Прежде всего, необходимо помнить о том, что человеческая жизнь состоит из череды кризисов. Такие непростые периоды не только заставляют человека меняться, но и дают ему возможность почувствовать радость от своей обновленной жизни. Дети — не исключение. Они, как и взрослые, подвержены собственным жизненным ритмам. Разобраться во всем этом чрезвычайно важно для родителей.
Первые детские кризисы возникают в возрасте одного года и полутора лет. В это время подрастающее поколение учится ходить и говорить, познает мир и самих себя, активно экспериментирует с окружающими предметами. Следующий переломный момент приходится на возраст 3 года, когда у ребенка активно формируется характер, закладываются основы его личности, вырабатываются самостоятельные представления об окружающем мире.
И, наконец, достигнув отметки 7−8 лет, наше чадо оказывается в еще одной непростой ситуации. У него началось полномасштабное социальное становление. Какие же особенности присущи этому периоду? Во-первых, ребенку предстоит войти в большую социальную структуру, которой является коллектив школы. Здесь он впервые получит исчерпывающую оценку (официальную и негласную), и, что чрезвычайно важно, такой рейтинг затем определит его место в общественной иерархии. Во-вторых, приблизительно в это же время дети приобретают специфические коммуникативные навыки — чтения и письма. Это позволит им прикоснуться к мировой письменной традиции, почувствовать себя частью всеобщей текстовой среды.
Именно эту пограничную точку и следует считать кризисом первоклассника. В одной из своих публикаций, используя аналогию с известными психологическими трудностями взрослых, приходящимися на завершение первой половины жизни, я назвал такой непростой этап детского развития «кризисом середины детства».
Общим с таким переживанием, порой весьма тягостным даже для зрелых людей, здесь является то, что ребенку предстоит по-новому переосмыслить свои ценности и представления о том месте, которое ему предстоит занять в окружающем мире. Конечно же, подобного рода размышления у детей носят неоформленных характер. Тем не менее, их структура и направленность именно такова.
Совершенно очевидно, что в такие критические периоды, в том числе связанные с поступлением в школу, ребенок повышенно уязвим в физическом и психологическом отношении. Именно сейчас ваше чадо с большей вероятностью может заболеть простудным заболеванием, пережить рецидив уже имеющегося расстройства, либо приобрести невроз. Поэтому главная задача родителей — снизить стрессовый потенциал, сопровождающий такой кризис.
Здесь будут хороши все средства, не только вызывающие положительные эмоции, но и способствующие гармоничному развитию детской личности. В их числе — рациональная организация режима домашних занятий и отдыха, переключение внимания в минуты досуга на спорт, общение с природой (прогулки), творческие занятия (рисование, лепка из пластилина
Кроме того, ваши подопечные нуждаются в одобрении своих действий. Они как никогда ранее ждут проявлений вашей любви. Не отказывайте им в этом! Ведь детям сейчас и так приходится весьма непросто!
Угу, снова - год спустя - все так же актуально.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5!
Статья заставила меня задуматься над вопросом: а не является ли эта ситуация причиной отклонений в зрении у детей?
Мне известно, что причиной детского сахарного диабета может быть сильный стресс (например, рождение брата или сестры). Одной из причин отклонения зрения от нормы может быть и стресс, вызванный переходом ребенка от состояния условно скажем детсадовского в школьное.
0 Ответить
Не поверите, но я до сих пор помню свой "кризис первоклассника"!
0 Ответить
Спасибо, очень интересная и полезная работа
моя оценка 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В отличие от детского садика в школе впервые появляется система социального рейтинга, которая затем влияет на дальнейший социальный статус человек. Вспомните: проходной балл для поступления в ВУЗ, имидж двоечника или отличника, и т.д. Здесь важен не только внешний аспект (социальная роль), но и внутренний (самооценка, персональная история как личный миф).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Странно, но я не помню, что бы у меня был "кризис". Это у всаех бывает? Если нет, то почему статья об этом умалчивает?
Автор пишет: "...ребенку предстоит войти в большую социальную структуру, которой является коллектив школы". Блин! Коллектив же состоит из таких же детей! Да и учителя, вроде как, не враги (за редким исключением). Чем отличается смена детского садика на школу в плане психологии? На мой взгляд почти что ничем.
0 Ответить
Именно сменой. Я лично многих вещей в первом классе не понимала, тех, какими она от сада отличалась, пока не привыкла. Садик же - это привычно. Но в сад пойти впервые - тоже стресс. А для мамы - еще больший.
0 Ответить
Дельная статья.
Для детишек вообще жизнь не сахар. У них еще не выработано механизмов защиты и почти каждый контакт с социумом - это испытание и разрез по живому. Детский сад, школа, компания во дворе... Взрослые такие стрессы наверно бы не выдержали. Спятили бы.
0 Ответить