• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Как вьетнамец советских товарищей деканату продал? Студенческие байки

В общаге, если кто плавал и знает, рано спать никто никогда не ложится. А радиоточка, как по нулю попрощается с «дорогими радиослушателями», так до шести утра. Намертво. И не слышно её и почти не видно за горой учебников, что вот уже третьему поколению проживающих в этой комнате никак в библиотеку не сдать. Времени не выкроить на это бестолковое занятие. То одно, то другое…

Фото: gallofoto, Shutterstock.com

И, видно, из-за этой горы один из моих однокурсников — Пашка, когда уже поздно ночью отбой сыграли, забыл, что радио не выключено. Оно и заорало благим гимном ровно в шесть: «Союу-уз нерушимый республик свобо-одных»…

Шесть утра. Шесть!!! Ещё пять часов спать можно. Если, конечно, на первые две пары по «Истории КПСС» не ходить. Пять часов полезного во всех отношениях, оздоровительного сна. А тут… Ни свет ни заря — подъем в танковых войсках!

Только хотел в Пашку запустить чем потолще — «Да выруби ты этот матюгальник!»… Политэкономией социализма, что ли?.. Да пока тянулся, боковым зрением уже уловил, что он мне знаки какие-то подаёт, брось, мол, тут другая идея!

Не-ее, с Пашкой не соскучишься… Вечно что-нибудь придумает.

Вскочил, как был, в одних трусах, без майки, встал «смирно» у изголовья кровати, застывшее лицо на звук радиоточки повёрнуто. Руки по швам! По швам-то по швам, а ладони — наружу! И пальцы! Вверх-вниз, вверх-вниз, как крыльями машет: вставай, мол, делай, как я!

Ну, я и выпрыгнул из-под одеяла, по пути постучав по спинке кровати ещё одного однокурсника: «Витя… Ви-итька! Вставай! Тут какой-то цирк намечается».

Когда уже все трое навытяжку стояли в изголовьях своих кроватей, Пашка, по ещё не выветрившейся из памяти армейской привычке, крепко приложил ногой по панцирной сетке вьетнамской кровати:

 — Эй, Тяо! Оглох, что ли? Не слышишь — гимн играет?

Дважды повторять не понадобилось. Резво вскочив и вытянувшись по стойке «смирно» у изголовья своей кровати, вьетнамец послушно повернул глаза на звук голосящего благим ором радиоприёмника и застыл.

«На гимн» встали и следующим утром. Потом ещё раз…

А в четверг надо было вставать к первой паре. Препод, что вёл теорию вероятности, считал прогулы проявлением неуважения не столько к предмету, сколько к себе лично. Переубедить его в этом не удавалось уже многим поколениям представителей студенчества. Не обольщались по этому поводу и мы. А проблемы в весеннюю сессию… Нет, нет! Никому не нужны.

Соответственно, из-за хохмы терять такие драгоценные час-полтора самого сладкого, предутреннего сна не хотелось. Поэтому, продублировав голосом уже прозвучавшую со стороны Витькиной кровати команду — «Пашка! Да выруби ты этот матюгальник!» — со спокойной студенческой совестью и дальше — на массу! Но…

Что это? Какой раздолбай?! Зачем снова включил? Мягко, но настойчиво кто-то теребит за плечо.

 — Тяо… Ты чего?!
 — Паша! Костя. Витя… Гимн играет!
 — Да ложись, ты!

Так никого и не подняв, вьетнамец застыл у изголовья, напряжённо повернув голову к радиоточке… Лёг он только после того, как отзвучали последние звуки гимна.

А не успела закончиться вторая пара, в аудиторию заглянула Светка, секретарь деканата. Свой человек. Тоже студентка, только вечерница. Может, поэтому в глазах у неё бегали весёлые бесенятки?..

Не выглядела строгой и замдекана по работе со студентами, когда на большой перемене все втроём завалились к ней в кабинет:

 — Можно, Светлана Алексеевна?

 — Да уж заходите! Зачинатели новых советских традиций. Вы что там с вьетнамцем отчебучили? Не надо, не надо! Уже был здесь! Со всеми потрохами вас продал. Рассказал… А вот то и рассказал, что вы на гимн не встаёте! Хорошо хоть, ко мне пришёл. И так, в устной форме… Вроде бы убедила его, что это просто розыгрыш, шутка. Незлая шутка! А если бы в партком? Да с заявлением на стол? Ох, ребята, ребята… Уже здоровые лбы, — рассеянный взгляд на маленького росточком Пашку, — а соображения в голове ни на столечко!

