Николай Аблесимов Грандмастер

Может ли простой гвоздь творить чудеса?

В сентябре 1977 г. автор — начальник одного из полевых отрядов Института тектоники и геофизики ДВНЦ АН СССР — должен был эвакуировать группу геологов с верховьев речки Анюй, что течет с хребта Сихотэ-Алинь на Дальнем Востоке. В поселке Арсеньев была арендована лодка под управлением местного жителя по кличке Ткач. Надо было пройти 50 км вверх по Анюю до устья ручья Гобили.

Alexander Zhegalov Shutterstock.com

Я подошел к дому Ткача к девяти утра, как и было договорено. Но лодочник тянул, как впоследствии выяснилось, до открытия в десять часов магазина с водкой. Заправившись четырьмя «Перцовками», поехали. Воды в реке было мало, и Ткач рулил по сложным траекториям меж камней и отмелей.

А колосники-то горят! Причалив к бережку, мой водила опрокинул полулитровый пузырь внутрь и более уверенно порулил дальше по замерзающей воде. Через час он снова решил причалить. Поняв, что таким способом нам до Гобили не доплыть, я принял деятельное участие в трапезе с возлиянием, ограничив дозу Ткача до четвертинки.

Поехали дальше. И начали чиркать винтом по дну. Естественно, начали лететь шпонки, которыми винт фиксируется на валу лодочного мотора. Первые поменяли без проблем — были запасные. На четвертой запас кончился. Тут Ткач достал гвоздь толщиной 4 мм и напильник. Говорит:

 — Пили.

Дальше — чаще. Чиркает — пилю. Чиркает — пилю. Так я вырезал штук пять шпонок, пока, не приходя в сознание, лодочник довел лодку к нашей стоянке. С тех пор гвоздь поселился в моей полевой сумке навсегда!

Второй раз такой кусок металла выручил меня на левом притоке реки Анадырь Танюрере на Чукотке в 1982 г. Последний белый траппер Гена Лебедихин взял меня с собой на медведя. На взятой в долг лодке с двустволкой, у которой работал только один ствол, мы отправились к охотничьим угодьям Гены. Лодка шла очень близко к отмелям, так как там проще было выходить на режим глиссирования. Естественно, задели за дно и шпонка долой. А лодка-то чужая! Гвоздей в ней не было — правда, напильник нашелся. Но у меня в полевой сумке гвоздь был! Достал я его и взялся за знакомое дело. Гена чиркает — я пилю. Чиркает — пилю. И так восемь раз. Но дошли до живописной бухточки с охотничьим домиком.

В последний раз гвоздь пригодился в исключительно сухопутном переходе по Кроноцкому заповеднику в 1983 г. от Кроноцкой сопки (вулкана) до Долины гейзеров, что на Камчатке. Пять землепроходцев шли трое суток по горам, долам и барранкосам. Уперлись в быструю речку Кроноцкую. Надо переправляться. Нашли лодку егерей, наладили мотор. Загрузили все вещи и вдвоем с Н. А. Бенделиани отплыли на противоположную сторону. Пристали, выгрузились и назад за тремя попутчиками. И чиркнули винтом о заберег. Шпонка вон — Бенделиани в трансе.

Но у меня в сумке был… гвоздь! А напильника нет — кто ж его берет в пятидневный пеший переход по суше. Но где наша не пропадала! С помощью двух геологических молотков — один в качестве зубила, а другой — молотка — вырубил несколько шпонок. И поехали. Перевезли оставшийся народ.

Вот такой полезный в жизни длинный кусочек металла. Всем советую гвоздь возить с собой, и свою смекалку не забывать.

Обновлено 18.05.2018
Статья размещена на сайте 21.11.2014

Комментарии (32):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Петров и Дмитриев, давайте жить дрюжно!!!!

