Ляман Багирова Грандмастер

Питерские зарисовки. Что скрывает «Розовый кролик»?

Берегите воспоминания, они сохранят вам память.
М. Генин

Шиллер сказал, что миром правят две силы — любовь и голод. Не буду спорить. Если есть еда, а нет любви, то еда не в радость. Но одна только любовь, да еще в больших порциях, никак не вяжется с недоеданием. В общем, это два сообщающихся сосуда, на совместной деятельности которых построен и пока еще существует мир.

Фото: pixabay.com

Но во второй день моего пребывания в Питере перспективы на эти две силы были отнюдь не радужными. Любви я новой не искала, а вот голод одолевал все сильнее. Но обо всем по порядку.

Отчего-то наши доблестные стражи порядка в аэропорту не разрешили взять с собой в самолет еду. «Не беда, — решила я, — куплю продукты на месте». И в самом деле, перекусив в самолете и пообедав по приезде в кафе, я была вполне довольна жизнью. Теплый, уютный номер в хостеле, чай с конфеткой, газета с кроссвордом — что еще нужно, чтобы скоротать вечер?..

Ранним утром следующего дня я проснулась свежа и бодра и сразу же решила схватить быка за рога, т. е. совершить продовольственный вояж.

— Володя, — обратилась я к администратору, и голос мой был серьезен и торжественен, — где здесь можно раздобыться продуктами, ну, там хлеб, сыр, лапша?

Володя — улыбчивый светловолосый парень двухметрового роста — задумчиво почесал в затылке:

— Вообще-то, на Невском продуктовых я не видел, разве что Елисеевский. Но туда только как в музей сходить. Так полно же кофеен, булочных, столовых, везде можно подкрепиться.

— Это так, — гнула я свою линию, — но мне все же привычнее завтракать дома, а потом уже и в столовой можно пообедать. Да и мало ли — хоть немного хлеба и сыра должны быть на кухне, вдруг захочется перекусить.

— Тогда так, — еще более задумчиво протянул Володя. — Это Вы сейчас выйдете из хостела, и по правую руку от Вас будет Большая Конюшенная. Идете вдоль нее по правой стороне, никуда не сворачивая. И дойдете до круглосуточного супермаркета «Реал». Там довольно приличные цены и выбор неплохой.

Сказано — сделано! И в восемь часов утра, в субботу я ретиво отправилась на поиски супермаркета. Большую Конюшенную нашла сразу, благо она была за поворотом от хостела, теперь оставалось дойти до маркета.

Воздух звенел, земля поскрипывала под ногами. Снега не было, но — о, кому ведомо предчувствие зимы, поймут меня! — он был на подходе, еще не рожденные снежинки легко покалывали кожу. Чувство это было волшебным, опьяняющим, словно не ожидание снега, а его предтеча. Невозможная, невероятная легкость бытия!

Пробежав мимо театра эстрады, нескольких церквей и ряда бутиков, я поняла, что заплутала. Вожделенного «Реала» не было и в помине, и как назло, не было ни души, у кого можно было бы спросить. Я три раза пробежала по Большой Конюшенной — «Реала» нет, хоть тресни!

Может, я что-то не так поняла? Однако возвращаться в хостел не хотелось. «Поищу еще, не мог же он испариться», — решила я и вновь припустилась легкой рысцой. Благо на голодный желудок бежать легко.

Домчавшись таким образом до Малой Конюшенной, я остановилась в недоумении. Редкие прохожие и слыхом не слыхивали ни о каком «Реале». Я же твердо помнила — держаться надо по правую руку от хостела. Но дальше уже Грибоедовский канал, выход на Большую и Малую Морскую, а там и Дворцовая площадь. Ничего себе — пробежка в поисках «Реала», хотя ему в свете сегодняшнего дня следовало бы называться «Ирреал»!

Можно, конечно, было позавтракать в одной из бесчисленных кофеен, но тут уже мне вожжа под хвост попала — найду продуктовый магазин во что бы то ни стало! В конце концов, мне нужен дома хотя бы хлеб.

Порядком обозленная возвращаюсь на Невский. Уже не бегу, лечу стремительно! Вдруг взгляд падает на неоновую вывеску «Розовый кролик». В мозгу мгновенно вспыхивает цепочка: «Крольчатина — диетический продукт. Скорее всего, это магазин диетических продуктов. Какая разница — пусть будет не сыр, а диетический творог и какой-нибудь низкокалорийный хлеб. Неважно, на завтрак сойдет!»

