Наталья Проценко Грандмастер

Как читать детские рисунки?

В предыдущей статье мы выяснили, что детские рисунки — это кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, проблемах и особенностях. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях. На что же нам необходимо обратить внимание, для того, чтобы правильно все это «прочитать»?

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» — то есть состояния психики и цветовых предпочтений. О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации, поэтому я сделаю акцент на другом.

Безусловно, цвет — это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде «если рисунок сделан черным — ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным — он чрезмерно агрессивен».

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна, и ему как раз достался черный или серый).

Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых — признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности. Но если красный — постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами — возможная тревожная депрессия.

Какие тона вообще преобладают в рисунке — теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.

Использует ли ребенок всю палитру — либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.

Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?

Следующий важный момент — нажим на карандаш. Это — показатель психомоторного тонуса ребенка.

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный — это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются — это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными — сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее — это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну, а если карандаш рвет лист — это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») — это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен — ребенок эмоционально нестабилен.

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа — и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано. Если подробностей много — у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен). Однако всмотритесь, какого рода все эти детали — если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) — это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно — значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование — признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен — ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как).

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит — он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен. Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать — это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну, а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки», либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело», — это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более — в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы. Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано — это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности. Но может быть также и свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т. е. передавать штриховкой оттенок и объем.

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление — дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу — вполне устроит. Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А. Л. Венгера, — признаки неблагополучия. Однако, повторюсь, — лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

Для этого существуют специальные проективные тесты — так называемые «рисуночные методики», с помощью которых специалисты могут составить представление о состоянии ребенка. Речь о них и пойдет в следующих статьях.

Обновлено 12.05.2015
Статья размещена на сайте 4.05.2009

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наталья Проценко, спасибо. хорошаяс татья. Мне немного не хватило деталей: большие глаза. большие руки и т.п. с занятий по психологии позабыто. но сейчас мне очень интересно: ребенок пошел в детский сад .в 4 полных года. Его любимец, зайка, остался дома, не взяли. Пришла домой, кажется третье посещение,
    - Мама нарисуй мне зайца. Нарисовала. Перечеркнула его красным.
    - Нарисуй еще. Нарисовала. - Нарисуй мне волка.
    Я - Волк съест зайку.
    Дочка - Ну и пусть.
    Я - нет ,не хорошо. волк его съест.
    - Ну нарисуй лисичку?
    - И лисичка съест!
    -Ну нарисуй медведя? Медведь не съест?
    - Нет ,медведь зайку не ест.
    Нарисовала, потом уговорили на волк ас лисой. Вышла. Захожу ,у зайки закрыт рот, закрашен. т.е. а у зверей неимоверные зубы... Суть рисунка я поняла.. не мог понять кто такой зайка: друг, который не пошел с ней в новый нелегкий мир. . или она сама позиционирует себя с зайкой, а рядом этот не легкий мир..???
    А еще у нас на всех рисунках большие глаза у всех.
    Важный момент ,Лера у нас старшая из погодок, более чувствительный ребенок, гиперакивная, развитая не по годам.
    А я ходила в худ. школу. Но рисовать любила дома только простым карандашом, какие-то драматические сюжеты ,и обнаженные фигуры в контексте сюжетов.. в 14 лет, мама была в трансе

    Оценка статьи: 5

    • Ната Пырван, не видя рисунка и самого РЕБЕНКА, сложно сказать, что означают большие глаза именно в вашем случае. Не ясно, насколько они большие относительно самого рисунка, и как именно нарисованы. К примеру, большие зачернененные или с зачерненной радужкой глаза - признак наличия страхов; глаза пустые, без радужки и зрачков - признак астении (нервного истощения, ослабленности, повышенной утомляемости); если просто непропорционально большие глаза на многих рисунках ребенка - это признак тревожности.
      Но!
      Все вышеперечисленное - ПРИЗНАКИ, а не 100-% свидетельство наличия проблем. Для того и нужны рисуночные методики, что они позволяют заподозрить наличие определенных проблем - и далее (причем только очно, а не заочно!) дополнительными исследованиями это подтверждается либо нет. На основании описания содержания одних только рисунков, не видя самого ребенка, никто ничего четко Вам не скажет.
      Поэтому если подозреваете наличие каких-либо трудностей - идите к детскому психологу вместе с дочкой.

