Елена Гвозденко Грандмастер

Кто такая царица Лингвистика? Обучающая сказка. Часть 3

«Ж-Ж-Ж», — внезапно раздалось над самой головой.
— Бежим быстрее, это пчелы, они пребольно жалят, я помню, — Филимошка потянул Сашу за рукав.

Фото: Depositphotos

Перейти ко второй части обучающей сказки

— Никуда бежать не надо, это вовсе не пчелы, вы просто услышали мысли, — Фонетика присела на лужок вместе с гостями.

— Как это мысли? Мысли не умеют говорить, они живут в голове и их невозможно услышать, — домовенок снисходительно посмотрел на Фонетику.

— Почему же нельзя? Вы же в волшебном дворце, здесь многое можно. И не только услышать, но и увидеть. А давайте поиграем? Вы сможете сами убедиться. Ну что, посмотрим, о чем Саша думает?

Фонетика хлопнула в ладоши, и… перед приятелями возник огромный пустой бассейн.

— Это я, наверное, подумал, — сказал Саша, — я очень хочу записаться на плавание, но бабушка говорит, что бассейн далеко от нашего дома.

— А почему он пустой? — проговорил Филимошка, присев на бортик.

В тот же миг вода стала заполнять огромную чашу. Неожиданно Саша оказался в самой середине. Он выныривал и опять погружался под воду

— Спа… То… — кричал мальчик.

— Он не умеет плавать, он не умеет плавать, — домовенок беспокойно бегал по краю.

— Подумай, что умеет, просто подумай.

Филимошка зажмурился, его губы зашевелились, а когда открыл глаза, Саша стоял рядом.

— Поосторожнее с мыслями-то, — ворчал он, — не вздумай думать о волке! Только о волке не думай!

Саша даже голову обхватил руками, но ничего не вышло. По тропинке навстречу нашей троице бежал самый настоящий волк. Хорошо еще, что перед самым путешествием мальчик прочел книжку о добром волке, друге Ивана-Царевича. Приближающийся явно был из той сказки. Он весело помахал хвостом, приветствуя наших героев, а затем скрылся в небольшой рощице.

— Ух, ну и мысли у тебя, — выдохнул домовенок.

— Опасно с вами играть, — улыбнулась принцесса, — но мысли у Саши — самые обычные. Сначала он увидел образ, который сразу же и возник. Образ — это незаконченная мысль, только часть ее. У этого образа есть имя.

— Совсем как у нас?

— Да, как у вас. Имя образа — СЛОВО. Потом у Филимошки возник другой образ, отличительный признак этого бассейна — ПУСТОЙ. Пустой бассейн. И он произнес: «Почему он пустой?». А это уже предложение, оформленная мысль.

— Я понял. Это как игра в кубики, из разных слов, как из кубиков, составляется предложение — башня.

— Я тоже хочу оживлять образы и мысли, — домовенок даже приплясывал от нетерпения.

— Хорошо, теперь ты попробуй, — разрешила Фонетика.

В тот же миг лужайку накрыла тьма. Деревья, цветы, небо — все будто под черным занавесом оказалось.

— Мне страшно, — прошептал Саша, — мы где?

— Ничего страшного. Я вам загадку загадаю, — голос Филимона стал таинственным.

«Тук — тук — тук», — раздалось очень тихо. В тот же миг другой голос стал подпевать: «у — у — у — у». От этой песни становилось так грустно, так тоскливо, что мальчик захныкал. А Филимошка будто не замечал. Он включал и включал новые звуки. «Шур-шур, скрип-скрип», — раздавалось со всех сторон. Наконец принцесса хлопнула в ладоши, и мир опять стал светлым.

— Разгадали? — глазки домовенка так и сверкали хитринкой.

— Мне страшно было, — честно признался мальчик, — стемнело.

— Правильно, так ночь же.

— Потом кто-то стучал, выл, шуршал и скрипел.

— Стучала ветка в окошко, выла вьюга, шуршали мыши, а скрипела кровать под моей хозяйкой. Это я дом свой вспомнил в деревеньке. Эх, хорошее времечко было.

— А теперь я загадаю, — Фонетике игра понравилась.

Лужайка приобрела какой-то сказочный, розовый оттенок.

— Ой, розовое, — мальчик даже замер.

