Александр Аб Мастер

Как строили дороги в древнем Риме и как их строят сейчас?

Тема, пожалуй, одна из самых актуальных: весна, скоро придет лето и тогда на дорогах станет намного больше транспорта. Это и понятно: кому не захочется на личном авто поехать с семьей на природу, а с друзьями на рыбалку? И если выезд завершится без поломки — удача.

Galyna Andrushko Shutterstock.com

Увы, наши дороги — одни из самых плохих в мире. Не зря же говорится, что в России две беды: дороги и дураки. Утешает лишь то, что в целом ряде других стран тоже не ахти как с дорогами. В этом легко убедиться.

Ежегодно перед Давосским экономическим форумом экспертами составляется доклад о состоянии дорог. В последние годы в его перечне мало изменений. Россия постоянно в конце списка. Там же находятся Украина, Киргизия, Бразилия, Польша, Болгария, Молдова. Последнее место по традиции уже прочно «достается» Чаду. Но в Центральной Африке вообще мало приличных дорог, так что Чад — не какое-то исключение из правил, а само правило. В упомянутой выше Молдове 95% дорог признаны аварийными. Их ремонт вообще не ведется — нет денег. А в Чаде вообще 100% - аварийные. Но прикол в том, что там и дорог, доступных обычным машинам, очень мало.

Указанный выше рейтинг составляется по шкале от единицы до семи. Обследуются дороги в 144 странах. Россия все время на самых последних позициях. Отличные и хорошие дороги во Франции, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Сингапуре. В десятке лучших стран с дорогами Португалия, Швейцария, Австрия, Германия, Финляндия.

К сожалению, в рейтинге не учитываются дороги древнего Рима, а только современные. А ведь древнеримские дороги по-прежнему проезжие и местное население ими пользуется. Правда, дороги эти не указаны на картах. По этой причине о них не знают водители транзитного транспорта. К тому же древнеримские дороги более всего удобны для пешего прохода строем. Это и понятно — они строились по ширине пешего строя армии Рима. Но стоит внимательно присмотреться к тому, как действовали раньше при строительстве этих дорог.

Римские дороги настилали в пять слоев. Сначала отрывали длинную траншею. В нее «стояком» (вертикально) плотно укладывали друг к другу плоские камни. Получался как бы «фундамент». Потом плашмя на него клали плоские камни. Далее шел мощный слой булыжников, размером примерно с мужской кулак. Все это засыпалось таким же по мощности слоем мелкого щебня и гравия. И только после этого насыпался и утрамбовывался грунт. Важная особенность — слои прочно скреплялись известняковым раствором, а самой насыпи придавалась покатая форма с уклоном к обочинам. Дождевая вода никогда не застаивалась лужами на такой дороге. Она легко уходила в грунт. Земляная насыпь с минимумом финансовых затрат приводилась в порядок после прохода многотысячного войска.

Как же строятся дороги сейчас? Увы, плохо. За исключением отдельных стран, в других дороги — полигон для испытания техники на прочность. Почему же так происходит? Применительно к России специалисты называют следующие причины.

Сильно заниженный государственный стандарт на дороги. Он был принят в 1939 году и с тех пор существенно не менялся. Свыше 60% дорог не соответствуют в стране даже этому устаревшему стандарту! Не соблюдаются элементарные нормативы. Бюджетные средства ежегодно направляются не на строительство капитальных дорог, а на неэффективный «ямочный» ремонт. В Европе гарантия на дороги — от 20 до 30 лет. В России долговечность дорожного покрытия до ремонта — всего лишь 5 лет, а в Сибири и того меньше.

Но главная беда в том, что дороги строят безграмотно. Наверное, видели, как на проселок насыпается щебень и сразу все заливается асфальтом. При этом полотно не имеет от середины к обочинам скат, а на самих обочинах нет водоотводных желобов и канавок. Конечно же, в дождь вода большей частью остается на дороге. Она просачивается в трещины и разрывает их, стоит лишь температуре опуститься за минус. А дальше уже появляются проседания и выбоины.

Печальный факт: за последние три года прокуратура России за плохие дороги (ставшие причинами аварий и катастроф) возбудила свыше 20 тысяч уголовных дел. Но это не меняет ситуацию в лучшую сторону. Скажем, не редкость, когда щебень насыпают на мерзлую землю и накатывают асфальт в мороз. Дикость? Конечно. Но весь нюанс в том, что надо использовать средства. Иначе на будущий год их выделение уменьшат. И плевать при этом на качество дороги.

Все меняется в мире. Постоянного ничего нет. Но веками не меняется фраза о том, что в России две беды: дороги и дураки.

Обновлено 24.03.2018
Статья размещена на сайте 1.04.2015

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: