Однако, несмотря на огромные достижения, научно-технический прогресс в области накопления, хранения и передачи информации, человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы, равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции.
Электронный мир удобен и облегчает жизнь. Но представьте, что однажды вы получили по почте настоящее бумажное письмо. С каким трепетом вы бы его открыли, читали и вдыхали особый запах письма. Такую смесь запахов бумаги и чернил, а может, еще и аромата, оставленного писавшим человеком.
Письма хранили, доставали не раз. Перечитывали, чтобы насладиться своими эмоциями, чувствами. Именно этого не хватает в электронных письмах и поздравлениях. В них нет души.
Вот как
Письмо, где сердце говорит,
Где все наруже, все на воле.
Иногда маленькое письмецо, «где все наруже, все на воле», дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. От него идет тепло, душевность. Письмо говорит о человеческом присутствии. Письмо — частичка человека, частичка истории.
Трудно переоценить значение эпистолярного наследия для истории нашей культуры. Перечитываешь письма давно ушедших людей и словно совершаешь «путешествие во времени» — перед глазами Россия и люди с их радостями и заботами, с их представлениями о ценностях жизни. Даже письма просто бытового содержания становятся важным источником для познания конкретной эпохи, так как они являются своеобразными документами из прошлого.
Но культура культурой, а многие по сей день хранят письма родных, как это делаю я. Не писателей и художников, не политиков и юристов, не путешественников и философов, а просто своих родных людей. И они не менее важны для нас.
Я с одиннадцати месяцев от роду проживал с бабушкой — профессиональным художником, и дедушкой — учёным-лесоводом. Мама с рассталась с отцом, когда я был ещё маленьким. Вышла повторно замуж и жила с отчимом и братом в другом городе. Бабушка была для меня всем, и всем, что я имею — обязан ей!
После окончания института, я покинул её дом и по распределению был направлен на работу в Ростов-на-Дону. И пошли от бабушки письма… Как же я благодарен нашему времени! Писем было много: одно-два в неделю. Сейчас они лежат в большой зелёной коробке. Перечитываю со слезами. Сколько любви, заботы, юмора!
Вадинька, — пишет бабушка в одном из писем, — я постоянно о вас думаю. В жизни случается много несчастных случаев. Берегите себя и берегите Сереженьку (мой сын, которому тоже досталась любовь бабушки). У меня в течение жизни произошло тридцать восемь случаев, в которых я была на грани жизни и смерти, а может быть, даже ещё больше, но пока вспомнила тридцать восемь! Я тебе их опишу.
И далее бабушка описывает эти тридцать восемь опасных случаев. Как их с сестрой унесла лодка по Днестру без вёсел, как упала с необъезженной лошади, как в 1914 году съела отравленный хлеб, который немцы подбросили в Петербург, и чуть не умерла (многие жители города отравились), как переболела брюшным тифом и, несмотря на нечеловеческие условия, выздоровела. Болела испанкой, цингой, ящуром.
Все тридцать восемь случаев приводить не буду. В конце письма бабушка ещё раз предупредила меня:
Видишь, сколько всего бывает? Еще раз берегите себя! Целую Вас крепко, храни Вас бог! Жду письма, твоя мама-бабушка (я в детстве её называл мамой).
Вспомнив бабушкины письма, понял, что одним из главных достоинств письма, кроме всего прочего, является то, что оно позволяет преодолеть барьер времени, дает возможность общаться людям разных поколений и передавать потомкам свои знания о мире.
В настоящее время изобретено множество уникальных технических средств, приспособлений, с помощью которых можно передавать или транслировать человеческую речь на расстоянии или во времени: современный человек повсеместно использует телефон, радио, телевидение и целый ряд других средств массовой коммуникации. Однако все эти технические приспособления были изобретены лишь в ХХ веке, а письменность на земле существует уже около трех тысячелетий! Кроме того письменный текст является одной из форм существования языка.
Кажется, старому письму осталось существовать совсем недолго — оно постепенно будет предаваться забвению, станет очередным анахронизмом. Любому современному пацану гораздо проще освоить печать на компьютере, чем выводить каракули на бумаге — ведь для этого достаточно знать алфавит и всё.
