Справедливое воздаяние за содеянное — мера социальной реакции на умышленный антигуманный поступок индивида. Но акт воздаяния не ограничивается только земным, механическим наказанием (надели наручники — провели через суд — и в тайгу, лес валить). Как правило, уже через какое-то время окружающие становятся свидетелями множества бед, низвергающихся на голову провинившегося человека (особенно, если он вины своей не признал, жестокосерден и злонамеренно-настойчив в своём самооправдании).
От самого рождения нам дано априорное знание о добре и зле. Это важная часть коллективного бессознательного, которую мы наследуем от наших предков.
Кроме того, нас всех с детства приучают к мысли: зло наказуемо. Верующие говорят своим детям, что за злые поступки накажет Бог (странная, веками повторяемая ложь — Бог никого не карает, нет у Него этой функции). Совсем ещё недавно, в советское время, пугали осуждением трудового коллектива, партийной ячейки
А психология всё объясняет следующим образом. Тот, чья картина мира соткана из насилия, лжи и вероломства, постоянно находится под воздействием соответствующих утверждений. Кроме того, намеренно причиняющий вред окружающим, неизбежно берет часть этого вреда на себя по механизму отражения.
Каким бы жестоким и черствым не был злодей, все равно ему достаётся часть переживаний его жертвы, даже если он испытывает удовольствие от ее страданий. С одной стороны, он насыщает свою жестокость, потребность в самоутверждении над слабым и беззащитным, а с другой, обязательно получает «рикошет» от созерцаемых страданий в глубокие неосознаваемые пласты собственной психики.
Сколько психозов наблюдалось в 20−30-е годы прошлого века у солдат и офицеров расстрельных рот! Написаны огромные тома исследований. Конечно, они пока недоступны широкой публике, но вызывают откровенный ужас даже у судебных психиатров и военных психологов. Тогда воздаяние часто приходило в короткие сроки: острые психозы у карателей, суициды, убийство собственной семьи.
Обратите внимание: невозможно прокричать другому человеку оскорбления и проклятия, не получив самому части негативных внушений и отзвука переживаний оскорбленного. А потом — мучительный осадок на душе, запоздалое чувство вины, всякие разные неприятности.
Пример кармической ситуации. У меня умер любимый преподаватель. Автобус для всех скорбящих вместил только наших институтских профессоров, и я побежала ловить такси. Это было в 80-х, такси в большом городе поймать было непросто. И тут останавливается частник. Довез. Сказал, что с меня 2 руб.50 коп. Но, как на грех, в кармане куртки была только «десятка». Ответил, ухмыляясь, что сдачи нет. Хотя видел, что подвозит человека к городскому моргу, наверняка что-то случилось. Напоследок подмигнул: «Увидимся». Я механически ответила: «Нет, уже не увидимся». Да, не увиделись. Это я увидела его спустя полгода в отделении реанимации — лежал в коме. Через несколько дней умер.
Кармическое воздаяние иногда бывает заменено обучающими ситуациями. Они отличаются тем, что не представляют серьезной опасности и позволяют исправить ошибку (ситуация повторно происходит, во многом будучи сходной с первичной).
Многие видят в адекватном воздаянии немедленные меры физического воздействия. Оправданность адекватного воздаяния отнюдь не означает применения физической агрессии к тому, кто видится неправедным. Наоборот, по возможности желательно максимально воздерживаться от физического противостояния. Конечно, выбирать не приходится, когда силовой отпор остаётся единственной возможностью защиты от гибели себя и близких. В этом случае силе естественно противопоставить силу.
В наше время цивилизованным механизмом адекватного воздаяния является суд.
От наказания можно отказаться, когда душа виновного достаточно открыта для переубеждения и усвоения правил морали. Когда преступник искренне раскаивается в содеянном и есть обоснованная надежда на то, что рецидив маловероятен, необходимость сурового социального воздаяния отпадает. А кармическое — не в нашей компетенции.
О воздаянии добром за зло. Это очень спорное положение… Психокоррекции добром подвержен далеко не каждый. Более того, основная часть злостных обидчиков, клеветников и вымогателей воспринимает добро как интеллигентскую слабость. Если нет ответных действий (любых, в том числе и словесного отпора) после нанесения вреда, то свой проступок такой негодяй воспринимает как законную демонстрацию силы. Как лишнее доказательство того, что «правда» на его стороне. А тот, кто продолжает с ним по-доброму общаться, не заслуживает в его глазах ни малейшего уважения. И таких часто считают людьми без гордости.
Мировоззрение «ребята, давайте жить дружно» так же оторвано от реальности, как и средневековая жестокость, кровная месть
Лучшая стратегия, о которой писали ещё античные мудрецы — обходить зло стороной, не прикасаться к нему, не становиться его орудием. Воздаяние не настигает того, кто обдумывает каждый свой поступок, не творит зло умышленно, а за каждую ошибку просит прощения и сам исправляет ее по велению совести.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...