Однако почему же так происходит? Почему в наш просвещенный XXI век так много родительских пар, с удручающим постоянством вступающих на дороги, ведущие «не туда»?
В основном причин ошибок родителей три. Это:
- психологическая неграмотность родителей;
- их личностные расстройства и даже патологии;
- их попытки решить за счет ребенка собственные проблемы.
Первая причина — неосведомленность — наиболее популярна. Она же и наиболее легко устранима. Действительно, если человек по профессии физик, пекарь или токарь — вряд ли стоит ожидать от него исключительной компетенции в вопросах устройства детской психики. Здорово уже, если в наличии имеется хотя бы общее представление, но и этого может не быть.
Однако если такой человек вполне адекватен, хочет избежать ошибок и исправить по возможности уже допущенные — ему просто нужна соответствующая информация. Именно поэтому психологи постоянно пишут во множестве статьи вроде бы об одном и том же — «где и как соломки подстелить». И эта статья — одна из их длинного ряда.
Смысл таких материалов — сеять «разумное, доброе и вечное» в головах не детей, но их родителей, чтобы те не изобретали велосипед, не повторяли чужих ошибок и адекватно относились к возможностям собственного ребенка. Знание — сила!
Вторая причина — личностные расстройства родителей — намного сложнее. Далеко не все взрослые люди адекватны. Более того, как говаривал (в шутку, надо надеяться) один из моих институтских преподавателей, «нет на свете нормальных людей — есть недообследованные».
Однако способность к воспроизводству себе подобных имеют решительно все, вне зависимости от психического здоровья (если только нет проблем с репродуктивной системой) — следовательно, в категорию родителей также может попасть кто угодно. В том числе и люди с проблемами — большими и маленькими.
Ясно, что личностные расстройства и акцентуации (то есть — пограничные варианты нормы) родителей не могут пройти незамеченными для всей семьи, и, естественно, они накладывают существенный отпечаток на стиль воспитания.
К примеру, импульсивная акцентуация — то есть взрывной характер родителя — формирует отношения авторитаризма (доминирования) и жесткого обращения с ребенком.
Однако если родитель не агрессивен и властен, а просто чрезмерно тревожен и мнителен, также возможно авторитарное воспитание, исходящее из соображений вроде: «Я боюсь за тебя, поэтому ты будешь делать лишь так, как я скажу — я же знаю, как лучше!» Крайним вариантом в этом случае будет воспитание ребенка по типу гиперопеки: «ни один волосок не упадет с твоей головы, я тучи разведу руками, тебе и делать ничего не нужно…»
Демонстративная, истеричная акцентуация родителя приводит к противоречивому способу воспитания: внутренне такой родитель занят исключительно своей персоной, ребенок его раздражает, поскольку требует слишком много внимания. Но на людях демонстрируется подчеркнутое «примерное отношение»: ведь хорошее родительство одобряется обществом, а быть лучше всех — главная цель демонстративных людей.
Дети же — прекрасные барометры: они отлично понимают, что в глубине души такому родителю они не нужны. Поэтому отношения рано или поздно расстраиваются, ребенок начинает «выходить из берегов», он больше не укладывается в концепцию «идеального ребенка» (предел мечтаний демонстративных родителей) — чем еще более их раздражает: реальность не соответствует амбициям!
Нередко дети берут пример с родителей и также вырастают эгоцентриками, а два таких человека рядом — это гарантированная пороховая бочка.
Круг замыкается, и без помощи специалистов в этом клубке уже не разобраться: вроде бы внешне все шоколадно, а внутри — холод и отчуждение.
Если же родитель имеет неустойчивую психическую организацию (то есть его настроение неустойчиво и непредсказуемо: сегодня — один, завтра — другой), то его воспитательный стиль, вероятнее всего, будет либо гипопротективным (другими словами — преимущественно равнодушным к ребенку, с пониженным уровнем удовлетворения и потребностей ребенка, и требований к нему), либо непредсказуемым с элементами то вседозволенности, то жесткого контроля — в зависимости от родительского настроения. На таких «качелях» редко кому из детей удается удержаться, и практически всегда они соскальзывают в непослушание и полное игнорирование любых родительских требований. Если человек сам не знает, чего он хочет и что ему от ребенка нужно — можно ли рассчитывать на авторитет?
Случаи, находящиеся в компетенции так называемой «большой психиатрии», то есть варианты серьезных психических расстройств и заболеваний, мы здесь рассматривать не будем, это разговор совсем отдельный и в формат статьи никак не укладывающийся.
Однако существует еще одна большая группа причин, по которым родители выбирают пагубные воспитательные подходы, описанные в предыдущих статьях. Вариантов множество, но объединяет их всех одно — так или иначе, это разнообразнейшие попытки взрослых решить свои проблемы за счет детей. Это — безусловно нечестные игры, однако надо сказать, что нередко родители не отдают себе отчета в том, почему же они именно так поступают, и без помощи психологов им проблемы не решить.
Об этом и пойдет речь в следующей статье.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...