И вот сейчас он всматривался в небеса, словно надеясь получить от них знак, подсказку. Неожиданно на небе появилось огромное пушистое облако. В то же мгновение мальчик ощутил резкий порыв морозного ветра, его кожа покрылась мурашками, а зубы приготовились выбивать чечётку.
Облако стремительно приближалось, приобретая очертания могучего человека, одетого в доспехи цвета стали. Отливающие серебром волосы обрамляли добродушное лицо немолодого мужчины. «Настоящий Борей», — подумал Арник.
— Ты прав, юный человек, — послышался с высоты негромкий голос, — я действительно мифический северный ветер Борей.
— Что же ты делаешь летом в наших краях? Не вовремя явился — растения погубишь, — проговорил мальчик, с трудом сдерживая дрожь.
— Природу губят люди, — отозвался непрошеный гость, — я вреда живому не причиню. А к тебе у меня важное дело.
— Говори, какое дело.
— Ты необычный человек, Арник, обладаешь умением чувствовать природу и жить в гармонии с ней. Так вот, последний колдун саамов призывает тебя к себе, чтобы передать священную тайну источника Знаний. Поторопись! — сказал Борей, поднимаясь в небо.
— Постой! — закричал Арник. — Где живёт тот колдун?
— На Ведьминой горе в краю Чистых Озёр, — едва расслышал мальчик слова улетающего ветра.
Солнечное тепло окутало и согрело Арника, словно и не было холодного дуновения северного ветра. Сомнения улетучились, и мальчик, вбежав в дом, воскликнул:
— Дедуля! Я еду с тобой в Карелию, страну Чистых Озёр.
Родители в недоумении переглянулись — они не сомневались в выборе сына и даже заказали на него билет.
Пока дед готовился к поездке, Арник усиленно изучал Карелию. Он нарисовал карту края Чистых Озёр. Красной звёздочкой пометил на ней возвышенность Воттоваара, Ведьмину гору, как называли её местные жители. Они верили, что в давние времена на ней собирались колдуны со всего Севера.
Мальчик не мог оторваться от чтения финско-карельского эпоса Калевала. Каких только удивительных персонажей в нём не было! Старуха Лоухи, хозяйка таинственной северной страны Похъёлы, недолюбливавшая людей, но охранявшая покой своей подданных. Одно время она обладала волшебной мельницей Желаний, которая обеспечивала беззаботную жизнь жителям её страны.
А в студёных водах Белого моря обитал властитель вод Ахти. Он был не злым и не добрым, но если раздразнить его, мог и убить.
Через несколько дней дедушка, заглянув вечером в комнату внука, сказал:
— Хватит сидеть в Интернете. Собирайся! Завтра летим в Карелию.
Вечером следующего дня дед с внуком вошли в одну из гостиниц Петрозаводска, столицы края Чистых Озёр.
Наутро на экскурсионном автобусе они отправились по маршруту: Петрозаводск — Мраморный карьер — Воттоваара — посёлок Калевала — посёлок Лоухи — Беломорск — Петрозаводск. У мальчика глаза загорелись при виде таких названий.
Как только туристы покинули пределы города, они окунулись в таинственный мир озёр, ламбушек (так называют здесь маленькие озерца), рек, болот и лесов.
Дорога к Мраморному карьеру вилась вдоль Ладожского озера, самого крупного озера Европы. Прозрачные водоёмы вблизи карьера отличались необычностью окраски — они имели зеленоватый оттенок. Слышались непрекращающиеся звуки падающей воды — поблизости по скалистым уступал сбегал водопад. Свежестью и чистотой блистало всё вокруг, но Арник не обращал ни малейшего внимания на эти красоты. Он был в ожидании встречи с колдуном.
На третий день путешествия автобус приблизился к возвышенности. У мальчика заколотилось сердце при виде множества камней. Некоторые из них лежали в одиночестве, других окружала свита из причудливо изогнутых деревьев.
Наиболее загадочно выглядели необычные сооружения: на мелких камнях, как на подставках, лежали крупные валуны, сверху на них пирамидкой были выложены камни поменьше.
Туристы вышли из автобуса, экскурсовод объявил:
— От группы не отставайте — в этих местах случается, что человек теряет ориентацию, долго плутает. Без надобности не прикасайтесь к камням — они могут негативно на вас повлиять.
Путешественники, выслушав наставления, притихли и молча следовали за проводником. Мельком взглянув на людей, Арник заметил, что некоторые были встревожены и напуганы. У других, наоборот, лица светились покоем и радостью.
«Наверное, здесь есть Места Силы, которые по-разному воздействуют на человека», — подумал мальчик, и вдруг неведомая сила заставила его свернуть с тропы. Арник пробирался сквозь заросли кустарника, огибал камни, которых становилось всё больше и больше.
Внезапно тишину нарушили звуки, похожие на щелчки, и мальчику показалось, что камень, стоявший под старой корявой сосной, сдвинулся с места. С каждым щелчком, теперь уже не было сомнения, он отодвигался от дерева и приближался к Арнику. Наконец камень остановился, протяжно загудел и распался на мелкие кусочки, среди которых стоял древний старец в белом одеянии.