И на обозрение всей компании — небольшой, аккуратно накрашенный ноготок.

 — Совсем другой разговор мог быть! Уже приказ на отчисление готовила бы. Нет, от греха надо, пожалуй, отселить от вас этого вьетнамца! Куда только?.. Твои, небось, Павел, проделки! Ох, смотри у меня… Фантазёр! И когда уже за ум возьмёшься? В этом-то хоть году на третий курс переходить собираешься? Или опять на втором оставаться? Смотри, тогда уже сейчас об академке думать надо! В мае поздно будет…

Деканат Пашку берёг. Он был одним из столпов художественной самодеятельности. Богатая, быстрая на выдумку, бившая фонтаном через край фантазия делали его незаменимым сценаристом всех факультетских вечеров и капустников. В дополнение ко всему, Пашка виртуозно играл на нескольких музыкальных инструментах. Во многом именно благодаря ему, в прошлом году институт взял одно из призовых мест на зональном конкурсе студенческой песни.

За это его ценили и лелеяли, время от времени ласково снимая стружку за разгильдяйство, неуспеваемость и постоянные пьяные залёты по общежитию, через раз-другой перемежая воспитательный процесс грамотами и дипломами.

Ну, а вьетнамца, от греха подальше, в этот же день от нас отселили. Чему мы, впрочем, не сильно и огорчились.

Статья опубликована в выпуске 14.01.2017
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не в ногу. Статья - полный набор приправ, специй и соусов: немножко подтрунить над "совком", маНЕНЬко добавить студенческой бравады с жареным жаргоном, для остроты подлить иностранного соВаса (вьетнамского, в данном случае) и вот, "оно и не надо б, но ведь случись такое дело, - вот тебе и пожалуйста" - чтиво для ресторанного разговорЦа готово.
    Сорри, но оценка твёрдая - 3

    Оценка статьи: 3

  • Ви Верра Читатель 6 февраля 2015 в 12:00 отредактирован 26 мая 2018 в 15:32 Сообщить модератору

    В Кубанском государственном можно было услышать такую байку на этот же сюжет. Жили-были в комнате в общаге русский и вьетнамцы. Русский приучал их к цивилизации. Утром будил рано и вьетнамцы по стройке смирно слушали государственный гимн. В полночь процедура повторялась, после чего он укладывал их спать. А потом их расселили: русского поселили с африканцем, а вьетнамцев - с другим русским.
    Через несколько дней почти одновременно в деканат поступили две жалобы: 1) Гражданин Советского союза такой-то мешает мне спать и отдыхать, заставляя в 6 часов утра и в 12 часов вечера слушать государственный гимн; 2) Гражданин Советского Союза такой-то не желает в 6 часов утра и в 12 часов вечера слушать государственный гимн.

  • Игорь, по худ. самодеятельности, наверное, зависит от уровня, на который выходит коллектив. У нас был коллектив факультетский, назывался "Эквена". Сейчас поискал по инету, ничего о нем нет, да и что это слово значит - непонятно, но тогда мне ребята сказали, что это какое-то латинское слово. Но всё это не суть. "Эквена" мало того, что постоянно брала первое место на смотрах самодеятельности ВУЗа (причем студенты заканчивали институт, уходили, а "Эквена" оставалась уже в новом составе), но она постоянно ездила и на зональные, и на республиканские смотры худ. самодеятельности. Конечно и в первом, и во втором случае, нам добавляли ребят с других факультетов, но костяк оставлся именно наш, факультетский. Несколько раз ребята привозили дипломы лауреатов из Москвы. А летом, когда мы пыхтели или на заводе им. Степана Разина, или на "Сантехоборудовании" на Шоссе Революции, или где-то на коровниках Вологодчины, они целым железнодорожным составом вместе со студенческими коллективами других ВУЗов, ездили по Союзу. Типа агитбригады. Я думаю, и призовые места на Республике, и агитбригада, давала ВУЗу какие-то бонусы в соцсоревновании Минвуза РСФСР, поэтому институт давал какие-то поблажки факультету, а факультет уже своим студентам, участникам самодеятельности.
    P.S. А по блюдам я помню ещё одно. Вьетнамцы покупали целую упаковку яиц, в трехлитровую банку наливали кипяток, в нем растворяли пачку соли и, когда вода остывала, осторожно опускали туда яйца. И эта банка стояла на кухне (ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ!) примерно месяц. Через месяц вьетнамцы вытаскивали из банки яйца, чистили их... Да-да, ЧИСТИЛИ! Несмотря на то, что яйца не варились, через месяц консистенция у них была плотной, практически, как у вареных. Доставали эти яйца, чистили и... ЕЛИ! Хотя, запашина от них шел... Тожить - не самый приятный.

