За фобии принято считать любые страхи, причем у конкретных людей обстоятельство может иметь накопительный эффект ввиду того, что возникающие ранее страхи не были проработаны. В этой ситуации новые обстоятельства актуализируют прежний страх и усиливают его. Особенно, когда обстоятельства возникают внезапно. Ведь эмоции, связанные со страхом, признаны самыми сильными и пролонгированными психическими реакциями человека.
Есть ли в данном случае причины для страха — вопрос второстепенный. Бывает так и этак. Мозг человека уже «принял решение» об опасности, психика находится в состоянии тревожного расстройства (именно в этом состоянии человеку свойственно совершать ошибки). Со стороны анализирующему те же обстоятельства, но не пропускающему их через себя (не участнику событий), может показаться, что человек иррационально мыслит, чуть ли не подвержен маниакальному бреду, и для страха нет оснований.
Испытывая иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) неких событий, человек буквально ведет себя неадекватно. «От страха напал первым», — довольно типичный сюжет. «Люди боятся того, что знают о себе сами», — тоже справедливая сентенция.
Любой страх человека связан с непониманием происходящего, непредсказуемостью и неготовностью к ситуации.
Отсюда можно заметить, что фобии (их известно более 500 видов) разделяются по силе воздействия. Но, конечно, такие производные формы как, к примеру, «славянофобия», совсем не равнозначны по воздействию с боязнью открытого пространства или скопления людей. Когда невозможно избежать опасного объекта или ситуации, подверженный фобии человек испытывает значительные страдания. Это вредит эмоционального фону. По причинно-следственной связи, чтобы исключить (уменьшить) страх, необходимо исключить или минимизировать воздействие причины.
По воздействию страха уместно определить критичность или терпимость явления. Исследовать реакции того же человека на фобию, которую он испытывает в течение длительного времени (более полугода); насколько она трансформирована. Очевидно, что «славянофобию» вполне можно потерпеть или, скажем, выйти из критичной ситуации ограничением общения в определенных социальных группах, что вполне сегодня доступно. То же, в части исключения причин и поводов, уместно предпринять против фобии закрытых (замкнутых) или подземных пространств (метро): просто не заходите туда.
Фактор внезапного воздействия на человека, уже осознающего свои фобии, очень влиятелен. Отсюда выделим важный действующий фактор — неготовность человека.
Очевидно, что фобиями можно управлять. И человеком с его страхами также можно управлять со стороны другого или группы лиц с их ангажированными интересами. Это нередкая ситуация, когда в отношении другого «играют страхом».
Чтобы исключить или уменьшить воздействия страхов, необходимо сделать их понятными, небеспричинными. То есть разобраться в том, откуда они происходят.
Факторы страха необходимо обесценить. При неготовности — представить себе «следующую страшную бурю» и разработать план действий при возникновении конкретных обстоятельств. Так вы приобретаете уверенность в своих силах. И страх уже уменьшается. Первые (и последующие) победы над страхом полностью нивелируют для вас эту фобию.
Относительно сложный случай — фобии, связанные с людьми, с их действиями. Это тип социальных фобий, когда затруднительно исключить общение, но с учетом недоверия и опасности (фактической или надуманной) уже продемонстрированной другим ранее, фобия развилась буквально до нервной дрожи (при ее актуализации). Работа с людьми действительно самая сложная до тех пор, пока не узнаешь, что они действуют по шаблону.
Люди подсознательно хотят абстрагироваться от воздействия фобии. Но не знают, как это сделать. Между тем есть средства типичные и нетипичные; вторые еще более интересны. Что касается сформированного страха, как вы думаете, исходящего от другого человека против вас, необходимо моделировать ситуацию и определить, как другой будет действовать в тех или иных новых условиях. Условно говоря, спровоцировать его (если хватает сил и выдержки).
Надо понять, дорожите ли вы общением с конкретным человеком. Если нет — вопрос закрыт. Тут хороший метод — максимально ограничить общение. Если да, то есть шансы лучше понять другого и друг друга.
Говорите открыто о желаниях в отношениях. Используйте «Я-сообщения» для описания чувств, эмоций и пожеланий, избегая обвинений и перехода на личности. Не манкируйте этим. Такая форма коммуникации способствует взаимопониманию и поиску компромиссов. Одна из непреходящих причин в разрушении или охлаждении личных отношений — пассивность другой стороны (партнера).
Бывает, отношения «зашли в тупик». Тот, кто хочет их сохранить, пытается понять другого, неоднократно и корректно обсудить проблемы. А если в ответ «тишина», молчание или фраза «я не знаю», то как прикажете понимать… Приходится догадываться, уточнять и применять другие методы в правовом поле.
В помощь вам самые неожиданные методы, хорошо (внезапно) работающие в социальных и личных отношениях.
Удивляйтесь и действуйте активно — удивляйте сами. Сделайте необыкновенное, то, чего не ожидают. К примеру, подарите подарок, окажите знаки внимания как выражение чувств к объекту страха. Вполне возможно, что объект вашей фобии сам испытывает сильнейшие эмоциональные бури — от обиды, неуверенности, предательства.
Нет, это не выглядит заискиванием. Это важно — как не ожидаемый им и непредсказуемый выпад. Очень редко люди на добро или искреннее участие реагируют отрицательно. Подарок не обязательно должен быть дорогим, главное — внимание. Даже сделанный своими руками, он будет особенным. Разумеется, этого надо захотеть. И если хотите понять человека, вы это сделаете так или иначе.
Итак, продумайте заранее и сделайте в сторону «объекта фобии» то, чего от вас не ожидают. Инициативное совершение сего шага также добавит вам уверенности и обесценит страхи, если под ними и были основания.
...Страх и испуг на вооружении продвинутых воспитателей-родителЕй. ОнЕ не ведают проблем с воспитанием и перекладывают их на подопытных деток. Рукоприкладство до сих пор на воооружении "строгих" родителЕй. Чехов до конца жизни не простил отцу выволочку в детстве. Оценка - 5+ !
0 Ответить