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 4 декабря 2014 в 06:26 отредактирован 4 декабря 2014 в 06:28

    Что-то не очень верится. Какого же диаметра должен быть гвоздь, чтоб в полевых условиях, без тисков напильником выточить шпонку с чёткими кромками? Неужели по мелководью нельзя было приблизиться к берегу на вёслах? Шпонка вообще срезается редко, скорее поломается что-то другое, а здесь серийные поломки шпонки.Мне тоже не раз приходилось искать случайную замену чему-нибудь, но чтобы шпонку из гвоздя вырезать? Эт-то апофигей и супер.

    Вспомнилось "Пилите, Шура, гири - они золотые."

    • Петр Некрасов Читатель 4 декабря 2014 в 22:40 отредактирован 26 мая 2018 в 17:44

      Сергей Дмитриев, да нет, гвоздь 4 мм вместо шпонки для подвесного мотора - это классика жанра. Собственно, при Союзе никто по-другому и не делал, к мотору при покупке полагалось две запасных, а дальше - только гвоздь. Потому что серийные поломки шпонки по мелководью - весьма распространенный вариант. 5 - 10 раз на дистанции километров в 20 - запросто. Никакие четкие кромки там не нужны, только длинна - чтобы винт на вал одевался. Я их вообще топором рубил.
      Сейчас-то, конечно, на буржуйских моторах страшновато ставить что-то нештатное. Хлипко всё, того и гляди вместо шпонки винт разлетится. Тем более, их повадились делать из пластмассы...

      • Петр Некрасов, "классика жанра" была известна на заводе, конструкторам? Неужели не могли решить эту шпоночную проблему, что даже предлагали запасные? Шпонка срезалась или выпадала? Я понимаю, на каменистом дне могло срезать шпонку, но на песочном-то можно было остановиться и не доводить дело поломки. Или где-то ДО винта иметь специальную срезную шпонку предельного момента.
        А допускать системный выход из строя шпонки на винте совсем дико, если это происходит где-то далеко от базы.

        • Петр Некрасов Читатель 5 декабря 2014 в 00:38 отредактирован 26 мая 2018 в 17:43

          Сергей Дмитриев, Вы рассуждаете (и вполне логично), а я ЗНАЮ.
          Шпонка срезается, в основном - об топляк или каменистое дно, запасная (медная, латунная или что-то вроде) - теоретически есть и даже продается, а практически - где тот магазин и где мы. Плавают именно так - поехали, бздынь, твою мать! - меняем шпонку... Повторить.
          Вы, право, как не из России ;)

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 5 декабря 2014 в 02:49 отредактирован 5 декабря 2014 в 03:01

            Петр Некрасов, я видел винты подвесных моторов с защитой от каменистого дна и топляков. Есть же и водомётные и аэродвиЖИтели, которым не страшны перекаты.
            "В наш век промеж планет" уже не имеет значния место дислокации на земном шаре. В отличие от Вас "уменя секретов нет" - читайте и узнавайте необходимое.

    • Сергей Дмитриев, 4-5 мм. Вот фото переправы через Кроноцкую после среза шпонки. Автор с веслом.
      Зачем мне врать - я не фантазер - все мои заметки случаи из жизни.
      А Шура пилил ножовкой по металлу, а не напильником.

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 4 декабря 2014 в 15:06 отредактирован 4 декабря 2014 в 15:22

        Николай Аблесимов, я верю в достоверность Ваших описаний и невольно проецирую ситуации на себя.Гвоздь вместо шпонки в полевых условиях можно просто забить молотком, если сквозной паз.
        ...Важен сам процесс, а чем пилить неважно. Это ж условно.

        Кста.., я здесь насмотрелся самых разных гвоздей: с винтовой большого шага нарезкой, с поперечной насечкой, которые очень цепко держатся. Очень много разных гвоздей для автоматов в лентах, как патроны для пулемёта. Самые разные головки, вкл. с непотопляемой.

  • Комментарий удален
  • Понравилось. Поделился с друзьями.

    Оценка статьи: 5