Ах, эти международные рейсы 1990-х! Пулково-2, Шереметьево-2, непривычный для нас таможенный досмотр при отправлении, паспортный контроль и пограничники перед входом в зону «duty free»… А потом, уже после перелета при въезде в страну, чужие пограничники с их вопросами на иностранном языке, которого «наши» частенько не знают. Полеты в Стамбул были значительно более спокойными.
Во-первых, эти полеты были «челночными». Значительная часть пассажиров везла туда пачки баксов, рассчитывая в Турции превратить их в кипы различного барахла (простите, но это так), часто уже заказанного к продаже на многочисленных базарах Питера и других городов России. Так что на турецких рейсах «из России» значительная часть пассажиров была слегка на взводе.
В конце 1990-х, начале 2000-х в салоне очень много курили, а некоторые и выпивали для снятия стресса. Но немного. Ведь впереди серьезное дело, а пока — все немного на нервах, страшно деньги потерять, стремно из-за всех предстоящих на рынках Стамбула будущих проблем.
Надо будет не дать себя ограбить «нашим» и чеченским бандюкам, пасущимся именно в тех местах, где высока концентрация челноков. Надо будет удачно купить партию одежды/бижутерии/обуви, не дать себя обмануть при продаже, потом все правильно упаковать для отправки. И операция эта закончится на самом деле только в России, когда все будет распаковано и (дай Бог!) окажется именно тем, что покупалось в одной из стамбульских лавочек для челноков.
Во-вторых, рейсы на Стамбул из городов России, Украины, Казахстана были ночными. Я не знаю точно, почему было так, но говорили, будто ночная аренда аэропортовой инфраструктуры была дешевле, и наши авиакомпании предпочитали сэкономить на полете хоть так.
Кстати, обслуживание самолетов наших авиакомпаний здесь было сведено к минимуму. Самолет прилетал, вставал к причалу аэропорта им. Ататюрка, с него сходили пассажиры, сгружался багаж, вывозилось содержимое туалетов, потом полчаса на легкую чистку салона — и в него снова входили пассажиры. От посадки до нового взлета, казалось, проходило всего часа два, самолеты в Стамбуле даже не заправлялись.
Чем были заняты прилетевшие пассажиры после высадки из самолета? Сначала, еще до паспортного контроля, надо было купить месячную визу. Их продавали прямо в коридоре аэропорта, на пути к пограничникам. Стоила она для прилетевших граждан России $ 10 и была действительна на один месяц.
Купил визу, прошел паспортный контроль, получил багаж — и свободен! И никого не волнует, что час ночи, автобусы уже не ходят — свобода иногда бывает весьма жестокой. Когда челноки ехали компаниями, то они довольно часто заранее заказывали для своей группы развозку, чтобы их отвезли в зарезервированную гостиницу. Далее начиналась торговая работа на месте.
Но не будем отклоняться от темы полетов, ибо остались не описаны рейсы «в Россию». С ними было приключений еще больше — ведь челноки были к тому времени уже «закупившись», их тоненькие пачки долларов преобразовались в необъемные баулы — багаж, который, кровь из носа, надо было доставить в Россию.
Рейсы из Стамбула в Россию происходили примерно в период от часа ночи до трех часов. Мне довелось потолкаться в ночных русскоязычных очередях к стойкам регистрации в аэропорту им. Ататюрка и потом посидеть в ожидании самолета в зоне посадки. И пусть в это время самолеты летели не только в Москву и Питер, но и в Киев, Мелитополь, какие-то города северного Казахстана — все регистрировавшиеся пассажиры были русскоязычными.
Рейс Стамбул-Санкт-Петербург гудел! Большая часть пассажиров рейса, решивших свои проблемы, накупивших все, что им было заказано, были невероятно довольны: ведь до конца миссии осталось совсем немного, они не прогорели, их не ограбили, заказы выполнены, чего еще желать!
Вопрос только в одном — откуда они брали водку? Ведь спиртное в Турции — крайне мерзкого качества, а в самолете — дорого, не по карману челнокам. Я могу лишь предположить, но, наверное, это была та водка, которую они брали с собой из дома, в полете туда и там пили мало — надо было работать.
Потом, уже в Пулково-2, в очереди на погранконтроль стояли люди, настроенные на последний рывок — перебросить хоть как-нибудь все свои пухлые сумки с барахлом к ожидающей их машине. Тут были душераздирающие картины, когда один челнок, разрывался, пытаясь в две руки вместить пять-шесть огромных клетчатых клеенчатых сумок, почти круглых от распирающего их товара.
Компаний-перевозчиков из СНГ в то время было много и названия у них были часто весьма оригинальные, но все они выросли из Аэрофлота, и в 1990-е годы это было явно заметно.
Я не знаю, кто балуется, выставляя от моего имени оценки к статьям. Пользуясь возможностью, обращаюсь к нему: некто, ведете себя крайне невежливо. Дело даже не в том, что я оцениваю этот материал на "5", а Вы поставили "4", а в том, что Вы отбираете у меня право выразить свое личное мнение. Завязывайте с хамством - не портите себе карму.