Не знаю, каким образом мое оголодавшее сознание выдало мне именно такую схему расшифровки названия. О том, что под «Розовым кроликом» может подразумеваться нечто отличное от диетических продуктов, мне и в голову не пришло.

На всех парах скатываюсь по лестнице в подвальное помещение и чуть не сшибаю с ног колоритного работника. Он поднимается по ступенькам — в майке, джинсах, с каким-то ведром в руках. На открытых участках его тела нет ни единого живого места — все в татуировках. Особенно живописно выглядит татуировка на лбу — почти как фероньерка в уборах XIX века.

Кажется, он поражен моей стремительностью и даже не обращает внимания, что я выбила у него из рук ведро. Я же влетаю в магазин и… — еще не понимание, но предтеча, предтеча понимания! — начинаю соображать, что это не совсем магазин продуктов, вернее, вообще не магазин продуктов.

— Простите, — бормочу я и начинаю пятиться назад, — кажется, я не туда попала.

— Мадам, — бархатным басом-кантанте произносит он, — куда же Вы? Вот здесь самое интересное!

И уютным жестом доброй хозяйки он гостеприимно распахивает передо мною дверь.

Не знаю, как поделикатнее описать то, что увидела за нею. На стенах, словно солидные охотничьи трофеи, висели муляжи… В общем, ни дать ни взять, яркая иллюстрация того, что великий А. С. Пушкин так озорно описывал в своей сказке «Про царя Никиту и сорок его дочерей».

— Простите, — выпаливаю я и, во второй раз вышибив ведро из рук обалдевшего работника, бегу стремглав, подальше от этого пикантного места.

Я неслась так стремительно, что моей прыти позавидовал бы сам Великий комбинатор Остап Бендер. А ведь именно он «несся по серебряной улице легко, как ангел, отталкиваясь от грешной земли». Улица при морозе в минус восемь действительно казалась припорошенной серебром, ну, а я в своей белой шубке, возможно, и смахивала на ангела, только очень смущенного и голодного.

Через сорок минут мне наконец удалось обнаружить злополучный «Реал». Большой магазин в подвальном помещении и с не очень приметной вывеской. Оказывается, я несколько раз пробежала мимо него и не заметила.

Накупив хлеба, плавленого сыра, лапши и кофе, довольная, уставшая и немного замерзшая возвращаюсь в хостел. Ур-ра! Праздник живота, торжество вкуса! Любимый завтрак — кофе с лимоном и сахаром, черный хлеб и сыр — что может быть лучше?!

И вот апофеоз! Сижу на теплой кухне, любуюсь морозным пейзажем за окном, намазываю ломтик душистого черного хлеба плавленым сыром с грибами, делаю глоток огненного кофе и… начинаю хохотать.

— Что с Вами? — недоуменно любопытствует Володя. Он как раз вышел из своей администраторской на кухню.

Я машу рукой, делаю знак, что все в порядке. Ну, не буду же смущать мальчика описанием происшествия в «Розовом кролике». Володя озадачен.

— Нашли магазин быстро? Трудностей не было?

Меня сражает новый приступ смеха, но киваю ему, что, мол, да, нашла быстро, а смеюсь, потому что вспомнила какой-то забавный анекдот.

— Я же говорю, — удовлетворенно улыбается Володя, — ничего сложного. По Большой Конюшенной по правой стороне и упираетесь в «Реал». Мы всегда там отовариваемся.

— Там и буду теперь покупать продукты, — улыбаюсь я. — Только там.

Приехавшая через два дня подруга долго смеется над этим курьезным случаем и потом философски изрекает:

— Бедная голодная девочка! Диетической крольчатинки захотела — и на тебе! Да еще до полусмерти перепугала несчастного работника. Это надо же: два раза ведро вышибла у него из рук!

— Будет тебе, — смеюсь я в ответ. — «Розового кролика» на Невском, 20 запомню надолго.

…Маленькие забавные воспоминания. Они как снежинки оседают на площадях нашей памяти. Они берегут ее. Они позволяют нам обращаться к страницам нашей жизни с умилением, с улыбкой — и в этом их ценность и тонкая горьковатая сладость. Словно сладкое пирожное с легким ароматом горького миндаля. Да, прошли, минули, но ведь были же и подарили крупицу веселья! Спасибо за то, что были…

Статья опубликована в выпуске 4.02.2019

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Магдалина Гросс Магдалина Гросс Профессионал 6 февраля 2019 в 11:20 отредактирован 6 февраля 2019 в 11:21

    Если бы я увидела название "Розовый кролик", первое, что мне пришло бы в голову - это магазин для маленьких детей, в частности - для девочек. Потому что детки очень любят всё пушистое и мягкое.
    Ну, ошиблись, с кем не бывает...

