В стройотряд мы тогда ехали. В Венгрию. Большой и дружной компанией. Народу было много, поэтому мы заняли большую часть купе в вагоне. Но так получилось, что нас, студентов-стройотрядников, было хоть и четное, но не кратное четырем, число. Поэтому в последнее купе заселились только мы с приятелем. А попутчиками до самого Будапешта у нас, как выяснилось чуть позже, оказались два венгра.
Мы уже бросили свои тощие «сидоры» под нижнюю полку, когда они завалились с двумя огроменными оранжевыми туристическими рюкзаками «Ермак». С трудом запихав их в верхний багажный отсек, венгры вышли из купе.
И через какой-то, совсем небольшой, промежуток времени появились с двумя картонными коробками, примерно такими же по размеру, как и рюкзаки. Как потом выяснилось, эти венгры — такие же студенты, как и мы. Они практику проходили в Союзе и за тот месяц, что были в Питере, затарились по полной.
Кто и когда решил, что в Союзе чего-то там не было?! Наши новые соседи умудрились даже цветной телевизор купить! Вот он-то и был в одной из коробок. Правда, неисправный, только зеленым показывал. Поэтому и продавался в магазине «Юный техник» за очень смешные, чисто символические деньги. А венгры, как оказалось, были будущими радиоинженерами. Поэтому, как позже сказал один из них:
— Да этот телевизор починить… Легче легкого. Надо только два конденсатора перепаять и теристор. Мы их уже купили.
Еще несколько раз они заходили-выходили из вагона, перетаскивая свой багаж с перрона. Купе у нас оказалось забитое под завязку:
— Парни, у вас вещей много? Может, для нашего багажа будет местечко под вашей полкой?
Последним с перрона в купе перекочевал лодочный мотор «Ветерок», который положили, просунув под обеденный столик, так, что моторная часть легла в изголовье моей полки, а гребной винт оказался на соседней нижней полке у одного из венгров.
Увидев мотор, мой приятель с издевкой в голосе поинтересовался:
— А что «Ветерок»? Он же маломощный. Вот тот же «Нептун», например…
Не почувствовав издевки, один из венгров на полном серьезе пояснил:
— Нет, «Нептун» или «Вихрь» не влезли бы вот так, поперек купе. Мы, когда сюда ехали, все помещение тщательно обмерили…
После того как весь этот багаж был распихан по купе, венгры плюхнулись на нижнюю полку напротив нас и чуточку отдышались, мой приятель с изрядной долей вежливости и без малейшего намека на издевку, поинтересовался у наших новых соседей:
— Похоже, вы в Союзе купили все, что хотели?
Но в ответ неожиданно услышал произнесенное с нескрываемой грустью:
— Да нет, не все.
— И что же не смогли раздобыть?
— Русскую горчицу. Вы знаете, у нас такой нет. Поэтому ваша пользуется большим спросом. И как оригинальный сувенир для родных, хороших знакомых. А что останется, можно легко продать. По приличной цене.
Ответ венгра нас несколько ошарашил. Уж чего-чего, а горчицы тогда было… В любом продуктовом! Целые залежи этой горчицы, выложенные в витринах такими красивыми, художественно оформленными «горками».
Поэтому мы в голос, хором удивились:
— Да как вы умудрились в Питере не найти горчицы?! Её же полно!
— Да где полно? Мы все аптеки обошли. Нет нигде горчицы. Нет!
У нас просто челюсти отвисли чуть ли не до колен:
— Что-что вы обошли?
— Аптеки…
Потом, уже в Венгрии, я понял, в чем тут заковыка. У них все аптеки тогда назывались «Хербарай». От латинского «Херба» — трава, растение. Наверное, с тех стародавних пор, когда лекарственные препараты делали из разных лечебных растений. И очень похоже, от тех времен в Венгрии и повелось, что все приправы и специи у них продаются в аптеках. Во всяком случае, я, уже тогда увлекавшийся кулинарией, западногерманскую красную острую паприку и канадский карри купил именно в аптеке.
Ну, наши попутчики по врожденной привычке и ломанулись искать русскую горчицу по питерским аптекам. А её там, естественно, не оказалось!
Пришлось им объяснить, что в Союзе искать горчицу по аптекам — просто зря время терять. Она в магазинах продается. Самых обычных. Продуктовых. Вот там её… Полно!
— У вас сумки свободные остались?
— Да с сумками-то проблем нет. Но мы же… Уже! Уехали из Питера. Вон, пригороды за окном пошли. Толку-то от того, что мы узнали, где можно купить горчицу?!
— Так мы из Питера уехали. А горчица — по всему Союзу! Завтра к вечеру будем во Львове. Вон, расписание посмотрите. Мы там полтора часа стоим. Ждем прибытия скорого «Москва-Будапешт», к которому и подцепят наши вагоны. А за полтора часа… До канадской границы можно добежать. Не то что горчицей затариться!
Так венгры по итогу и сделали. Место для еще двух приличных по размеру сумок, забитых исключительно баночками с русской горчицей, в купе нашлось.
Замечательная статья! Спасибо, Константин!
Венгры в России горчицу искали...
Ну, повеселили, конечно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вам, Магдалина, большое спасибо за теплый отзыв.
Ну, а венгры... Они ведь не только горчицу, вон, сколько всякого разного искали. Все купе, под завязку, забили! Но вот горчицу... Так и не смогли найти, пока им "знающие люди" не подсказали - где... Где этой горчицы просто залежи!!
0 Ответить