Игорь Вадимов Грандмастер

Почему звёздам от гламура не по зубам некоторые «старые песни о главном»?

В последнее время среди нашего гламура возник модный тренд — исполнять на эстраде старые песни, песни времён наших дедов. И очень часто выходит неплохо. С учетом возросших возможностей техники цифровой обработки голоса и новых, электромузыкальных инструментов, даже лучше (с нашей точки зрения), чем в исполнении времён 40−50 годов. Но не со всеми песнями так получается. А почему?

Мода была создана на телевидении, когда шлягеры прошлого начали исполнять в концертных программах для Нового года. Что-то — до Нового года, что-то — после, наряду с приглашёнными на гастроли к нам бывшими звёздами зарубежной эстрады 70-х или 80-х годов… Современная молодёжь может сама сравнить, что круче — Boney M или шлягеры времён Великой Отечественной войны в исполнении российских звёзд современности.

Как современные звёзды эстрады зажигательно и красиво исполняют шлягеры 10, 20, 30, даже 50-летней давности! Некогда знаменитые, эти песни со временем забылись, не исполнялись уже много-много лет ни на радио, ни на телевидении. Только бабушки изредка достают старые виниловые пластинки и запускают эти песни послушать на своих старых проигрывателях. Тихонько — только для себя. Внуки не поймут.

У них другая музыка, совсем другой ритм. У многих песен кроме музыки есть ещё и слова, имеющие смысл. Глубокий смысл, чувства, в которые надо проникнуть.

Так вот, странная вещь. Если в песне главное — музыка, ритм, а слова вторичны, как в песне «Пора-пора-порадуемся…», или «Ну что сказать, ну что сказать…», то в исполнении современных артистов песни сильно выигрывают. Ибо нынешние исполнители намного более раскованны и решительны, к тому же голоса у них часто даже лучше, чем у тех, кто начинал исполнять эти песни много лет назад.

Разумеется, есть и исключения — по моему мнению, никто из новых исполнителей песен Олега Анофриева не сумел его переплюнуть, голос у него от Бога, и тембр его голоса именно такой, какой нужен для исполнения этих песен.

Но есть среди старых песен такие, в которых настоящая поэзия. Для их исполнения недостаточно разложить мелодию в тризвучие или правильно пропеть, не фальшивя. Песни, которые надо петь душой.

Особенно ярко это видно на творчестве Марка Бернеса. Исполняя на эстраде песни, он пел их не голосом, которого у него, собственно, и не было. Пел он душой.

Когда он пел про Серёжку с Малой Бронной и Мишку с Моховой, то его современники вспоминали совершенно конкретных Мишек, Костиков, Серёжек — ушедших и не вернувшихся.

Когда он пел «Враги сожгли родную хату» — его современники вспоминали бесконечные сожжённые фашистом дотла деревни и трупы их обитателей.

Когда он пел «Я волнуюсь, заслышав французскую речь…» — это был гимн русскому воинскому братству, русскому благородству и призыв к иностранным современникам помнить, что против фашистов мы были все вместе.

Каждая песня в его исполнении — маленький моноспектакль на какую-то тему. И к этому спектаклю — ни прибавить ни убавить. Тему он всегда раскрывал полностью.

Когда уже знал, что болен раком и дни его сочтены, он спел последнюю свою песню, созданную на стихи Расула Гамзатова. Эта песня — «Журавли». Если кто её не слышал — найдите в Интернете. Лучше его исполнения этой песни можно, наверное, пересчитать по пальцам.

С такими песнями требуется особая осторожность при исполнении. Отсутствие души, вложенной в песню, не заменить ни добротно сделанным клипом, ни даже хорошим голосом. Посему попытки петь песни из репертуара Марка Бернеса пока что проваливались. У исполнителей очень хорошие голоса (даже самому Марку до некоторых из них далеко). Записанные видеоклипы восхищают операторской работой и классными видеоэффектами. А собственно песен — нет. Есть работа голосовых связок певцов и певиц. Есть добротно исполненная музыка. А души нет. И оттого — и песни нет.