«Последний колдун саамов», — мелькнула у мальчика мысль, и в это время старик заговорил:
— Давно ожидаю я тебя. Пора мне покидать этот мир да некому было передать тайну источника Знаний. Слушай и запоминай. Разыщешь старую Лоухи, передашь ей вот этот амулет, — сказал колдун, подавая Арнику небольшой чёрный камушек. — Лоухи поможет тебе попасть на безлюдный остров студёного моря. Там найдёшь пещеру с тремя родниками. Из первого родника напьёшься, во втором искупаешься, а к третьему подойдёшь с поклоном. Что дальше будет — увидишь. А теперь — прощай, — произнеся эти слова, старец рассыпался в прах, словно старый трухлявый пень.
Зажав в ладони заветный камушек, Арник поспешил присоединиться к группе.
Дорога к посёлку Калевала петляла среди ламбушек, речушек и топей. Чем дальше к Северу, тем меньше встречалось населённых пунктов. Путешественники притихли и наслаждались величием природы — они словно перенеслись из цивилизации в заповедные места и не смели нарушить её первозданный покой.
Арник молчал. Дед не узнавал непоседливого внука — за сутки тот не проронил ни слова. Забеспокоившись, спросил:
— Внучек, а куда это ты ходил на Ведьминой горе? Как раз в то время туристы слышали какой-то треск, гул. Как пояснил проводник, это рассыпался один из старинных сейдов* - такое иногда случается в тех местах.
Мальчик наконец очнулся от своих дум и, подавая деду чёрный камушек, тихо проговорил:
— Вот там я и был. Ты можешь мне не поверить, но я видел старого колдуна, который появился из рассыпавшегося валуна. Он мне дал этот камушек.
— Это шунгит, очень интересный минерал, — сказал дед. — В лаборатории, где я работал, мы одно время его изучали. Некоторые специалисты уверяют, что он образовался миллионы лет назад, когда на Земле ещё не было биологической жизни. В шунгите учёные обнаружили фуллерены — особую форму существования углерода. Фуллерены могут переходить в воду и придавать ей особые свойства.
— Дед! Но ведь углерод — основной элемент, из которого состоят живые существа. Наверное, шунгит и шунгитовая вода таят в себе много секретов.
— Ты прав, секретов хватает. Интересно и то, что залежи шунгита обнаружены только в Карелии. Сейчас его активно изучают и уже используют в нанотехнологиях. У этого минерала большое будущее.
Разговор прервался — автобус прибыл в центр посёлка Калевала. Экскурсовод пригласил путешественников побывать в парке «Дух Калевала». Здесь Арник узнал, что Калевала означает имя эпической страны, в которой жили карельские народные герои. Такое же название имеет сборник карело-финского поэтического эпоса, состоящий из 50 рун-песен. Собрал эти песни финский языковед Элиас Лённрот.
Оказалось, что жители древней страны Похъёлы, хозяйкой которой была колдунья Лоухи, селились по берегам Топозера — моря, как его тогда называли. Это были саамы. В переводе с языка саамов, лоухи означает «скала, глыба».
Вдруг среди деревьев мальчик заметил женщину в старинном наряде. На плечах у неё был наброшен ярко-красный наплечный платок. В правой руке она держала длинную тонкую трость с набалдашником, который призывно сверкал.
Арник незаметно отстал от группы и, приблизившись к женщине, спросил:
— Кто вы? Зачем зовёте меня?
Женщина удивилась:
— Я тебя не звала. Я изображаю старуху Лоухи. Сейчас подойдут другие артисты, и мы будем готовиться к костюмированному представлению. Мы хотим вернуть доброе имя одной из главных героинь карельского эпоса — колдунье Лоухи.
— Скажите, а настоящие колдуны саамов живы до сих пор? — спросил мальчик.
— Этого никто не знает. В древние времена у саамов было много сильных колдунов, они ведали знаниями, о которых наши учёные даже не подозревают, — ответила женщина. — А зачем тебе нужны колдуны?
— Мне они не нужны. Я ищу Лоухи. Вы не знаете, где она живёт?
— Да ты настоящий фантазёр, — улыбнувшись, сказала женщина. — Старики рассказывают, что их пра-прадеды видели Лоухи на небольшом островке, каких множество на одном из наших озёр.
— А где-то озеро?
— Как выйдешь из парка, так и увидишь его, — ответила актриса и поспешила навстречу людям в национальных одеждах.
Арник побежал на окраину парка и вскоре очутился перед озером. Невдалеке от берега виднелось несколько островков, поросших деревьями. Среди груды камней, купающихся в прозрачных водах, мальчик приметил лодку. Не раздумывая, он вскочил в судёнышко.
Казалось, лодка только этого и ожидала — она уверенно обошла валуны и направилась к островам. Подплыв к одному из них, остановилась на мелководье.
Ноги сами несли Арника куда следует. Через некоторое время он наткнулся на вход в пещеру. Удивительно, но возле лаза не было никаких зарослей, скрывающих его. Лишь полянка цветущего северного вереска завлекала в таинственный мир легенд и сказок.
Что еще почитать по теме?
Какие тайны Карелии привлекают сказочников и фантастов?
Почему «Калевала» была создана в первой половине XIX века?
Шунгит: как используют минерал для очистки воды и лечения?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...