Умрёт ли письмо? Не знаю, но всё идёт к этому. Но мне бесконечно жаль наше старое, душевное письмо!
Статью и комментарии прочитал, очень интересно. С волнением перечитываю фронтовые письма отца, не вернувшегося с войны.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Леонид Котляр, У нас сохранилось одно письмо с фронта от мамы из Сталинграда. Храню в архиве, перечитываю. В нём она сообщает, что вышла замуж за красноармейца - моего отца. И большая коробка писем от бабушки. В них я черпаю воспоминания...
2 Ответить
Уверен, что письма не умрут - не знаю, пишу чаще на бумаге, или набираю на клавиатуре. Первый вариант предпочтительнее - можно снабдить письмо рисунком, да и мой почерк о многом скажет адресату. А вот способ отправки - сканирование листа и электронные адреса - только улучшили ситуацию. Адресат гарантировано получит послание, письмо не истлеет под воздействием времени, не будет превращено в игрушку котом, или собакой.
Рекомендую Вам отцифровать бабушкины письма. Приведенные Вами строки душевные, история жизни бабушки будет интересна и Вашим внукам с правнуками, а бумага - крайне ненадежный материал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, Мне больше некому писать письма... Дети, внуки и даже правнук отцифрованы и, получив письмо на бумаге в конверте, подумают, что старый окончательно сошёл с ума.
В письмах мои ушедшие родные часто присылали рисунки - творческая была семья. Художники, артисты, архитекторы. В Питере последней представительницей нашего рода была И.О. Боговая (ушла в 2014г) - проф. зелёного строительства, видный архитектор европейского уровня. Она присылала в письмах замечательные рисунки. Бабушка, отрывки письма которой я процитировал, в 1917г. окончила императорскую школу поощрения художеств, академию художеств в С.Петербурге. В письмах сохранились её замечательные рисунки и сказки. Да и все остальные в семье были творческих профессий. У меня огромный архив, а переводить в цифру не вижу смысла. Мои архивы никому из нашей семьи не интересны.
Свежий пример: после смерти моего отчима остались мемуары его дореволюционного деда, которые его дети хотели выбросить. Я подобрал и издал в электронном виде на сайте Проза.ру. https://proza.ru/2015/06/06/1129 "Тетрадь Натана". это история патриархальной еврейской семьи юристов в пятом поколении. Читателей два-три! Кому это сейчас нужно?
А письма отомрут, как это не печально.
1 Ответить
Вадим Гарин, я бы не делал таких радикальных выводов о ненужности архива Вашей семьи. Представьте, как будет разочарован праправнук, узнав, что не одно десятилетие письма его предков хранились, а потом их бабушка потеряла? Позаботьтесь об этом праправнуке.
Что касается "Тетради Натана", то у не будет еще один читатель - мне уже интересно.
Я не хочу рассказывать, сколько и при каких обстоятельствах я потерял, однако, могу просить тех, кто может сохранить написанное от руки письмо, или рисунки, сделанные ушедшими от нас родными, сделать это.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Иногда маленькое письмецо, «где все наруже, все на воле», дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг.
Да, Вадим, письмо изменилось. Оно поменяло свою форму, стало электронным, в большинстве случаев, значительно уменьшился его объем. Но... Коммуникативная функция как была за ним, так и осталась. И будет оставаться до тех пор, пока человек будет оставаться существом социальным. А это, как на мой взгляд, будет оставаться с нами, пока будет существовать человечество. Поэтому письма бессмертны. Рано им читать заупокойную.
Другое дело, из нашей жизни уходит бумага. Электронные СМИ, электронные книги, электронные письма... Но... Ведь ещё древние говорили, что "всё течет". А форма, она только и есть, что форма. Внутри же её будет именно то содержание, которое мы хотим в него вложить. И она, эта форма, не мешает говорить сердцу, если оно, вдруг, захочет поговорить.
1 Ответить
Константин Кучер, души не стало и не только в письме.
1 Ответить