    Оценка статьи: 5

  • Ляман, спасибо за статью!
    Пробудили воспоминания более чем полувековой давности, когда после окончания ВУЗа, часто посылали в командировку в Ленинград. На Невском тьма кафе, где впервые испробовал макароны с твердым сыром, не было вопросов с питанием. Нравилось пройти по Невскому от дворцовой площади до памятника Александру III,а потом его убрали со староневского проспекта.
    Мне импонирует факт Вашей жизни в Азербайджане, где я учился в школе (г.Казах). Расположен город на высоком плоскогорье. Спуски из города на дороги, ведущие в Баку, Ереван и Тбилиси занимают не менее 100 метров высоты и под солидным углом. Чистая природная достопримечательность. Школа, детсад, банк - рядом. Забыл язык, одни школьные стихи остались в памяти.
    Почему бы Вам не съездить в Казах? Ночь в поезде до Акстафы, потом 10км. Хороший возможен рассказ. Будут вопросы - отвечу.

    Оценка статьи: 5

    • Леонид Котляр, спасибо Вам большое. Рада встретить земляка. В Казахе я была, но проездом. В марте 2017 года поехали на автобусе в Тбилиси, и проезжали мимо Казаха, но ночью, поэтому там не остановились.
      Если удастся съездить в ближайшее время, непременно опишу поездку.
      Вот о Шеки написала в рассказе "Нота си"
      А со мной в отделе работает женщина, родом из Казаха, из селения Шихлы. Бывали в нем?

      • Ляман Багирова, спасибо за столь быстрый ответ. Селения Шихлы не помню, рядом с городом было село Аг Кюйняк, т.е. белая рубашка, мама там преподавала русский язык допризывникам 1 год. В Тбилиси (95км) нас часто возили на экскурсии по местам издания газеты Брыдзола, сильное осталось впечатление. Статью "Нота си" завтра прочитаю, и Вы сможете ознакомиться с моим рассказом о КАМАЗе.

        Оценка статьи: 5

    • Леонид Котляр, на Невском БЫЛА тьма кафе. При СССР.
      Памятник Александру III убрали с площади Восстания в 1937, а в 1927 его заключили в клетку.
      Когда Вы его там ухитрились увидеть?

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, памятник Александру III стоял в конце староневского проспекта в 1962 году, затем его наблюдал под навесом Эрмитажа (год не помню), но в клетке его не видел.
        Конечно, Вы правы о многих кафе на Невском при СССР.
        Прошу Вас также следить за своим текстом: убрали с площади Восстания в 1937, а в 1927 его заключили в клетку.

        Оценка статьи: 5

        • Леонид Котляр, человеческая память - странная штука.
          Сейчас я устойчиво помню центр города где-то с 70х.
          И Александра Третьего, приткнувшегося у Мраморного Дворца. Который тогда, кажется, был музеем Революции.
          А про 27 и 37 я в Википедии прочитал:
          Сразу после Революции на памятник А-3 у вокзала налепили табличку с эпиграммой от Демьяна Бедного. В 1927 - заключили его в клетку (не знаю, насколько надолго), а в 1937 сняли и запрятали в запасники Русского музея.

          И у меня есть не воспоминание, а какое-то странное эхо, будто в те времена, когда меня еще по улицам в центре города водили за ручку (в те самые 60е), вроде, когда мы ходили в Русский музей, то проходили мимо него ко входу с музей задворками - и там я, вроде бы, видел А-3, но без постамента, во внутреннем дворике музея. Но было ли это - или там было что другое...
          А вот А-3 во дворе Мраморного Дворца в 70е - это помню точно.

