Когда-то, в самом начале 70-х годов теперь уже прошлого века, мне довелось служить срочную службу в горах Тянь-Шаня «на точке» — передающем центре радиостанции большой мощности. Нас там было всего четыре человека и я был старшим. Единственным развлечением, помимо службы и боевого дежурства во время так называемых «радиодней», была охота на барсуков и перелетных уток, да встречи с кочующими мимо нас по горным пастбищам «джайлоо» чабанами.
С одним из них, Сулпу, мне удалось крепко подружиться. Познакомились мы при необычных обстоятельствах. Он находился недалеко от нас, когда его жена рожать собралась. Обычно чабан поставит где-нибудь в удобном месте юрту и кочует вокруг неё неделями, пока бараны всё вокруг не съедят и не загадят. Если далеко отара ушла, ночует в горах, завернувшись в кошму, а жена в юрте остаётся на хозяйстве с маленькими детьми, кого по-малолетству ещё в интернат не пристроили. Потом опять куда подальше откочёвывают.
И вот однажды Сулпу прискакал к нам и попросил помощи. Пока я по радиостанции вышел на гражданские частоты «Скорой помощи», пока то, да сё… Пришлось самому принимать активное участие. Воды уже отошли и хорошо, что вспомнил Максима Горького. Он всё подробно описал в своё время в каком-то своём рассказе: «сначала нужно перевязать пуповину, а уж потом — перерезать».
Спасибо классику, я это запомнил и ничего не перепутал. Остальное получилось само собой. «Принял» в лучшем виде орущего пацанёнка, куда же я денусь… Пятеро дочек было тогда уже у Сулпу, а тут — сын! Рымкулом назвали.
Так я узнал поближе жизнь чабанов.
Отару в колхозе чабан получает обычно в 400−600 голов и гоняет её по горам месяцев десять. Ему ещё и многочисленная родня подгоняет всех своих четвероногих «до кучи». Отара в итоге получается гораздо больше 1000 голов. А чабан один. Он на лошади, да верная пастушья собака. Иногда повезёт и дадут кого-нибудь в колхозе в помощники, но это получается не всегда.
Вот мне после необычного знакомства и удалось ради развлечения бывать иногда помощником чабана, «сакманщиком» по-киргизски.
Запомнился один случай…
Уже ближе к вечеру перегоняли отару в ущелье через горную речку. Овцы обычно идут за бараном-вожаком, а его направляет сам чабан. Сзади отару подгоняет овчарка, кусая за зады отстающих овец. Но во время переправы стадо растягивается на сотни метров, в тонкую ниточку, ведь место переправы довольно узкое, а движение должно продолжаться непрерывно.
Вроде бы все переправились, но умная собака начала раз за разом привлекать лаем и своим поведением наше внимание. Поскакали вслед за ней назад к речке. Оказалось, что одну овцу снесло быстрым течением ниже переправы и она уже не смогла самостоятельно выбраться на берег: шерсть намокла непосильным грузом, а собака, пытаясь заставить её двигаться, разодрала её сзади всю глубоко в кровь.
Мы вытащили её на берег, но она уже закатывала глаза. Взгляд её ни о чём не просил, он был печальным и покорным. Это были глаза беспомощного и обречённого существа, знающего от рождения свою судьбу и изначально смирившегося с несправедливостью своей жизни.
Сулпу добил её одним взмахом ножа. Мяса у нас тогда было достаточно, да и времени возиться с тушей не было совсем. Подступали сумерки, ведь ночь в горах наступает мгновенно. Чабан отрезал только ухо с колхозным тавром, да и то после моего напоминания. Мол, пригодиться может при сдаче отары, если придётся отчитываться при недостаче овец.
Вот тогда Сулпу и рассказал мне всю пастушью высшую математику.
Существовал план: от 100 овцематок необходим был приплод к концу сезона в 92 ягнёнка. У каждого колхозного барана или овцы для учёта клеймо стоит на ухе.
Было в начале сезона 100 колхозных овец, значит, к концу чабан должен пригнать вместо каждой сотни 192 овцы — вот и вся нехитрая арифметика. А во время выпаса никто овец и не считает, не те масштабы.
Обычно перед сдачей отары уже в колхозе считали всех баранов с клеймом, потом добавляли и клеймили до нужной цифры ещё какое-то количество и получал пастух то, что ему хотелось в этот раз: выполнение или перевыполнение плана.
Родственники тоже не оставались в накладе. Всем хватало, ведь бараны нормально размножались без всяких предварительных ласк на свежем воздухе. Обычно от 100 овцематок получался стабильный приплод в 97−98 ягнят. Со слов Сулпу, редко кто из чабанов не выполнял план или обижал родственников.
За перевыполнение плана в первый сезон колхоз грамоту с ценным подарком давал (обычно это был радиоприёмник «Спидола» или часы с подписью председателя колхоза на гравировке), на второй и третий год полагалась большая премия и госнаграды-медали за трудовое отличие. Четвёртый год — льготные условия на покупку автомобиля «Волга». За перевыполнение плана на пятый год чабана представляли к награждению орденом Ленина…
Вот такие воспоминания выплыли из глубин памяти тогда. И как тут заснёшь, когда до сих пор помнишь тот обречённо-прощальный взгляд овцы на переправе у горной реки?
Лучше, подумалось, верблюдов считать или слонов. Хотя тоже что-нибудь всплывёт в памяти, ведь много раз и в Африке пришлось побывать, и в разных пустынях.
В следующий раз что-нибудь нейтральное лучше начинать считать. Звёзды, например, или добрые дела…
Мне понравился рассказ, пиши чаще о тех годах...!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Виктор!
Мне особенно приятно прочитать твой отзыв и мнение, поскольку мы с тобой были тогда вместе, рядом. В одних и тех же горах, на Тянь-Шане.
В одной и той же вч 68311.
Только я был солдатом, а ты-старлеем, моим командиром роты радиосвязи.
Причём прекрасным командиром, настоящим!
Спасибо, товарищ командир!
0 Ответить
Хорошо написано. Читать легко и приятно.
Спасибо Вам за рассказ!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, спасибо за внимание отзыв!
0 Ответить
Интересный рассказ!Хотелось бы узнать:в основу сюжетной линии(особенно прием младенца "по-горьковски"))легли автобиографические сведения или это вымысел?
0 Ответить
Галина Разорёнова, вымысла тут процентов пять, не более.
Да и то они больше относятся к литературной обработке, но не к сюжетной линии.
Ведь приходится сокращать длинноты, а где-то плавно растягиваться.
В отношении «приемки родов по рассказам Горького» конечно пришлось немного приврать...
На самом деле та, что рожала, Алтын, была первоподящей, совсем молодой девчонкой.
Первые пять дочек (как бы Сулпу) достались ему вместе с женой его старшего брата, тоже чабана. Но умершего не так давно. А у них по родовым обычаям семья брата «переходит» более младшему.
В этом отношении они молодцы, детдомов и домов ребёнка у них не было ( для коренных).
Родственники разбирали.
Сулпу тогда было, как я теперь понимаю лет тридцать, не более.
Это тогда он мне казался уже умудрённым кочевником.
У Алтын тогда были сильные повреждения подовых путей, поэтому Сулпу испугался и попросил помощи у нас, военных.
Так что Армия тогда была-с народом и народная.
Вот где-то так...
Ответил?
Извините, что долго не отвечал, был в отъезде, на другом континенте.
Спасибо большое за внимание и оценку!
0 Ответить