  • Блестяще, повеселили, Константин. Вы знаете мы тоже в своей молодости вот также резвились и вставали под звуки гимна, ну, хохмачи были. Вьетнамец просто ваших шуток не понял, я всегда говорила, наши люди самые юморные в мире А насчет, истории КПСС тоже такая же фишка, не воспринимали мы ее всерьез, вот хоть трести не воспринимали. Помню прихожу я на практические занятия по Истории КПСС, уже на зачет, препод зачитывает мою фамилию, а я ему отвечаю: "Я" - он на меня серьезно смотрит и говорит: "Приятно познакомиться" Вот так часто я их посещала Зачет правда я всё равно сдала, был у меня конспект, все работы законспектированы Ленина, он это оценил и опять же, мы были вечерниками и к нам было немного другое отношение. Спасибо за воспоминания.

    • Лидия!!! Не наступайте на больную мозоль...
      Ох уж эти конспекты! Как я плакаль, когда их писал! Так было жаль бездарно потраченного времени. А ведь хотелось походить на Павку. И прожить жизнь так, чтобы...
      Правда, мучения мои длилось недолго. Даже из таких, казалось бы, безвыходных ситуаций ("Да-да! Не забудьте записаться в кабинет общественных дисциплин. Я проверю. И если кого не будет в списке студентов, пользовавшихся его литературой"...) есть самые разные выходы.
      1. Просто можно списать у девчонок. Правда, хорошие конспекты у них бывают редко, но! Надо просто позычить у кого-то пару-тройку цветных фломастеров, Красиво написать название конспектируемой работы, выделить пару-тройку знаменитых цитат, а между ними, малочитаемым почерком по два ряда в одну строчку, написать какую-нибудь ересь, выдергивая предложения из разных абзацев нетленной работы.
      Но на всё это тоже нужно время. Поэтому можно включить вариант два...
      2. Взять конспекты у старшекурсников. Естественно, после того, как они сдадут экзамен.

  • Когда уже все трое навытяжку стояли в изголовьях своих кроватей, Пашка, по ещё не выветрившейся из памяти армейской привычке, крепко приложил ногой по панцирной сетке вьетнамской кровати

    Игорь, я тоже с детьми членов Политбюро не учился и за них говорить не буду. А так - самый обычный советский технический ВУЗ и самые обычные студенты, как правило, откуда-то из провинции. Пашка (имя естественно, условное) был из Коми, а Витька - из Кемеровской области. Единственно, что на момент, описываемый в рассказе, армия никому уже не грозила. Почему - я в начале своего ответа на Ваш комментарий выделил цитату.
    Опять же, не могу говорить за другие ВУЗы, но у нас было две касты неприкасаемых. Это элита художественной самодеятельности и спортсмены. Из последних особенно хоккеисты (у нас была очень хорошая команда по хоккею с мячом, которая на зональных первенствах "Буревестнике" если и опускалась ниже первого места. то очень редко) и велосипедисты (покойный зав.кафедры Физвоспитания был у нас именно велосипедистом). Ребята из первой и второй категории могли учиться лет по 7-8, а некоторые рекордсмены, которых я знал лично, и больше. Как деканат регулировал этот процес - в тонкости я, естественно. не вдавался. Где-то им помогала академка, где-то человек пересдавал хвосты предыдущей сессии уже в новую сессию или в течение семестра. Но по факту было так - приходил поток на первый курс, а в группе был человек, который уже год отучился. К новой сессии он что-то досдавал, получал хвосты на следующей и вся группа уходила на второй курс, а человек оставался на первом, чтобы в очередной раз досдать хвосты с новым коллективом и уже с ним быть переведенным на следующий курс.

