Андрей склонился над учебником.
«Ну и как тут разобраться? Виды связи слов в словосочетании. Родители от Сети отлучили. Нет, ну их понять можно: кому приятно, когда в школу вызывают. А я только начал осваивать режим хардкора в майнкрафте…»
Словосочетание — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества предмета, действия и др.)
«Те, кто эти правила выдумывает, сами их понимают? А мне сегодня Машка лайков наставила. А что, Машка классная, хотел ей смайлик отправить, а тут…»
В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании — согласование, управление, примыкание…
Андрей закрыл глаза, пытаясь представить эти виды связей, но вместо правил русского языка почему-то вспоминалась ссылка на новый фильм, который он так и не успел посмотреть, новый смартфон друга, фото Машки.
— Эй, горемыка, никак не разберешься? — раздалось сверху.
На полочке над рабочим столом сидел… нет, сидело странное существо. Представьте квадратное туловище, напоминающее увесистый томик книги, куб вместо головы, руки-карандаши и ножки-линейки.
Представили? И вот этот странный субъект смешно хмурил бровки-галочки, размахивал своими карандашами и вообще вел себя довольно нервно.
— Ты кто? — мальчику казалось, что он очутился в какой-то новой игре.
— Все об играх думаешь? А знания? Учебный я, — гость легко спрыгнул на стол.
— Кто-кто? Учебный?
— Ну и молодежь пошла. Учебный. Бывают Домовые, бывают Лешие, а я — Учебный.
— Домовых не бывает, а про Учебных в первый раз слышу.
— А кто же я, по-твоему? Я вот все про тебя знаю. Знаю, что неприятности у тебя, трудно тебе обучение дается.
— Тоже мне новость. Попробуй разобраться в этих связях.
— Да что пробовать-то? Все просто, — Учебный рассмеялся и даже в карандашики захлопал.
— Просто? Да я в играх легко на любой уровень выхожу, а эту грамоту освоить не могу.
— Представь, — голос гостя стал тихим, спокойным, — представь, что это не слова — люди.
— Люди? Живые люди?
— Да, живые люди. Люди встречаются, общаются, между ними устанавливаются отношения, связи. Чаще всего в отношениях кто-то главный, а другой — зависимый. Замечал?
— Замечал, — пробурчал мальчик. Ему совсем не хотелось думать о зависимых в отношениях, но почему-то вспоминалось, как подражал своему другу Сереге.
— Так вот, первый вид связи — согласование, когда зависимое слово уподобляется главному. Главное меняется — и зависимое меняется вместе с ним: захватывающая игра, красивая девочка.
— Это что-то вроде кто-то подписался к какой-то теме и подписал товарища?
— Не совсем, — тяжело вздохнул Учебный. — Друг выучил правила, и приятель тоже освоил грамоту. Они стали грамотными, изменились оба. Понимаешь? Смотри: захватывающая игра, думать о…
— Захватывающей игре. Понял, изменились окончания.
— Да, оба слова склоняются и меняют форму.
— Красивая девочка. Пойти к…
— Красивой девочке.
— Второй вид — управление. Форму зависимому слову придает лексико-грамматическое значение главного слова.
— Все, я запутался. Что такое лексико-грамматическое значение?
— На самом деле тут объединены два понятия. Лексическое значение, если просто, это само значение слова. Например, учебник. Что такое учебник?
— Книга…
— Не просто книга, а обучающая книга. А грамматически слово «учебник» относят к существительным, со всеми вытекающими.
— А что из учебника вытекает? — недоуменно спросил Андрей.
— Вытекает-то много, но беда, что не во все головы втекает, — Учебный так заразительно смеялся, что мальчик не выдержал, прыснул.
— Вытекает не из учебника, а из существительного с заданными характеристиками — род, число, падеж, а соответственно, употребление с определенными предлогами. Ну и форма, конечно, куда без нее — меняющаяся часть слова.
— Окончание!
— Правильно! Лексических значений очень много, сколько слов, столько и значений, а вот грамматические строго определены.
— Это что-то вроде родителей вообще и моих — Анастасии Львовны и Кирилла Петровича.
— Слушай, — гость перешел на доверительный шепот, — тебе когда-нибудь говорили, что ты гениальный ребенок? Нет? Зря. У тебя замечательные способности к языку. Управление очень похоже на отношения родителей и детей, как я сам до этого не додумался? Главные что-то требуют и требуют от зависимых. «Любовь к близким, нести ранец».
— Я понял!
— И, наконец, третий вид связи или отношений. Примыкание. Тут совсем просто. Зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. То есть о связи слов говорит только интонация, значение. «Отлично учиться, правильно отвечать».
— Допустим, мальчику нравится девочка, а девочке мальчик. Они стараются делать вид, что безразличны друг другу, но окружающие все равно замечают?
— Я тебе уже говорил, что ты способный? Говорил? Помни об этом!
Мальчик открыл глаза. Надо же, уснул. Учебный, слова как люди — приснится же.
- Посмотрим, что у нас тут в задании. Легкие облака, синее платье, новый автомобиль. Все ясно, надо просклонять: о легких облаках, о синем платье, о новом автомобиле. Все понятно, это согласование.
- Читать книгу, решимость к действию. Главное-то как раскомандовалось! Разумеется, управление.
- «Медленно читать, долго сидеть». А эти слова делают вид, что не зависят друг от друга, друг друга не меняют, а связь угадывается по смыслу. Примыкание!
Откуда-то сверху раздались тихие хлопки, будто кто-то стучал карандашиками.
Спасибо, Елена!
Ваши статьи полезны и легко принимаются.
С уважением,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан-Черногор, спасибо! Скоро должна выйти "Сказочная фонетика" для малышей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как знаток языка скажите, что общего между гимнастёркой и гимнастикой? Разве удобно в ней выполнять гимнастические упражнения?
Оценка статьи: 4
0 Ответить