Агрессивность детей специалисты в области психологии (психолог — исследует и учит, психотерапевт — диагностирует и лечит, психоаналитик — разъясняет, прорабатывает гештальт и рекомендует, а психиатр — «спец» уже в клинических проявлениях) связывают с внешними факторами воздействия (примера вокруг) и внутренними факторами развития организма.
Отсюда понятно, что уровень агрессии детей непостоянен и может меняться ввиду разных обстоятельств и особенностей: возраста, ситуации (в том числе угроз, направленных в их сторону, или, наоборот, их доминирования над другими живыми существами), наличия свидетелей (эпатаж, игра на публику), предыстории ситуации, типичного поведения ребенка (индивидуальных особенностей) и даже режима сна и отдыха, а также состава крови в организме, зависящей от питания.
Что меньше всего в этой теме влияет на уровень агрессии, если речь идет о возрасте до 12 лет, так это пол ребенка, ибо не существует ни женского, ни мужского психоза, есть лишь разные особенности и провоцирующие девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение факторы. Равно как не существует поведения дурного или хорошего, несмотря на то, что в социуме постоянно даются сии субъективные оценки как своим, так и — охотнее — чужим детям и людям. Существуют лишь понятия в дуальной паре: «адекватно» и «неадекватно».
И есть индивидуальная предрасположенность психики ребенка (и человека) к определенным реакциям на внешние раздражители. К примеру, такая особенность личности, как эмоциональная лабильность, нередко проявляющаяся в избыточной (по субъективным оценкам) экспрессии, вполне может быть индивидуальной нормой, а не диагнозом. Уточним, что диагноз вправе определить только дипломированный врач, и никто из специалистов этим не занимается по одному анамнезу — нужны более серьезные наблюдения и исследования.
Вот с этих позиций, пожалуй, уместно вкратце рассмотреть ответ на вопрос «почему». Нюансов на самом деле очень много.
В целом агрессивные проявления детей (они тоже могут быть в разной форме) — всегда ответная реакция на какие-либо раздражители. Раздражители могут быть очень влиятельными для ребенка и «незаметными» даже для находящегося рядом с ним родителя. Могут иметь накопительный эффект с отложенной реакцией. Потому что ребенок — отдельная, самостоятельная личность, даже в условно младшем возрасте, это не раб нам, взрослым, и не объект для воплощения несбывшихся в собственной судьбе родительских мечтаний.
Кто думает иначе — заранее закладывает «мину» в процесс гармоничного воспитания и последующей профориентации ребенка. Что, кстати, также может формировать агрессивное поведение. Если даже агрессивное поведение кажется беспочвенным, скорее всего вы просто не видите пока его причинно-следственной связи, но ее не может не быть.
Агрессивное поведение в ответ на попытки ограничить привычку ребенка (к свободе проявлений и требовательности к окружающим) обыватели называют избалованностью. И тут надо учитывать/знать, какое поведение для конкретного ребенка является типичным, условно нормальным.
Если малыш ярко протестует против детского сада после 4 лет маминого воспитания, это не болезнь. Это ломка привычек в связи с иным опытом социализации.
Если ребенок систематически «нападает» на детей в группе или агрессивен к одноклассникам в школьном коллективе, по большей части это проявление желания быть замеченным, поощренным. Так развивающаяся личность требует к себе внимания, иногда вполне обоснованного. Есть такое понятие «не съеденный в детстве сахар» — оно об этом. Мало внимания и много критики было. Но это еще можно поправить.
Если проявления агрессии бессистемны или редки, тут может быть влияние натуральных или медицинских факторов. Никто не любит, когда пристают, когда недомогание, болит голова или живот. Когда настроение плохое, поссорилась с парнем и тебя все равно «не понимает никто» (типично для подростков), когда дочку в пубертатном возрасте «все бесит», а мама не может даже поцеловать или сказать «ты лучшая», «люблю тебя».
Есть ингредиенты продуктов, возбуждающие на эмоции больше относительно другой еды: кофе, шоколад и его производные. «Лечить» такие проявления относительно легко:
- здоровый сон часов на 10;
- отсутствие беспокойства;
- затем смена впечатлений и свежий воздух;
- вкусная, но не провоцирующая (см. выше) еда, тем более — не «энергетики» с высоким содержанием кофеина и таурина и не алкоголь.
Наличие свидетелей при проявлении агрессии усиливает ее, поскольку эпатаж или «игра на публику» определяется критическим отношением к самосознанию ребенка. Особенно тогда, когда свидетели хорошо ему знакомы. Во всех ситуациях желательно не конфликтовать (не провоцировать) при свидетелях, не допускать до этого, спасая личностную самооценку ребенка. Помнить, что критиковать уместно поступки, но без перехода на личность; так вы не растеряете во времени доверие ребенка.
И главное. Люди (и дети особенно) больше всего любят, когда их любят. Ошибки свойственны всем из рода человеческого и в любом возрасте. Но чтобы уменьшить уровень агрессии ребенка (посильно регулируя его), уделяйте ему больше внимания, даже если очень заняты. Интересуйтесь его жизнью и проблемами не номинально (для ребенка они — вовсе не детские, а «вселенские»), разговаривайте с ним.
Человек уверенный в себе, счастливый, знающий, что его любят и ценят при любых проявлениях — в принципе не агрессивен, не ориентирован ни на протестную, ни на иную опасную активность. Он в принципе еще не потерян для общества, не торопитесь записывать его в агрессоры, скорее всего для того нет оснований.
Но если «запустить» процесс своей невнимательностью к деталям, тогда обижаться уже будет не на кого… В целом в любом возрасте все возможно исправить. Была бы любовь.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...