    P.S. Корейцы с нами не учились, а вот вьетнамцев было довольно много и все они были , мягко скажем, очень колоритными личностями. У меня есть ещё миниатюрка о том, как они грибы собирали, но это - так, верхушка айсберга. Об их кулинарных пристрастиях можно писать целые романы. Чего стоит, например, жаренная соленая селедка, которую на сковороду бросали просто так, не выпотрошив и не сняв шкуру. Когда на кухне начиналось это пиршество вьетнамского вкуса, этаж мгновенно пустел. Противогазов по комнатам не было, поэтому народ спасался кто как мог...

    • Константин Кучер, век живи, век учись - дураком помрешь...
      У нас были "полуприкасаемые" - те же спортсмены.
      Им яростно натягивали "удочки", за них приходил с зачеткой "поболеть" их тренер, непосредственно к препам. НО! Если все же по тупости или наглости человека все срывалось - он улетал "в синюю даль". Так у нас улетели пара мастеров спорта, говорили, что они потом приземлились у Лесгафта...
      Про художественную самодеятельность?! Удивительно - я сам был одной из звезд самодеятельности факультета, мои приятели были вообще суперзвездами. Чтобы это им/нам хоть что-то упростило в сессии? НИКОГДА!
      И у всех моих друзей и знакомых, в Москве ли, В Ленинграде ли - было абсолютно так же. Вы сказали, что у вас было так - значит было, верю. Не соврали же Вы.

      П.С. А про вьетнамскую селедку - это да-а-а... Нюхивал. Хорошо - я там не жил, только к друзьям приходил.

      Оценка статьи: 4

  • Браво!

    Оценка статьи: 5

  • Блестяще переформатированный антисоветский анекдот эпохи перестройки.
    Вот это - копирайтерство!

    Оценка статьи: 4

    • Игорь Вадимов, это отнюдь не анекдот. Этот розыгрыш устраивали, наверное, во многих вузах, где учились иностранцы. Во времена моей учебы в нашей общаге ребята (обычно кто отслужил в армии) аналогично прикалывались так над вьетнамцами-первокурсниками, над никарагуанцами. Но это до поры до времени, пока те не начинали понимать, в чем прикол, а поначалу по незнанию очень даже стояли по стойке смирно под гимн. Африканцы, правда, были как-то похитрее и не поддавались на эту провокацию.
      И второй пунктик - жареная селедка. Это незабываемо!
      И третий пунктик подтверждаю следом за Константином - неприкосновенность "артистов" и спортсменов. И у нас такое было, да. Это были "священные коровы". Ибо они поддерживали факультет или вуз на пьедесталах худ.самодеятельности и спортивных состязаний.

    • Анекдот? Антисоветский?
      Во-первых, как-то не заметил антисоветской направленности в этой истории. А во-вторых... Чертовски приятно, что мои друзья поучаствовали в формировании советского фольклора.
      Если заметили, Игорь, у меня нет значка "Я - копирайтер". Не люблю я это дело. Зачем переписывать чужое, если в нашей жизни столько оригинального?

      • Нет, Константин, насчет значка в Вашем профиле - не то не заметил, не то вообще не смотрел (у меня - тоже не стоит, но это неважно).
        В жизни и впрямь полно оригинального. И я рад за Ваших друзей
        А эту историю я слышал в чуть-чуть другом оформлении, вместо вьетнамца там, кажется, был кореец - и не было такой замечательной прозы. Просто рассказ.
        ...и еще. Я не претендую на полное знание. Но - из собственного опыта, из опыта сестры, из опыта моих знакомых - если в сов.ВУЗе раздолбай вылетал на сессии - это было либо навсегда, либо примерно на 2.5 года.
        И никто - никто - не предлагал ему "спрятаться за "академкой", тем более, что от сапог академка не спасала. Отчислили - добро пожаловать в военкомат.
        Опять-таки.
        За все ВУЗы страны - не могу сказать.
        Что было с детьми членов политбюро - не видел, не знаю, не учился.
        А в рядовых ВУЗах Москвы и Ленинграда было именно так. Разве что медиков призывали не просто в сапоги, а обычно фельдшерами.

        Оценка статьи: 4