Петь старые песни новым звёздам эстрады, разумеется, можно. Но если исполнение какой-то песни хуже, чем у их предшественников, то лучше не выходить с ней на эстраду, пока не получится… Пусть не лучше, чем у исполнителей прошлого, но хотя бы — не хуже их.

Обновлено 6.12.2015
Статья размещена на сайте 23.11.2015

Комментарии (41):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Это очень хорошо, что существуют уникальность, неповторимость, особенность и личные предпочтения. С душой автор радеет за наше славное прошлое. Нравится.

    Оценка статьи: 5

  • "Для их исполнения недостаточно разложить мелодию в тризвучие или правильно пропеть, не фальшивя. Песни, которые надо петь душой" того времени - времени создания песен.
    Берясь за исполнение старых песен, молодые исполнители часто не осознают, что им не понятно время жизни их отцов и дедов, прошедшее совершенно в других социально - моральных и ценностных установках, при совершенно других условиях жизни. Чтобы это понять, надо хорошо ощутить (узнать) историю своей Родины и уметь "ставить" себя на место людей, живущих в те времена. Эта проблема не только сегодняшней молодости, эта проблема была и моей молодости, когда мы не понимали, почему наши отцы и деды так – по особенному, относятся к тяжелым временам начала прошлого века. Понимание приходит с возрастом.

    Оценка статьи: 5

  • Причиной "провала" нового исполнения старой песни является еще и то, что впервые услышав прекрасное исполнение, песня навсегда ассоциируется именно с "оригинальной" версией, и все остальное кажется "уже не то". Да, тембр голоса намного важнее его силы, поэтому некоторых исполнителей "перепеть" очень сложно. Есть песни, которые не требуют современной обработки, и добавляя аранжировку, убивают тем самым песню - но это все индивидуальная вкусовщина.

    Оценка статьи: 5

    • Элина Кеклик, какая изяЧная формулировка! Но дело в том, что "застОльное пЕнье выхОдит из мОды". Согласно Вашей концепции мне нравится "Море, море.." Киркорова, но Вы когда-нибудь были свидетелем (или участником) его застольного исполнения?

      Оценка статьи: 4

      • Сергей Дмитриев,

        Бог миловал Я вообще не сторонница застольных песен, как говорится - столько не выпью. Но если я правильно уловила вашу мысль, есть песни не предназначенные для непрофессионального исполнения, так?

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 5 декабря 2015 в 15:16 отредактирован 5 декабря 2015 в 15:16

          Элина Кеклик, бог вас не миловал, а наказал. В совместном пении "испускается" дух народа, коллеХтива,кампании,застолья. Вместе с ребёнком застольного пения и профессиональные хоры пыплеснули,они выпали из тренда. Собираются ли прибалты на свои тучные хоры? Жив ли хор Пятницкого? Давно ли были триумфальные гастроли Ансамбля песни и пляски СА? Ансамбля им.Моисеева? Или "Жок"?Почему так бастро забылись мелодии Е.Доги?

          Оценка статьи: 4

          • Элина Кеклик Элина Кеклик Профессионал 5 декабря 2015 в 18:05 отредактирован 5 декабря 2015 в 18:06

            Сергей Дмитриев,

            у-у, с вами все ясно, любитель разводить пьяные кухонные сопли на псевдо-философские темы. Можете не отвечать, у меня глаза кровоточат от вашего русского языка. Да и автор ни в чем не виноват: у него действительно замечательная статья, не хочется портить ему ветку комментариев.

            Оценка статьи: 5

            • Элина Кеклик, "Улетайте мысли восвояси, // воссоединись земли и неба глубь. // Тот, кто постоянно ясен, // тот, по-моему, просто глуп." (ВМ)

              Оценка статьи: 4

              • Сергей Дмитриев,

                "Тот, кто постоянно ясен, // тот, по-моему, просто глуп."

