Наталья Барабаш Профессионал

Как любимая сказка поможет понять себя? Часть 1

Помнишь, в детстве мама (или бабушка) читала тебе сказки? Интересные и не очень, длинные и короткие, грустные и веселые. А знаешь ли ты, что твой любимый сказочный персонаж может очень многое рассказать о тебе, повзрослевшей? Возможно, о чем-то даже ты сама не догадывалась! Сядь поудобнее, закрой глаза и вспомни, какая сказка в детстве была твоей любимой, зачитанной «до дыр». И какому персонажу из этой сказки ты наиболее сильно сопереживала. Вспомнила? А теперь читай дальше — возможно, в каком-то из описаний ты узнаешь себя. Итак, твоя любимая сказка это…

«Красная Шапочка»

Какая она?
Доверчивая и любознательная девушка с легким характером и верой в авторитет старших. Склонна к подчинению (например, маме, отдающей жуткое в своей нелогичности указание топать через лес, где водятся волки, чтобы отнести пирожки бабушке — а то старушка, надо полагать, не выживет без порции тяжелых углеводов!). Всегда готова откликнуться на просьбу о помощи, но иногда то, что она делает, не совсем соответствует тому, о чем ее попросили. Тем не менее, стремление помогать другим граничит в ее характере с самоотверженностью. Открыта для экспериментов, но предпочитает проводить их «под чутким руководством». Беззаботна — всегда надеется на чудесное спасение, которое придет, откуда не ждали, в образе смелого Охотника и спасет ее и ситуацию.

Ее мужчина
Серый Волк. Сильная, доминирующая личность. Иногда достаточно брутальный тип. Иногда — вполне интеллигентный мальчик, который, тем не менее, способен управлять Красной Шапочкой и направлять ее. В худшем случае — аферист, которому даже не придется проявлять чудеса изобретательности, чтобы обмануть нашу героиню — она подсознательно готова к такому повороту событий.

Что делать, если ты — Красная Шапочка?
1) Научись говорить «нет». Спокойно, но твердо. Никакой авторитет не вправе диктовать тебе линию поведения, которая тебе не близка.
2) Научись отказывать в помощи. Я не говорю, что с сегодняшнего дня ты должна стать законченной эгоисткой. Но доля здравого эгоизма тебе не помешает. Настоящий друг никогда не станет настаивать на том, чтобы ты бросила все свои дела и мчалась по первому зову. А если настаивает, подумай, не идет ли игра в одни ворота? И дружба ли это?
3) Освой ролевые игры. Коль уж заложено в тебе с детства ожидание сильного и доминирующего партнера, пусть оно найдет выход в сексуальной игре. Начните с тех же Красной Шапочки и Волка — как могла происходить их встреча на заброшенной лесной тропинке?
4) Примерь на себя руководящую роль. Когда вдоволь наиграешься в маленькую беззащитную девочку, становись Волком. Сначала будет неуютно, но потом, уверена, тебе понравится.

Кто еще?
Похожими характеристиками (но со своими нюансами) обладают любительницы сказок: «Рапунцель», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Морозко», «Золушка». Вообще, этот образ — послушной милой девочки — наиболее часто используется в сказках. Оно и понятно. Рассказывает-то кто? В основном, родители, которым ой как на руку формирование подобных черт в характере своей девочки. Не вини их за это. Просто возьми, наконец, пульт управления своей жизнью в собственные руки.

«Дюймовочка»

Какая она?
Эта девушка никогда не знает точно, чего хочет. Единственное, что она может сказать, так это то, что она не хочет того, что есть у нее в данный момент. Неукротимая тяга к «лучшей доле» мешает ей строить отношения с земными мужчинами. Она позволяет поклонникам увлекать ее и завоевывать, но в тот момент, когда «завоеватель» уверен, что Дюймовочка у него «в кармане», она издает призывный клич: «Ласточка, милая ласточка!..» и скрывается в неизвестном направлении в поисках принца эльфов (причем, что характерно: сама она и не подозревает, что ищет именно его). У принцев недостаток только один, но, к сожалению, весьма существенный — они очень редко встречаются в жизни. В подсознании Дюймовочки живет миф о недопустимости активных действий со стороны девушки, чем и пользуются многочисленные Жуки, Кроты и Жабы. В очередной раз будучи похищенной ретивым женихом, Дюймовочка всячески старается соответствовать его ожиданиям, даже если противно и не хочется. И когда какой-нибудь Жук в ней разочаруется, она вздохнет о Судьбе и пойдет плести колыбельку из травинок, где будет лежать и ждать очередного ухажера.

