Особую популярность этот вид арт-терапии приобрел в последние двадцать лет. Особенно эффективна работа с пластичным материалом среди детей и подростков. Занятия позволяют им справиться с психологическими проблемами. Активных детей глинотерапия учит усидчивости, развивая устойчивость внимания. Замкнутым позволит высвободить внутренние страхи, осознать их хрупкость, учит их не бояться коммуникаций. Глина помогает разбудить творчество, наладить диалог с внутренним Я.
Почему это работает?
Глина ассоциируется с приятными ощущениями, теплым, пластичным, податливым материалом, из которого выходят «домашние» вещи. Кусочек глины в руках заставляет нас чувствовать себя творцами.
Мы испытываем тактильное удовольствие. Тактильные ощущения — наши первые ощущения, с их помощью начинается наше знакомство с миром. В случае с глиной это еще и ощущение своего следа, отпечатка, который остается при любом прикосновении. Все это укрепляет связь между нами и податливым материалом.
Мы часто испытываем тревожность, осознавая, как много в мире не поддается нашему контролю. Глинотерапия позволяет вернуть уверенность, ощущая изменения в материале от нашего воздействия.
Лепка помогает подобрать метафору внутреннему ощущению, осознать собственную проблему, разгадав ее.
Неспешность работы погружает в медитативное состояние, в диалог со своим подсознанием. Это особенно важно при современных темпах жизни.
Мы редко ощущаем зримый результат от своей деятельности, а для любого человека важно ощущать итог своих усилий. Глинотерапия — деятельность творца, видящего свое детище.
Глина — пластичный материал, позволяющий перенести на него негативные эмоции. Бросая, разрывая кусочки, разбивая поделки, мы высвобождаем внутреннюю агрессию и переносим ее на безопасный объект.
Немецкий профессор Хайнц Дойзер разработал метод Тонфельд-терапии, или «Глиняное поле». Пациенту предлагают проявить неосознанные импульсы на взаимодействие с влажной глиной, находящейся в коробке (глиняном поле, метафорическом воплощении мира).
Существуют детские центры, центры реабилитации, где педагоги и психологи практикуют глинотерапию. Но заниматься лепкой можно и в домашних условиях. Для этого потребуется глина, мисочка с водой, доска и фартук.
Первое занятие надо посвятить знакомству с материалом. Попросите ребенка потрогать, помять глину, растянуть, оторвать кусочек. Сделайте простейшие фигурки: скатайте «колбаску», шарик, расплющьте его. Оставьте на глине отпечаток пальчика, руки. Сделайте групповой слепок. Во время занятия расскажите ребенку о глине, о профессии гончара, покажите глиняную посуду, игрушки.
Проведите занятие знакомства с собой. Вылепите с ребенком Себя! Поиграйте в фигурки, моделируя разные ситуации. Во время таких занятий легко вскрываются проблемы коммуникаций. Перенос на глиняную фигурку помогает проще справиться с ними.
Боритесь со страхами. Слепите фигурку своего страха. А затем разбейте ее! Страхи тоже могут быть хрупкими.
Учите ребенка буквам и цифрам? Используйте глину для занятий, лепите буквы, составляйте из них слова.
Лепка из глины — хороший способ релаксации, она развивает мелкую моторику, воздействуя на речевые центры мозга.
Глинотерапия позволяет снять напряжение, учит контролировать свои эмоции, помогает ощутить гармонию с собой и миром.
Кроме двух дней равноденствий на орбите Земли есть 4 (!) дня равноудалений её от Солнца. Вот о них-то замолвите слово. По-моему, в этих...