                Отличная цитата! Теперь я буду знать, что отвечать некоторым комментаторам своих статей

                Оценка статьи: 5

                • Элина Кеклик, "Вот то то; все вы девки молодые, // посмотришь,-мало толку в вас. // Упрямы вы и всё одно и то же // твердить вам надобно сто раз." Надеюсь, музряд Вам знакОм?

                  Оценка статьи: 4

                  • Элина Кеклик Элина Кеклик Профессионал 5 декабря 2015 в 21:55 отредактирован 5 декабря 2015 в 22:07

                    Сергей Дмитриев,

                    да, цитата в тему: третий раз наступаю на одни и те же грабли, ввязываясь в диалог с "мэтрами". Обещаю, что в следующий раз, прежде чем вступать в полемику, не поленюсь и посмотрю в профиль уважаемого визави. Увидев год рождения, ретируюсь, ибо все ваши реплики предсказуемы аж до оскомины.

                    Оценка статьи: 5

  • Мне кажется старые советские песни петь будут всегда. Везде.Забудут попсу нынешнюю, потому что это суррогат, а те песни будут петь.Именно потому что в них и душа, и смысл в словах, и мелодия. Скоро забудется басковка с киркоровкой, а эти песни вечны.Причем петь будут не тослько и сколько на концертах, а в быту, в праздник, за столом, при хорошем настроении...

    • Сергей Петров,

      попсу не забудут, ее будут вспоминать лет через 20 и не потому, что очень нравится, а потому что людям свойственно вспоминать свою молодость. Музыка вызывает ассоциации, воспоминания. Иначе как объяснить популярность мероприятий типа "дискотека 80-х", "дискотека 90-х". Будет и "дискотека нулевых" Уж в 90-е попса была еще хуже, однако крутят и вспоминают.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Петров Читатель 5 декабря 2015 в 16:26 отредактирован 24 мая 2018 в 20:02

        Элина Кеклик, дело не в воспоминаниях о молодости, хотя и это тоже есть, конечно...я говорю именно о пении, а не прослушивании. Что будут петь за столом или у костра лет через 10-15? Киркорова? Баскова? Или еще какую попсу? Нет конечно - это всё уйдет в небытие. Будут петь все те же наши простые душевные советские песни.

        • Сергей Петров,

          да, у костра поют душевные песни Никому и в голову не придет спеть попсу даже ту, которая в тренде. Интересный критерий для "бессмертности" песни Но точный.

          Оценка статьи: 5

        • Сергей Петров, никто их не будет петь, их и сейчас-то вряд ли кто поет, кроме разве что посиделок ветеранов. Это уже другое измерение.

          • Mike Mike,

            не-не, бардов поют Кстати, а ведь и "Кино" поют, и "Наутилуса" - это ведь не попса? Однако уже вроде классики...

            Оценка статьи: 5

            • Элина Кеклик, ну может я и поторопился, но это ж про какие года речь. Песни военного времени вряд ли кто поет. Для меня норм.музыка где-то с 70-х начинается (но это именно музыка и не считая многих классических произведений)

              • Элина Кеклик Элина Кеклик Профессионал 5 декабря 2015 в 18:38 отредактирован 5 декабря 2015 в 18:45

                Mike Mike,

                песни военных лет и любые патриотичные песни поют только со сцены, ну как правило. Однако именно в советский период было написано огромное количество песен для души. А сейчас и выбрать-то нечего. Я закончила музыкальную школу, есть профессиональный синтезатор, играть для себя и компании из российских исполнителей нечего. Действительно вся лирика либо зарубежная, либо советская. Ведь и Цой, и Бутусов - тоже советский период, ну почти . Советского периода Ротару (хотя вроде попса ), Паулс на ура идет, даже без слов, например, музыка из кинофильма "Долгая дорога в дюнах". А кого из нынешних взять?

                Оценка статьи: 5

                • Элина Кеклик,
                  Паулс на ура идет, даже без слов
                  Я уж нить потерял, что есть "на ура" и куда Паулс идет

                  А кого из нынешних взять?
                  Если все же отмотать назад, то те же Наутилус или Агата были продуктивны и сильно после СССР, может, и еще кого вспомню
                  Ну а в 2000-х... Может, Макаревич местами.