Ее мужчина
Принц эльфов. Столь же романтически настроенный, инфантильный и не очень деятельный молодой человек (если помнишь, в отличие от предыдущих «женихов», он добился согласия Дюймовочки угрозой умереть на месте сию же секунду, но никаких активных действий по ее поиску и завоеванию им предпринято не было). Если не вмешается случай, Дюймовочка и Принц могут никогда так и не встретить друг друга.

Что делать, если ты — Дюймовочка?
1) Научись определять цель. «Принц эльфов» — это не цель. «Мужчина чуть старше меня, успешный в бизнесе, остроумный, самостоятельный» — цель. «Хочу много денег» — не цель. «Хочу записаться на курсы по ландшафтному дизайну и, по окончании, открыть свой частный бизнес» — цель. Правильно поставленная цель в твоем случае должна содержать в себе путь ее достижения.
2) Определив цель, стремись к ней. Кто сказал, что «порядочная девушка не знакомится первой»? А что же, эта девушка так и сидит на пятой точке, довольствуясь только тем, что само к берегу прибьется? Ну так должна тебя огорчить: в мусоре, вынесенном прибоем, жемчужины встречаются крайне редко — все больше тина да коряги. Оно тебе надо?
3) Перестань подстраиваться. Помнишь героиню Джулии Робертс из «Сбежавшей невесты»? Классическая Дюймовочка! Очень показателен момент, когда выясняется, что девушка даже не знает, в каком виде она предпочитает есть яйца. С одним мужчиной она «любит» омлет, с другим — «глазунью»… А ты все знаешь о себе, настоящей? Или давишься яйцами «вкрутую», потому что их любит твой бойфренд (или мама, или близкая подруга, или…).
4) Изучи свое тело. И в следующий раз, когда дело дойдет до секса, подскажи своему МЧ, что и как тебе нравится. Поверь, никто не сочтет тебя испорченной. Он будет только рад тому, что ты «сотрудничаешь» с ним.

Кто еще?
Честно говоря, сколько я ни напрягала память, не смогла вспомнить ни одного сказочного персонажа, близкого по характеристикам к Дюймовочке. Возможно, тебе это удастся лучше.

Описание остальных типажей смотри здесь.

Статья размещена на сайте 27.03.2008

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наталья, Напишите, пожалуйста, про сказки "Ослиная Шкура" и "Принцесса на горошине".

    • Лина Базарова, полагаю, девушка, любившая эти сказки, считает, что ее счастье должно разглядеть ее даже в самом неказистом обличье (как говорила моя мама, "если это твоя судьба, то он тебя и серой мышкой заметит"... мда... вопреки ее стараниям, я эти сказки так и не полюбила ). Можно предположить, что девочке с детства каким-то образом было внушено, что ее должны полюбить за красивую душу, а приятная внешность только отвлекает мужчину от внутреннего содержания и вообще, скромность украшает девушку. Вот и прячет наша Принцесса на горошине свою красоту за отсутствием макияжа и бесформенными свитерами - ждет, когда же, наконец, найдется этот проницательный Принц, и можно будет, наконец, расцвести.

