Яна Лан Мастер

Путь познания, или Как правильно делиться истиной?

Каждый человек стремится к познанию себя и мира — и каждый по-своему. Узнав что-то новое и важное, человек стремится поделиться своим знанием с окружающими, так уж мы устроены. И вот тут становится заметна поразительная разница в предъявлении себя окружающим. «Я — великий гуру» либо «Я — просто человек, которому открылась одна из граней необъятного знания».

На самом деле это просто один и тот же путь познания себя, но в разные периоды времени. Начало пути — это священный экстаз неофита, когда новое знание воспринимается самим человеком как истина в последней инстанции. Человек открыл для себя нечто, что удивительным образом меняет качество жизни. Его собственной жизни. И теперь стремится поделиться этим открытием с другими. Постепенно он учится осознавать собственную ценность и начинает проповедовать свое знание.

Ведь подсознательно он еще не совсем уверен в правильности вывода и его великой ценности. И, дабы убедить в этом, в первую очередь, себя, рассказывает всем, какое замечательное сделал открытие, узрел истину, так сказать. В этом процессе его и хвалят, и ругают. Критику он отбрасывает за ненадобностью, а похвалы коллекционирует, как бесценные сокровища. Ведь они подтверждают робкое осознание своей ценности.

Со временем работа в качестве гуру приносит свои плоды: похвалы становятся не так важны, а критика — не столь болезненна. В бессознательном уже закрепился новый факт, что я есть ценность сам по себе, и желание проповедовать и наставлять на путь истинный идет на спад.

Но это не значит, что человек перестал идти по пути познания. Он всего лишь продвинулся по этому пути в сторону понимания, что он просто человек, которому открылось неведомое. Все по-настоящему великие люди, оставившие нам удивительные открытия, подчеркивали свою якобы непричастность к процессу познания. Акцент ставился на том, что знание пришло само, озарило неожиданно, приснилось во сне или вообще посетило каким-то странным образом.

То есть на начальном этапе пути человек значительно переоценивает свое участие и свою ценность. Прозрение наступает тогда, когда начинаешь видеть мессианство и проповедование в других. И это значит, что в тебе самом это имело место совсем недавно или живо по сей день. Становится довольно неприятно. Но это просто болезнь роста. Потому как если ты сумел увидеть признаки болезни — считай, что пошел на поправку. Теперь ты начинаешь ощущать себя единым с этим огромным миром информации.

Приходит понимание, что каждый человек приспособлен для ее восприятия и передачи другим людям, и нет в этом естественном процессе ничего возвышенного и удивительного. Ничего такого, что дает право проповеднику возвышаться над толпой, жаждущей советов. Ничего такого, что дает право судить тех, от кого пока скрыто это тайное знание.

А собственно величие и ценность человека, познавшего тайну, возрастают пропорционально тому, насколько случайным и незначительным он считает свое причастие к процессу. Чем меньше он склонен подчеркивать свои заслуги и тяжкий труд по наработке неких тайных знаний, тем выше его ценность и тем более полезным оказываются сами знания.

Тут вот еще что важно: пока я классно разбираюсь в решении чужих проблем, я еще проповедник. Ибо буду рассказывать всем, как решать проблемы (которые сам для себя решать уже научился). Когда же я понимаю, что рассказать об этом невозможно и свой опыт не передашь никаким образом, вот тогда и приходит понимание, что я просто сосуд для своего опыта. Точно так же, как и любой другой человек. Из одного такого сосуда в другой не перелить. Поэтому единственное, что я могу дать этому миру и людям, — это свой опыт. Свои субъективные переживания. В надежде, что кому-то они послужат толчком для их субъективного опыта и новых переживаний, трансформирующих жизнь.

Пока есть мысли типа «Да как они не могут понять?», «Да почему же они ничего не делают, а только жалуются и просят совета?» — диагноз ясен, человек считает себя гуру и уверен, что может помочь страждущим. С теми, кто прислушиваться к проповедям не желает, он довольно категоричен. Поскольку искренне считает, что человек обязан над собой трудиться, и тогда (и только тогда!) будет ему счастье. В противном случае — ни-ни, даром счастье не выдают, извините. Обычно проповеди предваряются вступлением, историей из жизни проповедника: как он сам долгие годы денно и нощно работал над собой и теперь пожинает праведные плоды своих усилий.

