Будь то солдат срочной или контрактной службы — это, по сути, заложник воинского долга, обязанный выполнять приказы старших по званию. Это человеческий ресурс, и им пользуются в интересах государства, какие бы эти интересы ни были. А государство — понятие в данном случае растяжимое, и может подразумевать как президента, так и другого военнослужащего — командира какого-либо подразделения.
Что думает, что хочет солдат — это никого не интересует. Боевая единица должна действовать. Остальное второстепенно или вообще неважно.
Конечно, порой солдат действует по-настоящему с благими целями. Но далеко не всегда. Выражаясь простым языком, он может быть как хорошим дядей, так и плохим. Все относительно. Такова служба, и у солдата нет выбора. Или есть?..
Сегодня он может присягнуть на верность своей стране и быть готовым стоять на страже ее территорий. А завтра у власти могут оказаться совершенно неадекватные люди или отпетые головорезы, которые начнут отдавать бандитские приказы, не вписывающиеся ни в какие рамки здравого смысла, гуманности и морали. Например, разрушать свою страну и убивать свой народ. Ну, или чужую страну и чужой народ.
Кому-то это, безусловно, придется по нраву. Но ведь далеко не всем. Не каждый готов идти с оружием на безоружного, убивать невинного, разрушать свою или чужую страну. Но, тем не менее, пойдет и будет убивать, и будет разрушать.
Интересно, что бы мы услышали в ответ на простой вопрос «почему»?
Возможно, «я просто выполняю приказ», «все стреляют, и я стреляю», или «если я откажусь, то меня застрелят». А может, «я стреляю, потому что защищаю интересы страны»… Либо ответы совсем иного характера, например: «я их ненавижу, они враги», или «я стреляю, потому что это интересно, мне нравится», или «я стреляю, потому что мне за это хорошо платят»…
Можно, наверно, и дальше продолжать. Но не будем углубляться в домыслы. Ясно одно — все люди разные; у каждого, свои моральные принципы, свои мотивы и свои приоритеты. И степень запудренности мозгов.
Государство может играть на патриотических чувствах или навязывать какую-то иную идеологию, пытаясь хоть немного сбросить с себя груз ответственности. Однако это вряд ли что-то меняет.
Кто-то, безусловно, откажется подчиняться и дезертирует (из-за страха смерти или просто не желая убивать) и тем самым приобретет грязный статус предателя и изменника родины. Ну, а кто-то, может быть, даже заслужит медаль. За усердие. И будет гордиться ей, не задумываясь совершенно, какова «обратная сторона» и «цена» такой награды?
Все морально-этические устои отдельного человека раздавливаются в пух и прах глобальными политическими, экономическими или военными интересами страны (или вообще каких-либо левых стран, власть имущих).
Но кто знает, может быть, однажды на вопрос «кто я — раб… или право имею?» солдат получит конкретный, четкий ответ. А также на вопросы «зачем?», «почему?», «для кого?» и «для чего?». Но скорей всего, ответ будет, как обычно, крайне размытый и завуалированный.
Автор бросается из одной крайности в другую. Не будем воевать, не будет нашей национальной индификации, нашей самобытности.
0 Ответить
Хорошие вопросы Вы задаете - на фоне нынешнего ура-патриотизма, когда главное "любить свою родину" - такой вот разною любовью.
Самое частое, что можно слышать на вопрос "Почему?" - "Потому что приказы не обсуждают". Удобно, недалеко, идиотично?
Так думать может или, простите, безмозглый дегенерат - наивный человек (в 18-20 таких много) или удобно устраивающий, конечно, по своему любящий свою родину.
У солдата (кстати, если верно помню "солдат" - "получающий плату" от латинского - не за идею они умирали, не за идею) есть выбор. Сегодня их называют пленниками или узниками совести, и еще как-то. Человек, облеченный долгом, который не желает убивать по чьему-то приказу. Это очень сложный выбор. Но такие люди есть.
3 Ответить