      • Лина Базарова Читатель 13 мая 2013 в 02:11 отредактирован 13 мая 2013 в 02:24

        Наталья Барабаш, спасибо. Общий портрет мне подходит: нравственность для меня была всегда выше материального, и всё материальное, чем можно было бы похвастаться, я всегда оставляю в тени. Вот только утверждение "скромность украшает девушку" относится скорее к леди, а я в детстве больше походила на пацана и манерой одеваться (платье на меня можно было одеть только на Новый год и утренники), и интересами, и общего языка с девочками никогда найти не могла. Да в общем-то сейчас всё так же. "Боевой раскрас" не использую, считаю это бесполезной тратой денег, времени, здоровья и т.д. А вот бесформенные свитера не ношу - вообще с 4-ого класса никакие свитера не ношу - предпочитаю камуфляж, стиль милитари и спортивную одежду. Принцессой никогда, даже в детстве, себя не называла и быть ею не хотела (была фанаткой до беспамятства сериала "Зена - королева воинов"). И мечтаю не о "принце на белом коне" (когда в детстве первый раз услышала, что все девочки об этом мечтают, сначала не поверила, а потом была ввергнута в шок), а о "богатыре на вороном". Расцветать не собираюсь, по скольку, во-первых, платья, косметику и т.д. цветением не считаю, а во вторых, самое главное - мораль, нравственность, принципы, воля, сила духа и внутренний стержень, а духовной зрелости (как говорят психологи) чел-к достигает после 40 лет (дожить бы), т.е. никаких внешних факторов типа "прынса" для расцветания не требуется.

  • Интересное исследование. Самой не раз такое в голову приходило... Начинаешь анализировать и приходишь к выводу, что не самые счастливые люди эти сказки писали. Главное - в каждой из них хэппи-энд...

    Оценка статьи: 5

    • Насколько я могу судить, сказки были одним из основных инструментов педагогического воздействия, а потому главный герой, как правило, был наделен каким-либо недостатком.

      Другое дело – хеппи-энд. Он свойственен, в основном, русским сказкам. Они словно журят: будешь делать так-то и так-то, можешь попасть в неприятную ситуацию… но, так уж и быть, спасают героя в конце повествования. Полагаю, что зарубежные сказки при переводе на русский язык тоже были отформатированы в этом же ключе (наверняка могу сказать только о сказке про Золушку – в оригинале это достаточно кровавая история). Однажды мне в руки попалась книга с французскими народными сказками – страшное дело! Обязательно кто-нибудь умирает страшной смертью и… НИКАКОГО ХЕППИ-ЭНДА! Для меня это было культурным шоком. Из русских сказок счастливого конца нет только в истории о Колобке (ну, это то, что я смогла вспомнить).

      Что это? Особенности национальной педагогики? По-моему, назрела хорошая тема для исследования. Сама не возьмусь, но, если кто-то ее разработает, почитаю с удовольствием… Валентина Пономарева, ау! Ваша тема!

  • Как оказывается всё идёт из детства Хотя эту же теорию в своей книге описывает Эрик Берн.

    • И, что характерно, не он один То, что «все мы родом из детства» - уже признанный факт, с которым не спорят даже самые заядлые скептики.

      Кстати, аналогия с Берном очень верна, поскольку в качестве основы для статьи я взяла его классификацию: Женщина-Мать, Женщина-Дочь и Женщина-Женщина (две вариации: пассивная и активная), и просто «привязала» их к знакомым сказочным персонажам.

      • Да, берновские "Игры..." сразу приходят на ум.

        Да, но, позвольте, в какие же это моменты у нас Волк - "вполне интеллигентный мальчик"?

        • Иногда достаточно брутальный тип. Иногда – вполне интеллигентный мальчик, который, тем не менее, способен управлять КШ – ключевым качеством является именно способность манипулировать героиней Но, если уж следовать тексту сказки, вспомните: Волк произвел на КШ очень хорошее впечатление, был достаточно мил и даже показал дорогу (длинную), она и потелепалась по ней (ведомая и доверчивая)…

          Лично меня всегда в этой сказке удивляло следующее: почему Волк не съел КШ сразу после того, как получил информацию о бабушке? Зачем ему нужна была вся эта возня с переодеванием?..

          • >> Зачем ему нужна была вся эта возня с переодеванием?..

            Артистизм и склонность к мистификациям, не иначе. Некоторые интеллигентные мальчики этим отличаются