— В этот раз полетите на самолете, — говорит нам папа, — зачем пять часов ехать в душном автобусе? Самолетом долетите за сорок минут.
Папа на своей «Победе» везет нас в аэропорт.
— Папа мы едем мимо аэропорта, — замечаем мы.
— Мы едем в другой аэропорт: маленький, оттуда небольшим самолетом можно долететь в разные города республики.
Приезжаем, папа идет к кассе, а мы идем к полю, там стоят маленькие самолеты темно-зеленого цвета. На таких мы еще не летали и не видели раньше.
— Это Ан-2, или «Кукурузник», с его помощью опрыскивали кукурузные поля. Кукурузные поля стали лётными, и теперь Ан-2 используют для перевозки пассажиров, — объясняет папа.
Подходим к самолету, дверь открыта, летчик из салона выносит лестницу. Пассажиры поднимаются по ступенькам — их, кажется, всего три. Внутри салона нет кресел: две длинные лавочки по обеим сторонам. На лавочках краской нанесены разделительные линии и номера мест: всего двенадцать. Каждый занимает свое место, а багаж кладет под лавочку. Если багаж не помещается под сиденье, то его оставляют в проходе. Летчик смотрит на пассажиров: все места заняты, в проходе есть свободное место. Он кому-то делает знак рукой. Ему подают два ящика. Летчик их ставит в проходе и закрывает дверь.
— Всего сорок минут полета, — комментирует мужчина, сидящий напротив нас. Может он решил, что детей нужно подбодрить. Детей (нас) трое, и мы с мамой.
Летчиков двое, их кабина не закрывается. Самолет легко взлетает, немного спустя в салоне становится душно. Неужели вентилянция не работает? Озираюсь по сторонам. В большом самолете можно покрутить вентили и повернуть в свою сторону струю свежего воздуха.
— Солнце жаркое, лето и мы летим над долиной, — объясняет мужчина.
Иногда чувствуем себя как на качелях: ух, падаем, снова взлетаем.
— Воздушная яма, — улыбается мужчина.
И большой самолет попадает в воздушную яму, но он медленно падает: кресло будто уходит и высоту набирает: будто вдавливая в кресло. В «Кукурузнике» всё происходит быстро: упал, взлетел — он ведь легкий, но пассажиру неприятно. От таких рывков в душном салоне многих укачивает, и поэтому на лавочках лежат тёмно-зелёные бумажные пакеты.
Иллюминаторов не много, но рядом с нами есть — смотрю в окошко.
— Под нами горы, — уточняет мужчина, — скоро станет прохладней.
Действительно в салоне стало прохладней, значит, есть приток свежего воздуха. Смотрю в иллюминатор, но сверху всё выглядит как-то по-другому или окошко мало? Всего не разглядеть, а хочется. Летчик смотрит на мужчину и улыбается, может, они знакомы.
— Осталось десять минут, — говорит летчик.
Через некоторое время смотрю в окошко. Под нами река, потом появляется поле, пролетаем над белым полотном. «Кукурузник» разворачивается и снижается, легко касается земли, чуть проезжает и останавливается. Летчик открывает дверь, возле самолета стоят люди. Он передает кому-то ящики и опускает лестницу. Мы выходим. У ящиков стоит женщина в белом фартуке, она кого-то просит помочь, и они тащат ящики на веревке.
— Она продавщица мороженого! — догадываюсь я.
— Нам в эту сторону, — говорит мама и ведет нас по полю.
Мы идем через поле к дядиному дому, их огород по соседству с лётным полем. Входим в калитку.
— Кто приехал к нам в гости! — восклицает тетя и обращается ко мне. — Мороженое привезли?
— Какое мороженое? — Удивляюсь я. — Ах да, эти ящики были в самолете.
— Такуи ушла за мороженым, — говорит тетя о своей дочери.
Огороды соседей разделяет сетка.
— Я ставлю кофе, сейчас Такуи вернется с мороженым, — обращается тетя к соседке.
— Но нас много, на всех хватит? — тихо спрашиваю я.
— Продавщица дает по десять штук, обычно это маленькие эскимо на палочке.
Идем в дом. Тетя спешит поставить кофе, а мы бежим к крану попить воды.
— Вода очень холодная, — предупреждает тетя, — пейте не спеша, небольшими глотками. С непривычки заболеть недолго.
Такуи пришла с мороженым. Но нам после самолета нравится кислый мацун, не мороженое. Мороженое мы будем есть завтра и все другие дни — самолеты летают каждый день.
Соседка несет тарелку клубники. Дядя из сада принес черешню.
