в груди, а его отблески увидят наши внуки.
Что ж плакать по волосам? Со слезами в душе повторяю строчки большого русского поэта Николая Зиновьева, моего современника. Я родился в 1944-м, а он в 1945-м:
У карты бывшего Союза,
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.
Я глажу горы, глажу реки,
Касаюсь пальцами морей.
Как будто закрываю веки
Несчастной Родине моей…
«У каждого есть свой внутренний свет, — однажды сказал итальянский писатель, поэт Тонино Гуэрра, — каждый человек имеет свой внутренний свет. Только у кого-то это свет свечи, а у кого-то — свет маяка».
Хорошо сказал итальянец. А виден ли внутренний свет из окна, или он освещает только твой путь?
Что делать? Ответ на поверхности:
«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости», — сказал в очень древние времена проповедник Екклесиаст.
Великая книга Библия! А если по-стариковски, но хотя бы с долей юмора?
Стремиться к радости жизни при любых жизненных ситуациях! Толкни дверь. Выбегай навстречу яркому свету! А там — будь, что будет!
Для меня единственный способ украсить заоконное пространство в зимний период - разместить там кормушку для птиц. В этом году не получилось, все кормушки пришлось развесить во дворе и в парке, однако, пернатые отлично знают, какое окно в доме самое интересное. Никакой пейзаж за окном, по моему мнению, не сравниться с заглядывающей в комнату птичкой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, в таком случае птичка достойна отдельной статьи.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Леонид Котляр, у меня в планах есть написание статьи о благотворном влиянии домашних и диких животных и птиц на здоровье человека. Действительно, пользу птички за окном приносят не только деревьям, которые страдают от паразитов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, Помните, как в фильме: - "Павлины, говоришь"... Птички это хорошо. Когда я зимой лежу в больнице, за окном снегири на соснах, которые высятся через пешеходную дорожку. Сейчас я дома - прикован к креслу, но у нас во дворе птиц не вижу. Доживём до весны, а там дача...
1 Ответить
Светло грустить тоже не каждый может...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Любовь Дубинкина, А что остаётся? Ничего, скоро дачный сезон, зацветёт черёмуха и сирень, а это опять жизнь!
1 Ответить
Мне очень нравится читать (айпад) , работать или смотреть что-то по Инету с выключенным комнате светом и открытыми жалюзи. Сидишь-лежишь, а в окне жизнь, вечером в доме напротив зажигаются окна, люблю момент , когда их становится все больше. И когда деревья присыпаны снегом. Такое себе зимнее развлечение , когда не выходишь. Но я в первую же неделю короны, еще в марте прошлого года решила не становится "дитём подземелья" и постановила себе за правило- обязательно гулять в безлюдных местах. Как говорится, не было бы счастья...
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Наталия Нечухаева, у меня, Наталия подземелье длится всё время, исключая дачный период. Место у окна не просто место - это уже долгое время моя жизнь. С уважением В.А.
1 Ответить
Жена сказала: очень созвучно с нашим настроением и миропониманием. Образ текущей жизни ветерана труда написан со светлой грустью.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Леонид Котляр, спасибо за отзыв, с уважением Вадим.
1 Ответить