И как это часто случается, не имея возможности решить проблему в реале, Голливуд предпочитает снимать «победное» кино по частным случаям, чтобы хоть как-то скрасить общую безрадостную картину.
К данной тематике в свое время обращались разные режиссеры, в том числе такие маститые постановщики как Стивен Содерберг («Траффик»), Оливер Стоун («Особо опасны») и Майкл Бэй в дилогии про «плохих парней». Вот и начинающий киношник из Калифорнии Рик Роман Во решил приобщиться к известным именам и экранизировать реальную историю из жизни наркодилеров и борцов с ними. Картина по сценарию Джастина Хэйса («Дорога перемен» и «Одинокий рейнджер») получила в нашем прокате емкое, но неблагозвучное название «Стукач», а главную роль в фильме исполнил могутный Дуэйн «Скала» Джонсон, чье имя ассоциируется у зрителей с простецкими боевичками и приключенческими лентами, но никак не с жанром криминальной драмы.
…Преуспевающий бизнесмен Джон Мэттьюс получает от бывшей супруги пренеприятнейшее известие: Джейсон, его сын от первого брака, по глупости и наивности вляпался в откровенно дерьмовую ситуацию с кучей таблеток «экстази». Всего-то согласился взять на хранение у друга партию наркотиков, как в дом нагрянули копы, повязавшие паренька на горячем. Несправедливость и в том, что судить юношу будут по всей строгости американских законов, а в его случае — это от десяти до тридцати лет колонии.
Мэттьюс, несмотря на то что с сыном общается редко, тут же подключает все связи и доходит до федерального прокурора, которая спешит сердобольного папашу огорчить: закон крайне суров ко всем, кто сунулся в наркобизнес. От Джейсона требуется лишь одно — сотрудничество. Если парень начнет стучать на своих друзей, покуривающих марихуану на вечеринках, то ему, возможно, скостят срок до пары лет. Однако тот наотрез отказался от щедрого предложения, ибо подставлять товарищей ради спасения собственной шкуры считает свинством наивысшей категории.
И тогда отец, как и подобает, вступается за сына. То бишь предлагает прокурорше сделку, по которой он сдает копам какого-нибудь дилера, а его сыну срезают тюремное наказание. Проблема в том, что Мэттьюс — добропорядочный предприниматель и гражданин. Его единственная ниточка в криминальный мир — это дважды судимый новый работник склада Дэниел. Но последний, как откинулся, решил навсегда завязать с пагубными привычками. Задача Джона в том, чтобы уговорить Дэниела и попасть в логово наркобаронов, коих в финале подставить под снайперские прицелы полицейских винтовок. Рискуя потерять все, включая собственную жизнь, Мэттьюс втирается в доверие к местным барыгам, еще не ведая, что вскоре попадется на глаза могущественному наместнику картеля. И тогда обратной дороги уже не будет…
Знаменитый рестлер «Скала» впервые заявил о себе в большом кино, когда подарил свой могучий торс и лицо анимированному на компьютере монстру из сиквела «Мумия возвращается». Зрителю этот образ запомнился, и актера пригласили на главную роль в аналогичном по фабуле, но куда более дешевом по всем статьям блокбастере «Царь скорпионов». Здесь Дуэйн Джонсон по-прежнему значится в титрах под своим прозвищем, зато уже не подыгрывает другим, а находится в центре кадра. Впрочем, спортивный псевдоним приклеился к нему надолго, ибо вплоть до 2008 года, когда Джонсон сыграл бравого шпиона в пародийной комедии «Напряги извилины», он везде был «Скалой» — пробивным, мощным, бескомпромиссным и пуленепробиваемым героем. Одним из тех, кому небезосновательно прочили лавры нового идола жанра после ухода на пенсию Сталлоне и Шварца.