— Красную смородину нарви, — говорит ему тетя.
— Дети сами себе нарвут: смородина и крыжовник в конце огорода, — говорит нам дядя.
Здесь мы не в гостях, а дома. Это дом бабушки. Всё здесь знакомо, застекленная веранда любима с детства: скрипучие деревянные полы, большая тахта, репродукции картин «Лунная ночь» и «Неизвестная». Три ступеньки крыльца ведут во двор. Справа ацатун, в ней тонир, качели для лаваша и маслобойка. Дальше хлев — у дяди есть корова.
— У нас своё масло, сыр и мацун, — гордо говорит тетя.
У них есть пчелы и мед. Здесь фрукты и овощи вкусные — может, воздух и вода тому причина. В саду висит гамак и вдруг сразу всем хочется в нем полежать.
Мама по утрам водит нас к минеральному источнику. Дядя организует игры в школьном дворе: он преподает физкультуру — здание школы напротив их дома.
Каникулы пролетают быстро… Дядя рано утром идет за билетами. Рейсов может быть два или три. Самолеты не летают, если ветрено и жара +30. Смотрю на поле: там стелят большое белое полотно, которое летчикам служит ориентиром начала поля. Слышится рокот «Кукурузника». Вот он показался вдали, пролетает над полем, долетает до противоположной горы, разворачивается и садится. Дядя возвращается с билетами. Мы идем через поле к «Кукурузнику». Народ толпится у самолета, летчик спускает лестницу. Пассажиры поднимаются в салон, занимают свои места. Летчик вносит пустые ящики из-под мороженого и закрывает дверь.
В этом полёте все наоборот: сначала в салоне прохладно, а когда подлетаем к долине, становится душно. Самолет садится по расписанию. Мы выходим из самолета. Очень жарко, нас встречает папа. Домой поедем на нашей «Победе».
Забыл сказать. Уже около ста лет в Америке на водонапорных башнях (не на всех, но на многих) стали писать крупными буквами название городка, в котором находится эта башня. Это делают специально для пилотов небольших самолётов и служит им так же как и маяки для моряков. Часто эти водонапорные башни раскрашивают (маяки всегда раскрашены) и они становятся местной достопримечательностью, как эта башня в Йорке, Небраске.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Радченко, "Эти летом ...во Флориде" я видел подобные башни с надписью NAVARRE. Я сфоткал их, чтобы подать, как образцы промышленного дизайна. Снимки загружены в комп и м/б удастся пульнуть. ...Уже дошёл до того, чтоб вписать е-майл, но какой, не знаю.
Cкоро не получится, надо оформлять фликер.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Летал на таком же самолетике. Ощущения самые лучшие. Спасибо, напомнили о 1964 годе!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сергей Марфин, спасибо за оценку!
1 Ответить
Спасибо всем за комментарии! Они очень интересные.
У нас как-то были разговоры восстановить местные маленькие порты и для туристов устраивать воздушные экскурсии - сверху ведь тоже интересно рассматривать монастыри и крепости.
1 Ответить
Гуляли с отцом по курорту, который находился в 85 километрах от родного города. Гуляли, так сказать, на прощание. Потом собирались на автостанцию - и домой.
Пройдя весьма помпезный санаторий, обнаружили, что за ним курорт кончался. И было там поле, а на поле садился самолет АН-2. Подошли, спросили, куда полетит. Оказалось - в родной город. А лету всего полчаса. Билеты были.
Сели - полетели. Это был мой первый полет на самолете. Думал, что будет страшно, но было интересно. И даже воздушные ямы не очень укачивали. И в самом деле, через полчаса долетели. Правда потом еще минут сорок добирались от аэропорта на автобусе.
0 Ответить
Марк Блау, меня напрягает и утомляет даже 4-5-часовая поездка на авто. Так и заменил бы её на 40-50 мин. на авио.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Году, кажется, в 1971 я летал на АН-2 из Кызыла в Тоора-Хем через хребет академика Обручева. Было 8 или 12 сидений (кажется, откидывающихся) вдоль самолёта. Были бесконечные воздушные ямы и такое ощущение, что самолёт машет своими крыльями как птица. После 6-ти недель охоты я полетел обратно.
Но летать на Сессне more fun.