Когда же человек понимает, что вне его и совершенно независимо от него и его усилий существует удивительная реальность со своими универсальными законами, приходит скромность. И происходит осознание, что проповедование своих личных ценностей вовсе не является лекарством для других людей. Только лишь понимание универсальных законов может помочь каждому из нас изменить свою жизнь. А эти законы не нами писаны, и само понимание не является великим актом, после которого должно следовать зазывание повторить успешный опыт.

«Скромность — воистину мать всех добродетелей. Человек перестает ощущать себя первоисточником или главным действующим лицом, и становится сосудом, носителем, агентом». (К. Юнг)

Каждый человек хочет жить, учиться, любить, оставить след после себя. Но если при этом стараться сохранять баланс, не впадая в нравоучения, — такая жизнь доставит гораздо больше радости..

Обновлено 4.03.2009
Статья размещена на сайте 4.12.2008

Комментарии (69):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Эля Хусаинова Читатель 5 марта 2009 в 20:40 отредактирован 10 марта 2009 в 22:45

    Яна Лан, честно пыталась понять смысл статьи. Думала, после прочтения комментариев, мне откроется эта истина ;) Но нет! Ирина Фраер права! Поверхностная статья!

    Оценка статьи: 1

  • Понравилась статья. И понравилось, как автор аккуратно, деликатно обращается с такой тонкой материей. Теперь, как выпадет время, неприменно почитаю другие статьи Яны Лан.

    Оценка статьи: 5

  • Вопрос автору

    Яна! Откуда идея сделать периодизацию самопознания? Что сподвигло написать эту статью? И когда это случилось?

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 марта 2009 в 09:01

      Ольга Гриценко, на вопрос "когда" Вам ответит поисковик - эту статью Яна Лан уже публиковала раньше. Остальное - вопросы личные, но я понимаю, что Вы хотели бы узнать, не Ваша ли статья подвигла Яну на творчество...

      • Марианна Власова, именно это я пыталась узнать. Я знаю Яну как человека, который ратует за соблюдение авторских прав. Своих, по крайней мере. В принципе, в этой ситуации мне было бы достаточно упоминания обо мне, как авторе материала, вдохновившего на размышления.

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 6 марта 2009 в 00:32

          читать дальше →

  • Мне статья понравилась.
    Кто критикует - пусть напишут лучше или по-своему. Но уверен что никто не опишет и не даст универсальных рецептов познания. Каждому свое! Как говорил Паратов - "одному арбуз, а другому свиной хрящик".
    Со скромностью тоже вопрос. В наше время скромность украшает человека, делая его серым.
    Ходим по кругу: Смысл жизни в познании цели, а цель жизни в познании смысла. А там глядишь - и вечный покой с надеждой познания смысла св следующей жизни.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 марта 2009 в 14:04

      Елена Альвик, спасибо, поправили.

      До чего интересно комментарии читать... Вот уж действительно - "знающий не говорит, говорящий - не знает".

      Никто обычно себя не хочет узнавать в священно трепещущих неофитах. "Критику они отбрасывают за ненадобностью" - ох, отбрасывают. Ногами и руками. Такие сражения ведут...

      • Марианна Власова, сражений нет, есть обсуждение. По поводу неофитов:
        явление, которое мы с Анной обсуждали, обсуждали задолго до нас Христос с учениками, Гаутама Будда, Линьцзи, Бодхидхарма, Хуэйнен и тысячи других людей. Его наличие не зависит от того факта, кто его обсуждает.

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 марта 2009 в 22:02

          Юрий Белый, я вообще-то не про эту ветку говорила, а Вы узнали себя в персонажах статьи? Кстати, то состояние, которого Вы не обнаружили в классификации, называется "Я - миссионер" и в следующую стадию, описанную в статье, просто не переходит, там свои ступени, с которых тоже порой спрыгивают...