                  • Mike Mike,

                    Музыку Паулса легко играть. Если брать строго годы, то да, Наутилус перешел период СССР, но мне сложно считать эту музыку современной. Макаревич меня всегда как-то слабо вдохновлял.

                    Оценка статьи: 5

                    • Элина Кеклик,
                      Музыку Паулса легко играть.
                      Это уж аргумент совсем в другую тему)

                      но мне сложно считать эту музыку современной
                      Чем уж она принципиально отличается от "современной" и что это вообще за зверь, понять бы) Да я Макаревичем тоже не особенно заслушиваюсь, но кое-что у него определенно меня цепляет.
                      В принципе, я говорю про достаточно общеизвестных персонажей, если дать кому-то из местных послушать музыку на мой вкус, то у многих пойдет кровь из ушей

                    • Элина Кеклик, = прошли времена ПаУлса и РотарКИ =
                      Самодельщики слабо вдохновляют профи.

                      Оценка статьи: 4

                      • Сергей Дмитриев,

                        я понимаю, что вы, как человек, живущий в другой стране, слабо представляете, что и для кого прошло в России. Музыку Паулса с удовольствием играют даже современные дети, учащиеся в музыкальной школе. Что уж говорить о более старшем поколении. Или вы не можете себе представить, что дети играют не только на рояле, но и на синтезаторе, делая еще и аранжировку? Можете совсем сломать себе шаблон: играют в 4 руки, одна партия - на рояле, другая - на синтезаторе, причем довольно сложные произведения, и не только классика. То же касается и "ранней" Ротару - у ее песен очень легкая для исполнения музыка именно для непрофессионалов, к тому же более приятная, чем сейчас, так что не нужно так пренебрежительно. Что касается Макаревича, то его музыка специфична и мне, например, не нравится, но это не отменяет его профессионализма.

                        Оценка статьи: 5

                • Элина Кеклик,
                  Действительно вся лирика либо зарубежная, либо советская.
                  А ведь и правда... Хотя слово "лирика" на мой извращенный вкус не очень)

  • Маргарита Ромашкина Маргарита Ромашкина Читатель 5 декабря 2015 в 09:06 отредактирован 5 декабря 2015 в 09:07

    Петь старые песни все равно будут, хотим мы этого или нет.
    По крайней мере, напоминают периодически о тех, первых, исполнителях, и на том спасибо.

    К счастью, сейчас послушать старые записи в Интернете не проблема. Вот и слушаем.

    Те композиции, которые раньше казались такими привычными и обычными (постоянно "гоняли" по радио), теперь кажутся настоящими шедеврами, несмотря на все возможности современной музыкальной эстрады.
    Большое видится (и, как ни странно, слышится) на расстоянии...

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 5 декабря 2015 в 03:47 отредактирован 5 декабря 2015 в 03:47

    Недавно я посмотрел и послушал в исполнении М.Галкина Азнавура, А. Герман и ещё какого-то западного идола. Всё жюри, зрители и я были в востроге. Всё было сделано так, как надо. Попаданий в прошлое мало и в кино тоже.Негероическое время живёт взаймы у прошлого, отсУда и поток суррогатов, что на эстраде, что в кино. Своё время "звёздам" эстрады застолбить нечем.

    Оценка статьи: 4

    • Сергей Дмитриев, попытки спеть "за Анну Герман" - вообще жуть. У нее свой тембр голоса, уникальный - и наличие души.
      Все попытки повторить ее - абсолютно провальны.
      Может, я чего не слышал...

      • Игорь Вадимов,

        а может вы напишете что-нибудь в таком же ключе и про кинематограф?

        Оценка статьи: 5

        • Элина Кеклик, спасибо за идею, но...
          Кино в доисторические времена было примитивно и глупо, в исторические - похоже на шпагу короля (длинное и плоское), а в наше время - в основном 3Д-реализация комиксов.
          Изредка бывают и у них и у нас фильмы с актерами, изображающими настоящие эмоции, настоящую жизнь, но... крайне редко.