          А в конце Староневского у Александро-Невской лавры - стоит уже 17 лет Александр Невский. Но в 60е его там еще не было

          Оценка статьи: 5

          • Ляман Багирова Ляман Багирова Грандмастер 6 февраля 2019 в 09:46 отредактирован 6 февраля 2019 в 09:46

            Игорь Вадимов, О!!!! Помню памятник Александру 3-му во дворе Мраморного Дворца. Очень фундаментальный, мощный.
            А вот памятник Николаю 1-му мы не увидели. Был в лесах или в клетке, какие работы восстановительные велись.
            Поразил памятник Петру Первому в Петропавловском Соборе. Работы Шемякина. Там царь такой маленький, без парика. Теперь понимаю, почему Балуев в фильме Завещание изобразил его таким. Видимо за основу взяли именно этот портрет

            • Ляман Багирова, в 90е годы дали волю всяким диссидентам от скульптуры, уехавшим при СССР.
              Вот они и расстарались, показать жителям СССР свое мастерство.
              Вышло плохо. Тот же Шемякин, что карикатуру на Петра Первого в Петропавловке поставил, еще напротив Крестов на набережной какой-то тихий ужас разместил - скелетовидных сфинксов. И еще что-то в городе.
              А Петр Первый в Петропавловке - я смотрел его интервью на эту тему.
              Он сказал, что лицо Петра - посмертная маска. А все остальное - он решил, что Петр так выглядел.
              Т.е. весь памятник - 5% документалистики и 95% пакостного воображения.

              Оценка статьи: 5

              • Игорь Вадимов, вот-вот! Мне этот памятник абсолютно не понравился. Мы еще с подругой обошли его кругом, все пытались догадаться, отчего он такую непрпорциональную фигуру сделал. Ну, допустим, взял за основу, что у Петра по воспоминаниям современников были маленькие ступни ног и маленькая голова при огромном росте. Так ведь, простите, зачем делать акцент на какой-то аномалии во внешности? На всех известных портретах Петр выглядит статным и видным. То, что Шемякин взял за основу посмертную маску, сделанную Растрелли - опять нелогично. Расстрелли-то только маску снял с покойного человека. И с Пушкина маску снимали, тем не менее не изображали его по маске уродцем каким-то. Зачем надо было это делать? Смысл? Показать, что Петр в свои 52 года был уже глубоко уставшим, насквозь больным и лысым стариком? Так ведь и усталость и старость можно показать благородно,ЛЮБЯ человека, которого изображаешь. ЛЮБЯ! В скульптуре Шемякина любви к Петру нет, есть больше стремление показать себя, мол, глядите, какой я оригинальны: все при параде Петра изображают, а я вот так могу. И еще эдак.
                Вот скелетовидных сфинксов около Крестов не видела, слава Богу. А настоящих на Набережной напротив Академии Художест - ДА!

                • И вдогонку, Ляман Багирова.
                  В перестройку был анекдот "государство повернулось к человеку лицом и человек заорал от ужаса" -- так вот он возвращается к своим изобретателям бумерангом -- "диссидентские творцы раскрыли свою душу людям - НУ И ГАДОСТЬ! НУ И ВОНЬ!"

                  Оценка статьи: 5

                • Ляман Багирова, как по мне, так Шемякин просто показал себя, как скульптора.
                  Мужик он может быть и смелый и оригинальный и вообще молодчина. Мог бы работать сварщиком или штукатуром, или в литейном производстве.
                  А как скульптор - пустое место.
                  Но он, в силу ГИГАНТСКОГО самолюбия все же считает себя великим скульптором.
                  Его же после выезда из России хорошо подкормили в США. Кормили его как флаг диссиды, а он, по глупости, поверил, что - за великие скульптуры.
                  Вообще -его скульптуры будут стоять в Лувре, Британском музее когда забудут и Микеланджело и Челлини и Родена - НО НЕ РАНЬШЕ.

                  Оценка статьи: 5

            • Ляман Багирова, вернули Вы меня к студенческим воспоминаниям. Преподаватель строительного дела (общетехнический предмет металлургического ф-та) рассказывал, что Николай 1-й - самый кровавый царь России, но памятник ему невозможно сносить. Таких памятников, с опорой коня на две точки, в мире только два. Второй, в Рио-де-Жанейро, национальному герою.
              Остальное, от Пушкина, Вам известно - дурак умного догоняет, да Исакий мешает. Всегда, при каждом заезде, осматривал эти памятники. Давненько это было.

              Оценка статьи: 5

              • Леонид Котляр, Да Николая Первого называли Палкиным. Но другое прозвище его было - Незабвенный. А вообще удивительны прозвания: Петр Великий, Екатерина Великая, Александр Благословенный, Николай Незабвенный, Александр Освободитель, Александр Миротворец Николай Кровавый