Игорь Вадимов, есть у меня подозрение, что водку челноки не приберегали на то, чтобы отпраздновать возвращение домой, а приобретали у какого-то ловкого дядьки, который на месте, прямо у аэропорта, или гостиниц разливал ее в собранные на месте бутылки.
0 Ответить
Спасибо на добром слове, Карл-Август Аванти.
Что до водки - ввиду отсутствия сколько-то нормальной водки в Турции - всякое возможно.
А что до оценки - я тоже наблюдаю странное уже пару месяце, когда смотрю статьи иногда с удивлением вижу, что я их уже оценил, хотя - не оценивал.
Вот и с этой статьей так же - я оценки не ставил, а вижу, что будто я здесь поставил 4-ку
Мне кажется, тут что-то с софтом сайта, какая-то недоработка.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, если сбоит техника, все поправимо. Спасибо, Вы меня успокоили. Зная, какой сейчас интерес к медицинской тематике, и заметив "чужие оценки" волновался, кабы шутники не открыли диагностический/терапевтический центр онлайн от моего имени.
0 Ответить
Эта челночная система стала продолжением существовавшей давно в СССР системе поставок импортных товаров через моряков загранплавания. Как, например, это работало у нас - Одесских моряков-рыбаков? В отличие от торгового флота, которые в домашнем порту груз загрузили, по маршруту до иностранного порта прошли, там свое сгрузили, ихнее загрузили и обратно в домашний порт, у нас было по-другому. Так как океанские районы промыслов находились далеко от наших берегов, а траулеры быстро ловили, трюма рыбой загружали, и требовалось улов сдавать, было не выгодно эти траулеры гонять туда-сюда на каждую разгрузку. Суда оставались в иностранных портах между рейсами на 1-1,5 месяца между 6-месячными рейсами в районы лова. А экипажи возились в эти порты из Союза авиационными спецрейсами. И в отличие обычных международных рейсов, которые шли только из Шереметьево-2, наши авиарейсы шли из аэропортов в наших портовых городах. Соответственно, мы вылетали из Одессы, прилетали в Будапешт, там заправка, и снова в полет. Приземлялись в аэропорту Лас-Пальмаса-де-Гран-Канария на Канарских островах. Приезжали в порт, садились на свою "посудину" и в океан. Через полгода возвращалсиь в порт Пальмаса и нам давали дня 3 на "разграбление" магазинов. А владельцы этих магазинов, а их в-основном в припортовой зоне держали индусы-мигранты, создали все удобства, чтобы мы могли затариться разнообразным товаром. Вывески на русском, или латинскими буквами на транслитерации, персноал сплошь с акцентом, но знает русский язык. Все услужливы. Про ассортимент можно не говорить - той-же Турции было далеко до канарских универмагов и даже портовых магазинов. А уж вспоминать наши комиссионки или спецраспределители тоже не стоит - небо и земля. Все равно что нынешний АШАН против обычного деревенского сельпо советских времен. И мы всегда знали торговую конъюнктуру. Не хватали все подряд, абы как. А знали спрос на импортные товары дома, это и везли. В Одессе тогда уже появились кооперативы. Много было пошивочных и им мы везли люрикс. Мода тогда была на него. И все купленное оставляли мы в их магазинах, только на упаковках прямо по-русски писали, свои ФИО, название судна, номер причала в порту. И отправлялись гулять, в рестораны и т.д. А вечером приходишь в порт, а у причала уже стоит их фургон и нам выдают наши покупки. Достаточно было назвать свои ФИО и все - идешь довольный на борт. А в день отлета в аэропорт приезжала процессия: автобус типа Икаруса с нами, а сзади 1-2 самосвала типа КАМАЗа, гс нагруженным товаром. Сдавали все в багаж. Ручного досмотра и копания в вещах никакого, Их таможенники - милые люди. Только показывали куда в аппарат поставить для просветки и шлепали свои штампы в наши документы. В Будапеште тоже без проблем - раз все в порядке было при погрузке в Лас-Пальмасе, то значит все в порядке - тюки так и лежали в багаже. Прилетаешь в Одессу и здесь тоже без особых проблем. Только ручной досмотр вещей все-же был, но если не везешь ничего запрещенного, то товары пропускали. А за зоной таможенного досмотра, кроме встречающих родственников, уже стоят толпы местных оптовых перекупщиков. Они же заказчики нужного товара перед рейсом. Тут же в аэропорту они рассчитывались с моряками. У каждого моряка часто бывал свой личный оптовик. Отдавали им товар и вперед домой с семьей. А те в свои фургоны загружали закупки и тоже довольные уезжали дальше нести товары людям. И дальше тоже логистика продолжалась. Эти оптовики по кооперативам, по комиссионкам, на руки фарцовщикам. на Прив
1 Ответить