Увы, в эпоху засилья компьютерных боевиков Джонсон не смог создать собственный культ. Времена «последних киногероев» ушли безвозвратно, а посему актер был вынужден тусоваться в тесных рамках криминальных экшнов и приключенческих фильмов, наподобие «Ведьминой горы», «Широко шагая» и «Быстрее пули». Все попытки сменить имидж оборачивались для «Скалы» неприятностями. А после финансово удачной, но чрезвычайно глупой и наивной семейной комедии «Зубная фея», где Джонсон прогуливается по экрану в леггинсах и с крылышками за спиной, многие посчитали, что вот так заканчивают свой триумфальный путь звезды рестлинга. Однако Дуэйн учел пожелания фанатов и завязал с экспериментами, год спустя присоединившись к команде Вина Дизеля и Пола Уокера в гоночной франшизе «Форсаж», где ему оказалось самое место.
Тем не менее Джонсон не оставляет надежд на диверсификацию своей карьеры, поэтому без раздумий согласился сыграть в картине, где ему не приходится сверкать бицепсами на солнце, а стрельба и погони не занимают 90 процентов хронометража. Так что спешу огорчить тех, кто надеялся увидеть в «Стукаче» очередной зубодробительный экшн. Это типичная криминальная драма, причем, как заявлено авторами, основанная на реальных событиях.
Безусловно, со времен «Царя скорпионов» Джонсон как актер сильно вырос, но эмоциональные сцены пока даются ему с трудом и это, увы, бросается в глаза. Дуэйн в большинстве случаев либо не доигрывает, сохраняя каменное лицо, либо, наоборот, чересчур старается. И местами напоминает викторианский платяной шкаф, который с дуру поставили посреди гостиной в стиле «хай-тек». Но в целом все ровно, без излишней драматургии, благо, мы и не ждали на этом этапе изощренной мимики Пачино. Уверенный шаг в верном направлении.
«Стукач» запомнится и второстепенными персонажами, среди коих очень талантливый афроамериканский актер Майкл К. Уильямс, коему досталась роль наркодилера Малика. Вот уж действительно типчик, от которого бросает в дрожь. Порадовал своим появлением на большом экране и Джон Бернтал, ранее прославившийся в телесериале «Ходячие мертвецы». В последнем он изображает несдержанного и нечистого на руку и помыслы полицейского, тогда как в «Стукаче» вынужден переквалифицироваться в бывшего наркомана и уголовника, которому никак не удается встать на правильный путь. Из знакомых лиц можно еще вспомнить прекрасную Сьюзен Сарандон в образе алчной до власти прокурорши, Барри Пеппера (агент Купер), Рафи Гаврона (парень очень неплохо вписался в роль сына-неудачника) и Бенджамина Брэтта, чья внешность весьма подошла для изображения главы могущественного наркокартеля.
В целом, очень неплохой представитель жанра. Несмотря на скудное количество боевых сцен, сценарий держит в напряжении, хотя нельзя не отметить, что создатели явно переборщили с накалом страстей в финале. Все-таки в тягостную атмосферу фильма больше веришь, нежели в залихватские боевички вроде «Плохих парней», где наркоторговцы повсеместно устраивают уличные перестрелки, погони по автострадам и вообще ведут себя слишком нагло и открыто. В «Стукаче» показана обратная сторона медали: внутренняя жизнь криминального дна смахивает на обстановку шпионского фильма, где каждое слово — на вес золота, а одно неправильное движение или жест могут стоить жизни. Свой мир с четкими правилами поведения, где чужаки просчитываются мгновенно и отправляются на небеса без лишних разговоров.
Красной нитью в сюжете проходит линия самопожертвования и семейной драмы — история про отца, который поздновато вспомнил о своих обязанностях. Это лишь приятное дополнение к центральному действу, но значительно углубляющее общий посыл фильма. Мол, родители, воспитывайте своих чад в детстве, пока еще не поздно, иначе придется изъясняться в любви по телефону в тюремной комнате свиданий.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...