А мир, между тем, продолжал менять краски — розовый, красный, зеленый, синий. Наши герои смотрели как зачарованные на превращения до тех пор, пока все не стало привычным, многоцветным.

— Ой, колючий, — домовенок поежился. Мальчик тоже почувствовал прикосновение колкого неведомого. Ощущения от прикосновения менялись: стали холодными, потом теплыми, уютно-пушистыми.

— Какие же разные образы удалось нам показать? Давайте вспомним, — обратилась принцесса к своим гостям.

— Сначала были бассейн и волк, их Саша придумал, — первым ответил Филимошка.

— Бассейн и волк, слова-образы, обозначающие предмет.

— И волк — предмет? — недоверчиво протянул мальчик.

— Да, все слова — предметы отвечают на вопросы: кто и что. Есть одушевленные предметы: волк, Филимон, ты, Саша, я, моя мама — царица Лингвистика.

— Я понял, все живое. Оно отвечает на вопрос «кто?», — догадался домовенок.

— И все остальные предметы. Они на вопрос «что?» отвечают, — не отставал Саша.

— Есть образы действия. Их нам Филимон показал: стучит, шуршит, скрипит, воет. Попробуйте подобрать вопрос к этим словам.

— Что делает? — робко протянул мальчик.

— Какие способные гости у меня сегодня, — Фонетика не сдерживала радости. Она пританцовывала, весело хлопала в ладоши.

— А как же быть с вашими образами? Это тоже слова? Это розовое, красное, синее.

— И еще колючее, холодное, теплое, пушистое, — напомнил Филимошка.

— Да, это тоже образы, они связаны с предметами и отвечают на вопросы: «какой», «какая», «какое», «какие».

— Я понял. Это слова, которые объясняют, чем один предмет от другого отличается, — Саша задумчиво смотрел на Фонетику. — Я прав?

— Да, ты очень верно заметил. Поэтому и считается, что они отображают ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

— А я игру придумал, — домовенок не желал отставать, называется «КАКИЕ». Я загадаю слово-предмет, а вы будете называть его признаки. Сыграем?

— С удовольствием, — хором ответили Фонетика и мальчик.

— Небо!

— Голубое, солнечное, — мальчик явно торопился обогнать соперницу.

— Хмурое, дождливое.

— Серое, холодное.

— А небо холодное? — усомнился домовенок.

— Мне почему-то кажется, что холодное, — неуверенно произнес Саша.

— Тогда засчитывается.

— Далекое.

— Высокое, — не отставал ребенок.

— Грозное.

— Красивое!

— Будем считать, что Саша выиграл, — улыбнулась Фонетика. — А теперь давайте поиграем в мою игру. Мысли-предложения. Я придумаю слово-предмет, а вы — подходящий к нему признак и действие. Все понятно? САША.

— Что Саша? — не понял мальчик.

— Слово-предмет «Саша».

— Умный, — протянул домовенок.

— А я не могу о себе придумывать, — смутился мальчик.

— Учится, — добавила принцесса.

— «Умный Саша учится». Здорово! А теперь про меня. Филимон, — произнес домовенок значительно, даже на пенек забрался, чтобы казаться выше.

— Скромный, — пошутила Фонетика.

— Хвалится, — рассмеялся Саша. — Скромный Филимон хвалится.

— Не играю я с вами. Да и вообще домой пора, Панкрат заждался, наверное.

— Ой, мы и правда, загостились. Бабушка переживать будет. У вас здесь так интересно.

— Буду ждать вас, еще так много можно показать, — Фонетика открепила один из колокольчиков со своего платья. — Это подарок. Возьмите. Это не простой колокольчик, а волшебный. Стоит прозвенеть три раза, в тот же миг окажетесь в нашем царстве. Прощайте!

— Прощайте! — Саша тайком смахнул слезинку, а домовенок уже доставал волшебный клубочек.

Вечером за чаем с бубликами Филимошка рассказывал Платону о путешествии. Старый домовой внимательно слушал, не перебивая, лишь изредка завистливо покачивал головой.

Что еще почитать по теме?

Как Волшебное перышко помогло научиться читать? Обучающая сказка
Что нашептал волшебный лес? Обучающая сказка-квест на развитие фонематического слуха
Как легко выучить виды связи в словосочетаниях? Обучающая сказка

Обновлено 7.10.2017
Статья размещена на сайте 23.09.2017

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: