Первые несколько лет работы я ухитрился как-то обходиться без командировок. В конце концов, ежегодные поездки в колхоз, так называемая «шефская помощь селу» — совсем другое, многократно ранее описанное на ШколаЖизни.ру (здесь и здесь).
Но в конце 1980-х настало время командировок и для меня. Наша контора выпустила цифровую телеграфную станцию, которую поставили сначала на телеграфный узел в Прибалтике — сперва в Вильнюсе, а потом и в Риге еще одну. Оборудование надо было тестировать под нагрузкой, сдавать сделанное комиссии и сопровождать работу станции потом еще некоторое время.
Приключений у нас там было много. Когда в Литву слали одних инженеров, то селили недалеко от объекта, в гостинице, принадлежавшей системе ДОСААФ, у поселка Неменчине, примерно в часе езды на автобусе от Вильнюса. Всем хороша была гостиница: и достаточно пустая, чтобы жить нам в номерах по одному, без соседей, и находилась в невероятно красивом месте, летом я несколько раз в свободное время выходил в лес неподалеку — пособирать чернику, черничник там был более чем богатый. Вот только кормления постояльцев там не было предусмотрено.
Командировочные у нас в то время были богатые, не то 2.50, не то 3.20 рубля в день, на обед в столовой хватало, а на завтрак и ужин и не надо было, поесть ведь было негде, кроме как в столовой на объекте. Чтобы голодными не оставаться, ходили за несколько километров в поселок и покупали там кефир и булки. Так, на молочнокислой диете, и проживали ту неделю, что работали на выезде.
Много денег в тогдашних командировках было не заработать, зато можно было посмотреть Ригу, Вильнюс. Разок-другой мы ездили в Юрмалу в выходной, и было очень интересно посмотреть, что и как в этих республиках. Один рижский Дуомо чего стоит!
Однако тогда очень жизнь заедал дефицит. У меня подрастали две дочки, им нужна была детская одежда, а колготок в Ленинграде было не достать — я их прикупал во время командировок в Прибалтику.
Несколько раз мне везло попасть в командировку с начальством. В таких случаях нас селили в хороших гостиницах в городе, а на объект ежедневно туда и обратно всех возили на казенной машине-развозке. В гостиницах Вильнюса можно было нормально позавтракать и поужинать, хотя на это уходила большая часть командировочных.
Командировки руководства были довольно редки, они случались на время приемо-сдаточных испытаний. Мы, исполнители, следили, чтобы все работало, а начальство старалось доказать заказчику, что работа комплекса и должна выглядеть именно так, как получилось.
В общем, все мои командировки во времена СССР были похожи: при жизни в городе мы работали положенные 8 часов и питались нормально, хотя на питание уходила большая часть командировочных, зато можно было организовать интересную культурную программу.
А когда нас селили в гостиницу у объекта, то на еду уходило значительно меньше денег, но нормально поесть удавалось только раз в день, в обед. Заодно работали в таких случаях больше, ведь не нужно было ориентироваться на развозку. Вот и пахали с раннего утра и почти до ночи.
Еще одним достоинством командировок советского времени была их регулярность. О будущих командировках оповещали заранее, можно было планировать семейные дела, внезапные выезды на объект были редкостью.
Закончилась эпоха Советского Союза, но даже в 90-е средства связи в России продолжали развиваться, а значит и работники телекоммуникационых компаний продолжали ездить по всей стране. Хотя многие территории бывшего Союза вдруг оказались «заграницей».
Кстати, с этим иногда были связаны очень смешные истории. Например, на АМТС в Туле. Наш специалист должен был «прозвонить» все выходящие из нее линии. Все было проверено, все функционирует, а потом надо было созвониться с операторами на «той» стороне и попросить их сделать некоторые манипуляции, чтобы нам убедиться, что все работает нормально. А один из линков вел куда-то в Эстонию.
Наш товарищ звонит туда и просит оператора сделать то-то и то-то. В ответ слышит:
— Не понимай па-рюсски, — оператор коренной национальности решил проучить русского оккупанта.
Наш товарищ говорит, мол, раз не понимаешь — и повторяет, что надо сделать, по-английски. С той стороны — ошарашенное молчание. Опять не понимаешь? И, с некоторой запинкой, по-французски (он этот язык в школе учил).
Эстонец молчит… И тут наш предложил ему все нужное сказать еще и по-немецки (немецкого он не знал, взял на понт).
— Нет. Лучче па-рюсски, — тяжело вздохнул эстонский патриот.
Командировки в новой России стали намного более… насыщенными, что ли. Неспешные поездки на поезде практически исчезли, везде и всюду, если есть возможность попасть на самолете — надо лететь.
Режим работы тоже изменился. Вместо размеренной работы по расписанию, теперь работа — «от завтрака и до ужина». А потом, когда поужинаешь, то и после ужина. Ведь надо успеть сделать весь объем работы за отведенное на командировку время. Правда, большая часть выходных была свободна, дооформил сделанное за неделю — и можешь все остальное время отдыхать.
Если есть где. Скажем, в Котласе, Абакане, Южно-Сахалинске элементарно некуда идти и почти нечего смотреть. Зато как интересно погулять по Архангельску, Смоленску, Калининграду, Вологде, Хабаровску!
Ввиду сильной перегруженности работой в командировках, фирма не старалась сэкономить на квартирных и суточных. Один мой товарищ накопил денег на первый взнос на квартиру и купил себе трехкомнатную, оставшись при этом очень сильно должен фирме-застройщику. Чтобы не залезать в банковскую кабалу, договорился с продавцом, что будет год ежемесячно переводить им деньги в счет погашения стоимости приобретаемой недвижимости. Почти всю свою зарплату.
А жить на что? Тогда он договорился с руководством фирмы, и его послали в сверхдлительную командировку на один из объектов. Фирма сэкономила деньги на авиабилетах для сменщиков, а мой товарищ часть командировочных отдавал жене, чтобы хватало на еду и разные мелкие надобности, а на часть жил сам. В итоге у него все получилось, за год он все выплатил, финансовая кабала спала, а у него теперь была квартира.
Так что, если сравнивать командировки при СССР и теперь — то сейчас надо намного больше работать, зато в командировках обеспечивается больший комфорт и есть возможность заработать.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...