  • Да уж, точно, никто никого не сможет "осчастливеть" новыми знаниями насильно. Гуру, проповедники, доброжелатели, критиканы... Все вместе нужны друг другу для чего- то... Для чего? Найти путь к истине? Он у каждого свой, как и истина.

    Но как же, видимо, все эти гуру, проповедники достали автора. Статья написана с градусом, выстрадана. Несомненно, поднятый вопрос в одной статье не изложить. И каждый сделает для себя свой вывод. Как автор - свой.

  • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 4 марта 2009 в 11:25 отредактирован 4 марта 2009 в 11:29

    Догадываюсь, что про "гуру" потому, что это сейчас очень популярно... но это ж было во все времена! Вспомните, кто самый знающий врач, раздающий с умным видом советы? - часто студент первокурник или ординатор
    И ещё запомнилось, по-моему из законов Мерфи или около того: чаще испытывает желание говорить на иностранном языке тот, кто говорить не умеет...
    Так что мне показалось, что общая линия "почему так происходит и как к этому относиться" верно изложена!
    ...прочитала комменты, ну да - "священный трепет неофита"... ну и пока шишек не набьёт, всё трепещет.

    Оценка статьи: 5

  • Яна, а чем Ваши советы отличаются от советов гуру?
    Статья поверхностна, субъективна и безосновательна. Заголовок статьи звучит достаточно самонадеянно, как истина в последней инстанции.

  • Хм... а зачем вообще кому-то что-то навязывать? Спросят - объясним, если сами знаем... А первому лезть с советами - это не уважать ни себя, ни людей.

  • Яна Лан, Вы умница! Все написано исключительно верно.

  • Юрий Белый Дебютант 4 марта 2009 в 07:08 отредактирован 4 марта 2009 в 08:43

    Яна Лан, интересную тему подняли! (5) Помимо "Я - великий гуру" и "я - просто человек" есть и еще вариант. Вообще без "я". Попробую коротенько и не очень путанно изложить. Примерно так:
    Мир (Вселенная, Сущее, Бог, Абсолют и т.д. - это все об одном и том же) это единое целое, и в каждом человеке есть точка выхода на Божественное - Душа, в которой имеется полная информация обо всем Мире, о его прошлом и будущем, и пр. Т.е., другими словами говоря, на уровне души есть ответы абсолютно на все вопросы. Да и вопросов-то нет, ибо Душа лежит значительно глубже уровня сознания и связанной с ним вербализации. Одним словом, закрытие божественной информации идет на уровнях подсознания и сознания, а степень проявленности информации зависит от уровня духовного развития (отстраненности от зацепок сознания и снятия кармических искажений подсознания). Эффект зеркала под слоем пыли. Протрете - и весь мир перед Вами во всей его целостности и полноте. Следует ли людям помогать друг другу понять это? Вряд ли есть однозначный ответ. В буддизме есть Будды и есть Бодхисатвы (если не правильно трактую, меня поправят). Первые открывают истину для себя, вторые помогают открыть ее другим. Но ни те, ни другие не озабочены реализацией каких-либо оттенков "я", поскольку вышли за пределы сознания. А "я" существует только на уровне сознания. На созвучную тему Вы можете прочесть в моей статье об "эффекте Мюнхгаузена", котоую в основной выпуск не пускают: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/25909/

  • Яна Лан, Ведь пути познания очень разные.Даже не буду систематизировать-долго.В древне - индйской философии одни,в Тибетской - другие.В Мусульманских странах так вобще путей много,ну а что касается стран Африканского континента и говорить не хочу.Возмите ваши северные территории,кто там колдуны(шаманы) но лечат и помогают. Одному человеку жизни не хватит это изучить и поэтому человек берет одну филосрфию и строго ей следует.Вот здесь и определяется путь к познанию.Например индийцы в США считаются класными програмистами,Японцы хоть на втором месте ,но отлично рисуют кистью.Китайцы мастера в разных микродеталях(монтаж и др.)И все это воспитывается той культурой которую заложили.А теперь скажите и откуда она для них пошла и воспитала?.

