Люди, долго живущие вместе, перенимают привычки друг друга, «отзеркаливают» жесты, слова (фигуры речи), иногда и мимику тоже. Особенность явления в том, что оба в паре перенимают особенности другого не одинаково. Ибо даже в семье из двоих партнеров есть управляющий или значимый субъект, и тот, кто является более зависимым, ведомым.
Тот, чье значение и влияние условно больше, является объектом для копирования — в большей степени. Явление связано с желанием близости во всех формах к тому, кто нам нравится и авторитетен. Отголосками явления так или иначе пронизаны отношения и коммуникации людей во многих сферах: от служебных отношений, когда подчиненный копирует поведение «босса» вплоть до костюма, паттернов поведения и манеры двигаться, и детско-родительских отношений, когда ребенок по собственному желанию копирует интонацию, голос или движения родителя.
Доверие, желание быть похожим на «авторитет» и выявляемые со временем его поведенческие реакции, элементы мировоззрения, аргументы и даже физические качества бессознательно вызывают у «копирующего» эффект «нормы». Иначе вроде как и быть не может. А норма — это спокойствие, предсказуемость, отсутствие страха. Когда мы «в норме» — не чувствуем ее, не замечаем — как нормальный и комфортный ритм сердца; и копируем другого бессознательно.
Это происходит до тех пор, пока копирующий не встречает или не подпадает под влияние более авторитетного или «удивительного» для него существа. Таким образом, вновь меняются жесты, стиль, движения
Так объясняются наиболее устойчивые характерные признаки и реакции. Человек перенимает то, что наиболее повлияло на его чувства и эмоции. И сохраняет перенятое — до новых эмоций. Или навсегда, если новых эмоций с достаточной силы не случается.
Главное для запуска «процесса схожести» — авторитетность, доверие и безопасность другого, желание слияния, быть таким же «хорошим». Внешнее сходство приводит и к «внутреннему» сходству ощущений. В реакциях от других чувствуют те же эмоции, реагируют так же. Основы подражания описаны выше.
Общий прожитый опыт, конечно, сближает — пока хочется быть вместе. Но опыт может быть у всех разный. Генетика влияет крайне мало — в связи с тем, что новые впечатления сменяют устаревшие. Больше влияет не генетика, а характерные особенности личной неуверенности (в себе), в том числе при слабых лидерских качествах. Именно такие особенности в характере ведут к желанию копировать и подражать, и в общем — к зависимости от другого.
Уместно ли полагать, что супруги, став похожими друг на друга, никогда не расстанутся? Словом «никогда» желательно пользоваться осторожно. Скрепляет пару ощущение незаменимости другого, а не перенятые привычки и желание их поддерживать. В причинно-следственной связи — сначала незаменимость, а потом — желание не расставаться и привычки.
Как мы показали выше, скопированные жесты, мимика, привычки не являются застывшими, навсегда данными. При возникновении нового авторитета они могут меняться.
Прожившие очень долго люди не расстаются не столько из-за привычки, личного страха потери комфорта, активов, реноме
В копировании жестов, походки, мимики, словесных выражений, интонаций и даже стиля поведения нет ничего дурного. Но все же полезно знать, почему так происходит и как это можно выгодно использовать.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...