Наталья Проценко Грандмастер

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком? Тест «Злое, Счастливое и Несчастное животное»

В предыдущей статье, посвященной диагностике психологического состояния ребенка с помощью выполненного им рисунка Несуществующего Животного, мы познакомились с методикой отечественного психолога М. З. Друкаревич. Взяв за основу эту богатую идею, другой исследователь, А. Л. Венгер, разработал дополнительные задания — «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Эти тесты позволяют выявить скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, типичную для ребенка реакцию на угрозу (тест «Злое животное»), его ценности и стремления («Счастливое животное»), характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления малыша о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое животное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости ребенка к стрессам и проясняют ситуацию текущего эмоционального благополучия.

Почему это работает? Да потому, что рисунок животного — штука чрезвычайно богатая информацией. Если рисуя человека, малыш и может что-то приукрасить или «не показать», то изображения животных, тем более — несуществующих, являющихся полностью продуктом воображения маленького художника, и раскрывают его внутренний мир во всей полноте.

Конечно, с малышом-трехлеткой этот способ использовать рановато, поскольку в этом возрасте и колобок, и человек, и котик выглядят на рисунках примерно одинаково — а тем более сложно выделить нюансы «настроений». Но вот уже со старшими дошкольниками и младшими школьниками (то есть с 6−7 лет) поиграть в «рисование зверушек» — милое дело.

Как правильно организовать тест, говорилось в предыдущей статье. Если ребенок не устал после рисования своего Несуществующего животного, дайте ему еще листочек и попросите изобразить теперь уже другое существо — «Злое животное». Все происходит аналогично первому сюжету. Потом так же выполняются задания о «Счастливом» и «Несчастном животном».

Так же, как и в прошлый раз, попросите назвать животное и рассказать о нем — о его характере, привычках, друзьях и врагах, мечтах, образе жизни.

Как интерпретировать полученные картинки — мы уже говорили.

А теперь сравните Злое животное и обычное. Если Злое животное лишено признаков агрессивности, описанных ранее — это говорит об их отсутствии и у ребенка (ну или о стремлении их скрыть).

Если таких знаков, напротив, очень много — склонность и готовность к агрессии высока. Смотрите, как она локализована: когтистые лапы — агрессия физическая, огромные клыки — вербальная.

Оцените, боится ли сам ребенок своего Злого животного: четкая уверенная линия рисунка говорит о высокой стрессоустойчивости, а «распадающаяся» форма — о низкой.

Сравнение Счастливого животного с обычным скажет, насколько благополучным ощущает себя ребенок и чего ему не хватает.

Если подчеркивается, что Счастливчик всегда обеспечен едой и всякими материальными благами — ребенок ощущает ненадежность своего материального положения.

Если говорится, что «оно защищено от любых врагов» — ребенок настороженно относится к окружающим и, возможно, не ждет от них добра.

А если животное «дружит со всеми», «его все любят» — для него очень ценны эмоциональные связи (а возможно, он даже испытывает недостаток в общении, любви). Если животное «красивое и умное» — эти качества ценны для художника.

О высокой ценности свободы и стремлении к самостоятельности говорит способность животного «летать, куда захочется» или «жить повсюду».

Если Счастливчик «живет вечно» — это может свидетельствовать о страхе смерти.

Ну, а сравнение Несчастного животного с обычным расскажет, о чем ребенок тревожится и печалится.

Если оно нарисовано очень маленьким или рисунок содержит признаки тревожности — многократные исправления, нечеткий контур, обильную заштриховку — ребенок склонен к депрессивной реакции на неблагоприятные обстоятельства.

Если Несчастненький зверь страдает от того, что «его никто не любит» — ребенку, возможно, не хватает тепла и приятия.

Если он «совсем один, без друзей» — не хватает общения.

Если «болеет и умирает» — ребенок, возможно, чувствует себя слабым или боится смерти. Если Несчастному «тяжело живется» — нет еды, воды, дома и так далее — может быть, ребенок ощущает материальное неблагополучие.

Если же ребенок не может объяснить, почему именно животное можно считать счастливым или несчастным, это говорит о его не слишком хорошем понимании себя самого.

Думаю, на основании всего, что вы уже прочли о рисуночных тестах, вам станет легче «читать» произведения своего ребенка. А самое главное — надеюсь, вы станете обращать больше внимания на его внутренний мир.

Обновлено 18.02.2015
Статья размещена на сайте 5.05.2009

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • о точности тестов

    Наталья Проценко, запуская такую интересную информацию в массы, вы нигде не говорите о точности психологических тестов. Нужно сказать людям - не более 50%, т.е. то что есть на самом деле и то что показывают тесты во многом зависит от интерпретатора! И занятие это вообщем-то во многом БЕСПОЛЕЗНОЕ!

  • Нет, если мне в детстве говорили, чтоб я нарисовал злое животное - то я и рисовал зверя хищного, агрессивного, с оскаленной пастью, выставленными когтями. А если одинокое - то рисовал, как оно сидит посреди пустыни или тёмной и совершенно пустой пещеры. Или на необитаемом острове.