  • Статья хорошая и во многом верная, но я так и не поняла, как же все-таки объяснить слепому, что такое зеленый цвет?

  • Здравствуйте, Яна!
    Статья хорошая, и я бы хотел несколько дополнить Вашу точку зрения.
    Ищут знания не от хорошей жизни. А от ощущения, что что-то идёт не так, что-то не устраивает. Старые программы не работают, нужны новые.
    На мой взгляд, первое, с чем сталкивается человек, ищущий знания - это шок от найденного. Своего рода страх. Боится он перемен, к которым его подталкивает знание. При этом, чувствует, что эти перемены - необходимы. И если он не остановился - приходит Второй этап - это осознание истины. Здесь Вы всё верно описали. Он тут же бежит проповедовать. Почему он это делает - Вы раскрыли верно. Хочу добавить, что делать он это будет до тех пор, пока не ощутит силу от своего знания.
    Но с приходом силы можно легко замкнуться в себе, отказавшись от мира, который, собственно, и дал первый толчок к самосовершенствованию. Таким образом, отрезав себе все пути к дальнейшему росту. Это - последняя опасность, которая может остановить человека от дальнейшего совершенствования своего знания.

    Кто же любит поучать?
    Ищущий.
    Нашедший - пользуется. Ему уже не нужна поддержка или одобрение окружающих. Он имеет один весомейший критерий оценки знания - проверку практикой.

  • То, что описано как "я - гуру", на самом деле - всего лишь священный экстаз неофита.

    Критику он отбрасывает за ненадобностью, а похвалы коллекционирует, как бесценные сокровища. - вот если такое происходит, бесполезно ожидать того, что описывается в следующем абзаце. На самом деле в этом состоянии индивид способен закоснеть навсегда. Поскольку, отказываясь принимать в расчет критику, он лишает себя возможности работы над собой, даже более - возможности понимать себя.

  • С теми, кто прислушиваться к проповедям не желает, он довольно категоричен.
    Поскольку искренне считает, что человек обязан над собой трудиться и тогда (и только тогда!) будет ему счастье.
    В противном случае - ни-ни, даром счастье не выдают, извините

    Ой, кому-то выдают, причём даром!....Есть такие. Им трудиться - и вправду, не надоть.
    Счастливчики, или нет- не знаю.
    У каждого - оказывается, своя модель счастья.

    А нам - надо!! Трудиться-то.
    Что-то мы, видать на прошлом уроке пропустили, приходится навёрстывать...
    Ну что ж- это наша модель ЩАСТЬЯЯЯЯ.

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Есипова Людмила Есипова Мастер 4 декабря 2008 в 13:27 отредактирован 4 декабря 2008 в 13:28

    Тут вот еще что важно - пока я классно разбираюсь в решении чужих проблем, я еще проповедник. Ибо буду рассказывать всем, как решать проблемы (которые сам для себя решать уже научился). Когда же я понимаю, что рассказать об этом невозможно и свой опыт не передашь никаким образом - вот тогда и приходит понимание, что я просто сосуд для СВОЕГО ОПЫТА. Точно также как и любой другой человек. Из одного сосуда в другой не перелить. Поэтому единственное, что я могу дать этому миру и людям - это свой опыт. Свои субъективные переживания. В надежде - что кому-то они послужат толчком для их субъективного опыта и новых переживаний, трансформирующих жизнь.

    Во тут по-моему противоречие, по крайней мере так воспринимается.

    Пока есть мысли типа «Да как они не могут понять?», «Да почему же они ничего не делают, а только жалуются и просят совета?» - диагноз ясен, человек считает себя гуру и уверен, что может помочь страждущим. С теми, кто прислушиваться к проповедям не желает, он довольно категоричен. Поскольку искренне считает, что человек обязан над собой трудиться и тогда (и только тогда!) будет ему счастье. В противном случае - ни-ни, даром счастье не выдают, извините. Обычно проповеди предваряются вступлением - историей из жизни проповедника - как он сам долгие годы денно и нощно работал над собой и теперь пожинает праведные плоды своих усилий.

    А это прям про меня. Сижу и радуюсь -на фига себе.
    И ещё. Длинновато.