Несчастного «лидера свободного мира» пихают во все щели, во все летние блокбастеры, превращая главу нации то в рупор гражданского самосознания («День независимости»), то в категоричного героя боевиков («Самолет президента»), то в кинозлодея с амбициями амебы («Бросок кобры 2»).
Нынче президент черненький, а посему выгодно оттеняет Белый дом. Последний тоже регулярно рушат во всяческих эпических катастрофах. Особливо в этом жанре мастак стараться некто Роланд Эммерих, чья неуемная страсть к разрушению второй родины (Эммерих — выходец из бывшей ФРГ) отображена в столь известных картинах, как уже упомянутый выше «День независимости», «Послезавтра», «2012» и «Годзилла».
Режиссеру просто по кайфу что-нибудь крушить, ломать и чпокать в кадре, и когда его исторический триллер о Шекспире «Аноним» был, мягко говоря, массами не принят, он решил взяться за старое. Пускай и не в масштабах всей планеты, но, судя по голливудской продукции, США и есть вся планета, а если убить президента, то хаос на Земле неизбежен.
…Бывший вояка, а ныне телохранитель крупной правительственной шишки, Джон Кейл мечтает охранять первое лицо государства. Аж в одном месте свербит у Кейла, как хочет. Поэтому он записывается на собеседование, берет два пригласительных и тащит в Белый дом свою 11-летнюю дочурку, которая шибко увлечена политикой, что уже само по себе в этом возрасте диагноз.
На собеседовании Кейл попадает в ловушку старых знакомств: его опрашивает бывшая сокурсница (а может, и любовь-морковь), что трудится без устали в личной секретной службе президента. В общем, на работу Кейла не взяли, но экскурсию никто не отменял, поэтому Джон продолжает слоняться по Белому дому, сопровождая не по годам эрудированную дочь.
Тут-то гром посреди ясного неба и грянул. Неизвестные плохие парни сначала рванули бомбу в главной зале, затем покрошили в капусту всю охрану, перекрыли все входы-выходы, включая крышу и тайный туннель (по которому Кеннеди поздним вечером провожал домой Мэрилин Монро), захватили заложников и начали взламывать систему защиты. Все бы ничего, да только руководит террористами не кто иной, как сам начальник президентской охраны, позорно переметнувшийся к экстремистам на пороге пенсии.
Кейл, ведомый отцовским долгом и патриотизмом, бросается накаченной грудью на амбразуру. В его активе опыт горячих точек, честь морпеха, переживания за дочь и судьбу нации. На стороне злодеев — весь арсенал президентской охраны, суперхакер, ракеты «земля-воздух», парочка отъявленных головорезов и бывший служака, опьяненный жаждой справедливой мести. Как говорится, бой был нечестным, но коротким. Наши победили…
Вы будете смеяться, но Эммерих таки снял своего «Крепкого орешка». Параллели меж двумя лентами настолько очевидны, что надо быть слепым, чтобы их не увидеть. Тупое клонирование никого не красит, но Роланд столько лет копировал самого себя, что пора бы и с других кальку снимать.
Судите сами. Джон МакКлейн превратился в Джона Клея. Первый приехал на вечеринку, второй прибыл на экскурсию. Один спасал жену, другой — дочь и заодно президента, хотя последний больше мешается под ногами. В «Крепком орешке» псевдотеррористы захватывают мирный офисный планктон под предлогом политических убеждений, но на самом деле банально грабят сейф. В «Штурме Белого дома» нападающие прикрывают свои политические амбиции меркантильными требованиями. Ну и плюс целый ворох деталей, начиная от белой майки героя и сбитых вертолетов и заканчивая взломом кодов и хакером-меломаном. Если сложить все нюансы воедино, то, окромя абсолютно бесполезного в бою царя-батюшки и психически неуравновешенной агентессы Мэгги Джилленхол, ничего не изменилось.
Плохо иль хорошо, но никто идеи воровать не запрещал. Тем более что «Крепкий орешек» сегодня превратился в пародию на самого себя, а Брюс-наш-Уиллис уже староват для беготни с пушкой, хоть и пытается всем своим лысым черепом доказать обратное. Ченнинг Татум, наоборот, в самом соку своей физической формы и в расцвете творческо-звездной карьеры. Ни ему ли занять перманентно вакантную должность отчаянного киногероя, отпускающего шутки на поле боя и страдающего лишь за то, что оказался в ненужное время в неподходящем месте?
Чего у «Штурма» не отнимешь, так это драйва и хорошего экшна. Знающий толк в различного рода оглушительных спецэффектах, Эммерих успел и историческое здание разломать, и пару-тройку образцов техники аннигилировать, и даже привычно засунуть тачку в бассейн. Последний финт сегодня считается особо удачной фишкой. Опять же, ничего нового режиссер не изобретал — в «КО» и «птички» падали, и танки ракетами подбивались, и лимузинами минивэны таранили. То есть все то же самое, только гуще, жирнее и громче.
Стоит ли рвать и метать? Скорее, нет, ибо «Штурм» не воспринимается иначе как проходной одноразовый пафосный боевичок. Попытки Татума шутить выглядят довольно жалко, ибо актер прекрасно понимает, как ему далеко до молодого и обаятельного Уиллиса. Исключительно хорош в своей роли Джеймс Вудс: он постарел, но не растерял уверенности в своих силах. Гораздо хуже, а точнее вовсе не получилось вжиться в роль у Мэгги Джилленхол, которая растерянно играла в шпионку, не понимая законов жанра. Какой-то невнятный персонаж без мотивированной сюжетной нагрузки. Оно и понятно, Эммериху пришлось выдумывать что-то свое, чтобы хоть как-то откреститься от картины МакТирнана. Лучше бы не придумывал.
А что там с президентом? Тут чувства смешанные. С одной стороны, Джейми Фокс, хоть на Обаму ни капельки не похож, так и на Джанго не катил, а смог же. С другой — тоже лишний персонаж, с коим все носятся, как с писанной торбой. Этот «залог мира и демократии», бегающий от бандитов в кроссовках от Майкла Джордана, пародирует то ли имидж главы государства в целом (мол, ближе надо быть к народу), то ли конкретное лицо, находящееся у власти. И то, и другое вписывается в непомерно раздутые на Западе рамки свободы слова, однако сами американцы то ли на Эммериха обиделись, то ли вступились за хиты девяностых, но картина в прокате с треском провалилась.
Две неудачи подряд заставили режиссера пересмотреть свое отношение к собственной карьере в кино. Настолько, что он решил вернуться к азам и незамедлительно приступил к съемкам продолжения «Дня независимости». Вот уж неожиданный финал для столь банальной истории.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...