Моя дочка пошла в сад в три с половиной года. Сад и воспитателя предоставило государство, поэтому выбор был невелик. Группа из 39 человек и один воспитатель, который работал первый год.
Этот период был очень сложным. Дочка не хотела идти в сад, очень переживала, плакала. Все это начиналось вечером. Спала плохо, ночной энурез случился пару раз, хотя давно уже ходила на горшок. В результате получилось проходить в общей сложности два месяца с перерывами на больничные, после чего врач дал мед. отвод на посещение детского коллектива.
У ребёнка воспалились аденоиды, храп и прерывистое дыхание не давали спокойно спать по ночам, днем нос практически не дышал. Через полгода аденоиды вылечили и решили, что социализация ребёнку все-таки необходима.
Я посоветовалась с врачом и выбрала сад с мини-группами. Моя цель была познакомить ребенка с «садовским миром», дать возможность попробовать свои силы в более комфортной, чем в государственном саду, обстановке.
Занимаясь поиском подходящего варианта, я общалась с молодыми родителями на детских площадках, искала отзывы на мамских форумах города, читала, что предлагают в частных садах.
Сад, который я выбрала, находится далековато от дома, но зато остальное устраивает. Воспитатели поддерживали мою дочь на каждом этапе, к ней нашли подход, и адаптация в этот раз прошла намного мягче.
В это же время я проконсультировалась у психолога, который выслушал нашу историю и предложил совместную психотерапию. И дело пошло. Через полгода ребёнок вернулся в государственный сад. В первый же день дочка нашла подружку, рисовала, играла, участвовала в занятиях.
В итоге к вопросу адаптации ребёнка подошли комплексно и получили хороший результат: снизилась тревожность, спокойно расстаемся утром, ребёнок в коллективе активен и весел.
Правильная подготовка к саду — залог успеха. Ребенок, которому предстоит пойти в детский сад, должен быть подготовлен к этому психологически и физически.
Подготовка физическая означает, что у ребенка есть элементарные навыки самообслуживания. Пусть дома одевается, раздевается, кушает сам. Ознакомьтесь с меню в садике и постепенно готовьте подобные блюда дома.
Психологическая подготовка поможет ребенку быстрее освоиться в коллективе, научиться общаться с детьми и взрослыми. Вы можете рассказывать о садике, читать ребенку книги и стихи на эту тему. Если есть возможность, можно сходить на прогулку в сад, познакомить малыша с детьми и воспитателем в присутствии мамы.
Звучит банально, но это действительно работает. На первых порах дети иногда стесняются, бояться попросить о помощи воспитателя. Элементарно: застегнуть куртку, поломать котлету на кусочки, переодеть пижаму — если ребёнок это умеет, то чувствует себя увереннее и безопаснее даже в незнакомой обстановке. По этой же причине выбирайте для сада простую и удобную одежду и обувь без сложных застежек.
Учитывайте, что у детей бывают возрастные кризисы. В этот период с введением новшеств лучше повременить.
Выбор воспитателя и садика считаю самым важным и нужным пунктом. Даже если ребёнок не совсем готов психологически или физически, но попал к грамотному воспитателю, человеку, понимающему детскую душу, считайте вам повезло и адаптация будет максимально мягкой. Поэтому воспитателя лучше выбирать заранее по отзывам реальных людей.
Пользуйтесь «сарафанным радио» — это самый верный способ. Не стесняйтесь сходить в сад, поговорить с заведующей, воспитателями, посмотреть группы. Запишите заранее моменты, которые вам хотелось бы узнать.
После того, как вы нашли сад и определились с воспитателем, настраивайтесь на спокойную волну. Успешная адаптация определяется психологической готовностью родителей отпустить ребёнка в новый опыт.
Ребёнок хорошо умеет считывать эмоциональное состояние родителя. Если вы боитесь, тревожитесь, не уверены — спросите себя, что не так, постарайтесь ответить и решить проблему до посещения садика. Ребёнок должен чувствовать вашу уверенность и позитивный настрой. Это совсем не значит, что не будет слез и капризов, но ваше спокойствие обеспечит ему понимание, что все под контролем, ничего страшного не случилось.
Выбирайте свой путь. Ищите способы, которые помогут конкретно вашему ребёнку. Главное правило — опираться на индивидуальность малыша, пробовать разные варианты, выбирать, что работает именно в вашем случае.
Не спешите, если чувствуете, что ребенок не готов, отложите посещение сада. Каждый развивается в своем темпе — то, что подходит ребёнку подруги, неприемлемо для вашего, и наоборот.
Еще, думаю, не нужно слепо следовать советам «бывалых», лучше руководствоваться собственной интуицией, состоянием ребенка и практическими советами профессионального психолога.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...