Несколько лет назад мой приятель майор в отставке и летчик-инструктор, предложил мне не поехать, а полететь в Пенсильванию на охоту. От моего дома до outfitter-а, у которого мы обычно останавливались во время нашей недельной охоты, 173 мили на северо-запад. Накануне вечером я поехал к Аллену, так звать моего приятеля, который живёт 65 миль южнее меня. Утром он сел прокладывать маршрут, потом мы поехали в аэропорт, где мы рентовали якобы четырёхместную Сессну. Аллен стал обзванивать все станции слежения вдоль маршрута, потом он долго укладывал наши рюкзаки, два наших climbing treestends, наши луки. Когда мы сели в самолёт, то мне пришлось сдвинуть своё кресло назад, т. к.рядом мы не помещались. За двадцать минут до приземления, Аллен позвонил и заказал такси, которое приехало прямо на лётное поле.
К outfitter-у мы приехали в 8 вечера (на машине от моего дома я еду 3.5 часа). Через неделю охоты мы таким же путём вернулись в Нью Джерси. Стоило это ровно в десять раз дороже, чем поездка на машине, но зато впечатлений до конца жизни.
На снимке Аллен укладывает наши вещи в Сессну.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Радченко, вот о more fun поподробнее для контраста.
Меня впечатлил рассказ В.Солоухина о том, как охотники долго гнали оленя зимой по снегу, нагнали-таки, убили, под водку нажрались свежего мяса и обрыгались.
Я не люблю убийц животных не ради прокорма. ТВ смакует эти убийства то крокодилов, то оленей. Какое-то сладострастие убивать прёт из этих "любителей природы". Есть же "тихая охота" с фото-снайпером или сбор грибов.
Сессна садилась и на Красной площади. Такая же же?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карин Андреас, извините за ОТ.
Сергей Дмитриев,
Почему Вы суёте мне солоухинских «охотников»? Я уже 36 лет живу в Свободном, цивилизованном мире среди нормальных людей, а не среди рыгающих «охотников».
Если не любите охоту, то зачем смотрите передачи об охоте? Мне, например, не нравится наш Балаболка, так я не смотрю и не слушаю его выступления. В Америке практически всё добытое на охоте попадает на стол семей охотников или идёт на программу ‘Hunter For Hungry’. И даже профуссиональные охотники на крокодилов - Swamp people, едят мясо крокодилов. Кроме того hunting is an effective wildlife management tool. Любой охотник гораздо больше времени, чем Вы, проводит на природе и соответственно гораздо больше знает её.
Возвращаясь к самолётам. Я слышал, что какой-то парень посадил самолёт на Красной Площади, но подробности не знаю.
Между Сессной и Кукурузником приблизительно такая же разница, как между велосипедои и фолксвагеновским жуком. Соответственно и ощущения при полёте другие.
Оценка статьи 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Радченко, Вы же упомянули недельную охоту и "в свободном, цивил... " я имел полное римское право выдать свое отношение к любителям не по нужде убивать живых представителей так любимой ими природы.
Сеть сообщала, что в Англии есть стор человечины. Что-то мне не попадалось крокодилье мясо. Есть же крокодильи фермы, где их забивают "в установленном порядке", как КРС.
Зачем же детЯм показывать мучения крокодила на крючке? Это вредно для психики. Не эта ли среди прочих причина регулярных отстрелов в школах "среди нормальных людей"?
Кто такой Балаболка в упор не знаю.
Ан-2 долгожитель в небе, невзирая на отдельные недостатки комфорта. Вместо VW надо бы назвать уж Трабант для полной язвы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
Вы не в те рестораны ходите. Вы живёте в AL? Минимум в 4-х ресторанах Вашего штата готовят алигаторов. Посмотрите еще buyexoticmeals – они нахолятся и продают в основном в южных штатах. Удивительно, как русские эмигранты живя в Америке ничего не знают о ней и не понимают эту страну.
Балаболкой называют нашего президента.
Всё, пора и честь знать, больше не засоряем эту тему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Радченко, А-а-а? ТАдЫ, ой. В рестораны хожу по большой нужде. (Сорри за невольный каламбур). СФё остальное ОК!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Аркадий Голод, спасибо, частично утешили. Но где и сколько было выпущено Ан-3? Сколько их сейчас в парке местных линий РФ?
Я всё жду, когда концы лопастей винтов соединят тонкой обечайкой: дескать это увеличит тягу винта.
Я дождался покрышек авто с соотношением ширины к высоте 2:1 и более.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это точно, эсктрим Случалось, где - то над Украиной, приземлились - перекрестилась Как по нашим ухабистым дорогам...вверх и вниз Знала бы - не села
0 Ответить
Да, я летала на кукурузнике, к тёте в село. Давно это было. Очень страшно, сейчас бы ни за что не полетела. А для местных обычное было дело, дорог тогда не строили.
0 Ответить
Надя Гаева, спасибо за отзыв! Эти полеты я называю: советский экстрим.
0 Ответить