      Что же касается расшифровки самого сюжета (про зайку и других животных) - то правильна скорее вторая Ваша догадка: девочка чувствует себя беззащитной в агрессивном мире. При поступлении в садик очень многие дети чувствуют себя именно так.....

  • Прочитала Вашу статью.Действительно СУЩЕСТВУЮТ ПСИХОМЕТОДИКИ,по развитию ребёнка посредством изобразительного творчества,как и методические разработки по тестированию детских работ. Проработав много-много лет с детьми ,могу с уверенностью заявить,что это всё очень относительно.С жизнью почти никак не стыкуется. Если по натуре человек "рациональный практик",то большинство его работ будут графическими и чёрно-белыми(ему так элементарно проще решать вопросы с самим собой). Я не занималась социологическими исследованиями на тему кого больше-"лириков",или "физиков"? Но,если ребёнок сознательно выбирает из груды карандашей чёрный,то это вовсе не обозначает, что ему плохо. Жизнь свела меня по работе именно с очень трудными подростками, из очень неблагополучных семей. Их работы всегда отличала насыщенность цвета, если монохром,то очень гармоничный, с цветовыми акцентами. Поэтому мысль вышесказанного может в кратком виде быть такой-психологи ошибаются чаще,чем хотелось бы. Это-ни в коем случае не критика, а просто заметка педагога-практика (не более).
    С уважением М.О.

    • Марина Овчинникова, во многом с Вами согласна. Я про причины выбора монохрома уже писала в комментах к первой статье цикла.

      • Наталья Проценко,Вы же сами говорите,что Вы-ПСИХОЛОГ,а я-практик-художник-педагог.Только поэтому и написала то,что написала.Вероятно и очевидно,что исследования по этой теме и велись и ведутся.Но эта тема дна не имеет.Хуже,чем тема историческая. Ибо душа человека,его психика-всегда потёмки,а уж душа художника..ой-потёмки в 100% режиме.Я не собираюсь спорить,я просто рассказала о том,что есть в реалиях и только.Вы,как профи в своей сфере совершенно правильно выбрали тематику,которая "задевает":животные,дети,инвалиды(пришлось вот так вот,хотя во всём цивилизованном мире это просто люди с ограниченными возможностями),старики,нищие-вот перечень тем,которые точно вызовут реакцию и не нагнетут особенно обстановку.Самая безобидная-дети.на все остальные темы писать "опасно"-нужно иметь или очень глубокое знание аспекта проблемы,а это возможно при условии,если сам живёшь в этом,или...как спец,который работает с этими слоями общества и просто публикует свои заметки. Я надеюсь,что Вы согласны с этим утверждением? Мне ,к примеру,очень многое непонятно ТУТ-я имею в виду в журнале,но не как художнику-это отдельная каста людей с "ОБНАЖЁННЫИМИ НЕРВАМИ",если кто-то из них Вам будет внушать,что у него не нервы,а канаты..-не верьте.Или перед Вами НЕ художник. То есть я в финале желаю подвести черту-мы смотрим на одну и ту же тему с диаметрально противоположных точек зрения.С этим ничего поделать нельзя,это можно просто ,как факт констатировать.

        С уважением М.О.

  • Интересно... Настораживает категоричность - "...если, то..."
    На мой взгляд, можно предполагать.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, у меня целый цикл статей по рисунки, и я в каждой пишу, что, напротив, никакой категоричности не может быть, и судить о состоянии ребенка можно лишь на основании серии рисунков, притом лишь в комплекте с другими проявлениями его характера.
      А приведенные в статьях расшифровки рисунков - лишь сигналы о том, на что обратить внимание родителям, чтобы не пропустить признаки неблагополучия у своего малыша.

      Вот же, специально пишу в статье: "Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака"... Наверное, надо было жирным шрифтом выделить...